X

Машины победителей

Вcкоре после окончания Великой Отечественной войны, 24 июня 1945 года, в Москве состоялся грандиозный Парад Победы. На нем была широко представлена боевая техника Красной Армии, в том числе и автомобильная.

Вcкоре после окончания Великой Отечественной войны, 24 июня 1945 года, в Москве состоялся грандиозный Парад Победы. На нем была широко представлена боевая техника Красной Армии, в том числе и автомобильная.

Вcкоре после окончания Великой Отечественной войны, 24 июня 1945 года, в Москве состоялся грандиозный Парад Победы. На нем была широко представлена боевая техника Красной Армии, в том числе и автомобильная.

В тот день по Красной площади прошли сотни машин. Юркие «Виллисы» везли командиров и знамена частей. Работяги ЗИС-5 и трехосные «Студебекеры» буксировали пушки. А тяжелые орудия катились на прицепе у гусеничных тягачей Я-13 и тракторов «Аллис-Чалмерс». Были здесь и легендарные гвардейские минометы – «Катюши», и легкие броневики БА-64…
Обо всех этих машинах мы уже писали. А сейчас расскажем о некоторых других участниках исторического парада.

На Красной площади – легкие бронеавтомобили БА-64Б, созданные на шасси «бобика» ГАЗ-67Б (4х4).

Уникальная боевая машина реактивной артиллерии – БМ-8-72 на базе Studebаker US6.

Боевые машины реактивной артиллерии БМ-31-12 на шасси Studebaker US6 (6х6 и 6х4).

Автомобильная техника на Параде Победы: Studebаker US6, Willys MB и ЗИС-5 с 37-мм зенитной пушкой образца 1939 г.

Братья «Катюши»

«Катюша», она же боевая машина БМ-13, вела огонь 132-мм реактивными снарядами М-13 (4,9 кг взрывчатки) на дальность 8,5 км. А в 1943 году на вооружение поступил куда более мощный снаряд – М-31, калибром 300 мм. Он нес без малого 29 кг взрывчатки и имел дальность полета 4,3 км.

Но вот беда: самоходной установки для М-31 поначалу не было, и снаряды приходилось запускать с рамы, стоящей просто на земле. Это плохо сказывалось на маневренности ракетных частей. Поэтому в 1944 году поступила на вооружение пусковая установка на шасси Studebaker US6. В отличие от «Катюши» направляющие здесь были не рельсового, а нового, сотового типа. Эта боевая машина для снарядов М-31 имела 12 направляющих и потому получила название БМ-31-12. А в войсках ей дали ласковое прозвище «Андрюша».
Вскоре на «Андрюшах» стали применять усовершенствованный снаряд – М-31УК, что означало «улучшенной кучности». Правда, дальность полета у него была чуть меньше – 4,0 км, зато площадь рассеивания уменьшилась в 7,9 раза!

На Параде Победы была показана еще одна уникальная реактивная установка, созданная в самом конце войны. Нужно сказать, что в ходе Великой Отечественной применялось несколько типов боевых машин, вооруженных осколочно-фугасными снарядами М-82 (т. е. калибра 82 мм) с дальностью полета 5,5-5,9 км. Эти пусковые установки имели разное число направляющих: от 8 до 48. А показанная на параде новая установка БМ-8-72 была рассчитана на 72 снаряда!

Колеса разведчиков

Когда на Параде Победы наступил черед боевой техники, то первыми на Красную Площадь выехали не мощные танки и не могучие орудия, а… мотоциклы М-72.

В период Великой Отечественной были целые полки и батальоны таких машин. Мотоциклы использовались для разведки, связи и охраны, борьбы с десантами и для дерзких рейдов в тыл противника. Обычно их вооружали ручным пулеметом Дегтярева (ДП). Для его сошек на каждой коляске спереди и сзади имелось по одному кронштейну в виде короткой вертикальной трубы. А сбоку на колясках крепились коробки с патронами. На некоторых мотоциклах перевозили даже 82-мм минометы – правда, для стрельбы их опускали на землю. Были и санитарные мотоциклы.

Хотя М-72 выпускался в СССР, но сконструирован был «по ту сторону фронта» – в Германии. Когда в 1940 году стало ясно, что советский тяжелый армейский мотоцикл АМ-600 уже устарел, решили позаимствовать конструкцию у немцев.

В Германии закупили несколько мотоциклов BMW R71 модели 1938 года. Их разобрали по винтику, изучили все, вплоть до химического состава деталей, и стали готовиться к серийному производству. Первые машины собрали на ММЗ – Московском мотозаводе (бывшем велосипедном) в августе 1941 года. Мотоцикл получил название М-72. Он оснащался двухцилиндровым оппозитным двигателем рабочим объемом 750 см куб. Мощности 22 л. с. хватало, чтобы разогнать машину с коляской до 90–95 км/ч, а одиночку – до 105–110 км/ч.
Вскоре завод ММЗ пришлось эвакуировать на Урал, в город Ирбит, и там с февраля 1942 года выпуск развернули по-настоящему. Всего в 1942–1944 гг. было изготовлено 6965 мотоциклов М-72.

Спаренная 25-мм зенитная установка 94КМ на автомобиле ЗИС-14. Досягаемость по высоте – 2 км. Скорострельность каждого ствола – 250 выстрелов в минуту.

Подразделение разведчиков на мотоциклах М-72, вооруженных пулеметами ДП (7,62 мм).

Прожекторная станция 3-15-4Б на длиннобазном низкобортном спецавтомобиле ЗИС-14.

Автомобиль против самолета

Не обошлось на Параде Победы и без средств ПВО – от крупнокалиберных пулеметов ДШК (12,7 мм), установленных по два в кузовах ЗИС-5, до зенитных пушек на буксире у грузовиков.
Однако самой колоритной машиной стала зенитная прожекторная станция З-15-4Б. Отражатель диаметром 1,5 м был установлен на лафете с четырьмя обрезиненными колесами. Они служили для закатывания прожектора по аппарелям с помощью лебедки в кузов специального автомобиля ЗИС-14.

Эта оригинальная машина создана на базе трехтонки ЗИС-5. Раму грузовика удлинили на 610 мм (до 4420 мм), а кузов сделали низко расположенным и с надколесными нишами. Борта его тоже были низкими и снабжены поперечными усилителями из стальных уголков. На задней стенке кабины крепился силовой щит. На колесах – шины увеличенного размера, что повысило клиренс на 25 мм.

Дальность действия прожекторов достигала 10 км. Они осуществляли поиск и ослепление вражеских самолетов. Кроме того, образовывали т. н. световые прожекторные поля (СПП) для ночных действий нашей истребительной авиации. Применялись они и для освещения наземных целей.

16 апреля 1945 года, задолго до рассвета началось наступление советских войск на Берлинском направлении. За 3 минуты до окончания артподготовки одновременно вспыхнули 142 зенитных прожектора, направленных на немецкие позиции. В потоке фантастического синеватого света советские танки и пехота устремились в атаку. Маршал Г. К. Жуков вспоминал: «Противник был ослеплен и ошеломлен: уж не новое ли оружие – лучи смерти – пустили в ход русские? В первые часы атаки фашисты не смогли оказать организованного сопротивления. Их боевые порядки были смяты». Так начиналась Берлинская операция, которая завершилась капитуляцией фашисткой Германии.

Леонид Гоголев
Фото из архива редакции