X

Mercedes-Benz MB100D: Испанская кровь

На украинских дорогах нередко можно встретить легкие развозные автомобили Mercedes-Benz MB100D, снятые с производства еще в середине 90-х. За это время был накоплен немалый опыт их эксплуатации в наших условиях.

На украинских дорогах нередко можно встретить легкие развозные автомобили Mercedes-Benz MB100D, снятые с производства еще в середине 90-х. За это время был накоплен немалый опыт их эксплуатации в наших условиях.

На украинских дорогах нередко можно встретить легкие развозные автомобили Mercedes-Benz MB100D, снятые с производства еще в середине 90-х. За это время был накоплен немалый опыт их эксплуатации в наших условиях.

Примечательно, что модель MB100D – это первый коммерческий «Мерседес», запущенный в производство на испанском заводе в городе Витория. За десять лет – с 1986 по 1995 гг. – здесь изготовили свыше 207 тысяч машин. В конце 1991 года модель MB100D претерпела рестайлинг – появилась наклонная решетка радиатора с фарами увеличенного размера, видоизменилась приборная панель, мощность дизельного двигателя возросла с 72 до 75 л. с. А четыре года спустя, в 1996-м, на смену «сотке» пришел новый «испанец» – автомобиль Mercedes Vito.

Кузов

На нашем рынке можно встретить различные кузовные варианты Mercedes-Benz MB100D – фургоны, «комби», микроавтобусы, реже – шасси с бортовой платформой. Микроавтобусы могут перевозить до 8 пассажиров, а фургоны – до тонны груза. Модель выпускалась в двух исполнениях по длине колесной базы, со стандартной и высокой крышей, поэтому объем грузового отсека фургонов составляет от 4,85 до 9,48 м куб.

В основе Mercedes-Benz МВ100D лежит трубчатая лонжеронная рама, отличающаяся высокой прочностью. Впрочем, возраст берет свое, и «рыжая» болезнь нещадно атакует кузов. Особенно заметна ржавчина на днище, порогах и арках колес грузовых фургонов, обычно работающих в более напряженных условиях, чем микроавтобусы. Поэтому при покупке следует помнить о своевременной обработке кузова «антикором», особенно перед зимним сезоном. Еще одна «болезнь» фургонов и микроавтобусов – разбалтывание роликового механизма боковой сдвижной двери. В результате дверь закрывается с трудом.

Особое внимание следует уделить электро­проводке. Так как аккумуляторная батарея находится в корме, провода тянутся к ней через весь кузов, причем еще и близко к колесам, что делает их особо уязвимыми – они постоянно подвергаются воздействию влаги и соли. В итоге владельцы автомобилей постоянно сталкиваются со сбоями электрики.

К качеству внутренних панелей салона и кабины претензий нет. Вот только с годами эксплуатации по нашим ухабам они начинают голосисто «подпевать». В целом шумоизоляция салона не ахти какая, поэтому для улучшения звукового комфорта требуется дополнительный настил «шумки».

Двигатель и трансмиссия

«Сотка» не отличается особым разно­образием двигателей – для нее предлагался всего лишь один дизельный агрегат OM 616. Этот мотор также устанавливался на фургончики семейства T1 – 207/307D, а также на легковую модель 240D – с кузовом W123. При рабочем объеме 2,4 л он развивает 75 л. с и выдает 138 Нм при 2000–2600 об/мин. Мотор довольно надежен и экономичен: средний расход топлива составляет 9–10 л на 100 км.

Есть и слабые места, требующие внимания. Во-первых, это текущие сальники коленвала и прокладка блока цилиндров. Во-вторых, распылители форсунок, которые приходится частенько чистить из-за качества нашей солярки. Требует периодической натяжки и цепной ремень ГРМ. Последний, однако, не вечен – и следует быть готовым к его замене, что обойдется как минимум в 90–100 долларов. Зимой случаются перебои с запуском, особенно на сильном морозе. Многие владельцы устраняют эту проблему путем замены свечей накала и установки более емкого аккумулятора. Нужно также следить и за топливным фильтром грубой очистки, который часто забивается.

Механическая 5-ступенчатая КП надежная. Главное – следить за уровнем масла, ведь сальники полуосей часто текут. Иначе износится полуось, замена которой выльется в 150 долларов. Слабое место сцепления – главный и рабочий цилиндры, протекающие на машинах ранних годов выпуска.

Рестайлинговые машины легко отличить по 4-спицевому рулю. Со временем внутренние панели начинают «петь».

В микроавтобусе может быть до девяти комфортабельных кресел. Рамочные пластмассовые подголовники улучшают обзорность и визуально увеличивают салон.

На наших дорогах еще можно встретить дорестайлинговые MB100D – c квадратными фарами и вертикальной, а не покатой решеткой радиатора.

Внутренний объем грузового отсека фургона может достигать 9,48 кубометра. Задние двери открываются на угол до 270 градусов.

Ходовая и рулевое

Подвеска колес MB100 – cамое слабое место автомобиля. И если с задней, рессорной проблем, как правило, не бывает, то с передней, независимой торсионной, не все так просто. Все дело во втулках верхних рычагов, требующих частой смазки. Если «умасливание» не проводить, то рычаги просто разбиваются, а замена нового потребует не одну сотню «зеленых». Торсионы довольно долговечны, но при нормальных амортизаторах. Если последние в плачевном состоянии, то придется потратиться на ремкомплект для торсионов. Не выдерживают отечественных дорог шаровые опоры, а также конусные передние подшипники, требующие замены каждые 50 тыс. км.

Что касается рулевого управления, то требуют частой замены (через 10 тыс. км) игольчатые подшипники поворотных маятников. Утешает только одно – ремкомплект маятника (два игольчатых и два опорных подшипника плюс палец) обойдется всего в 45–50 долларов.
«Летят» и наконечники рулевых тяг. Еще одна неисправность, с которой могут столкнуться владельцы, – подтекание насоса гидроусилителя руля. Лечится эта «болезнь» простой заменой сальников.

Одно из преимуществ модели Mercedes-Benz MB100D – невысокая цена на вторичном рынке: в зависимости от состояния, пробега и года выпуска автомобиля она составляет 5000–7500 долларов.

В основе MB100D лежит прочная трубчатая рама. Передняя торсионная подвеска – слабое место машины.

Проверенный временем дизель OM 616 в 75 «лошадок» весьма надежен и экономичен.

 

Юрий Горбенко Водительский стаж – 16 лет

Свой микроавтобус Mercedes-Benz MB100D 1995 года выпуска я эксплуатирую уже в течение четырех лет. К положительным качествам автомобиля отнесу надежность дизельного двигателя. Среди минусов – слабая ходовая. Фирменные запчасти мне часто не по карману, а потому использую аналогичные от других автомобилей. Так, амортизаторы и пыльник ШРУСа подходят от «Нивы», ремкомплект рулевых маятников и диски колес – от «Соболя». Один раз лопнула задняя рессора, так мне поставили новую от «Газели», правда, после небольшой переделки.

Максим Коновалов Водительский стаж – 11 лет

Общий пробег моего фургона MB100D 1992 года выпуска – свыше 380 тыс. км. Я приобрел его три года назад и за это время серьезных поломок не наблюдал. Периодически меняю фильтры и масло. Стараюсь заправляться только качественной соляркой. Двигатель работает исправно и потребляет в среднем 10 л топлива на 100 км. Машину не перегружаю – вожу не больше тонны. Одно из слабых мест автомобиля – это шкворни (пальцы) рулевых маятников. Доставляет хлопот и подвеска передних колес, в частности, втулки верхних рычагов.

Примерные цены на новые запчасти, грн.

Тормозные колодки, передн./задн.

440/380

Фильтр масляный

55

Фильтр воздушный

135

Фильтр топливный

20

Шаровая опора

190

Подшипник ступицы, передн./задн.

507/405

Амортизаторы, передн./задн.

360/475

Наконечник рулевой тяги

150

Гидроусилитель (насос)

3250

Поворотный кулак (ремкомплект)

510

ШРУС

1050

Ремень ГРМ (цепь)

760

Водяной насос

815

Свеча накала

105

Диск сцепления

1230

Радиатор

2260

Торсион подвески

790

Глушитель

530

Mercedes-Benz MB100D

Общие данные

Тип

фургон/микроавтобус

Д/Ш/В, мм

4475(5066)*/1810 /2060 (2400)*

Колесная база, мм

2450 (2675)*

Мест

2–9

Снаряженная масса, кг

1655

Полная масса, кг

2650

Грузоподъемность, кг

до 1000

Объем груз. отсека, м куб.

 4,85–9,48

Масса буксир. прицепа, кг

1500 (750 – без тормозов)

Погрузочная высота, мм

500

Объем бака, л

70

Двигатель

Марка/тип

OM 616/дизель

Рабочий объем, см куб.

2399

Расп. и к-во цил./кл. на цил.

R4/2

Мощность, л. с./об/мин

75/4400

Макс. кр. Момент, Нм/об мин

138/2000–2600

Трансмиссия

Тип привода

передний

КП, тип

5-ст. мех.

Ходовая часть

Подвеска передн./задн.

независ. торсион./завис. рессорн.

Тормоза передн./задн.

диск./бараб.

Шины

205 R14 PR6

Эксплуатационные показатели

Макс. скорость, км/ч

116

Средний расход, л/100 км

9-10

Цена автомобиля,  $

5000–7500

*Данные длиннобазной версии с высокой крышей

Юрий Филоненко
Фото из архива редакции