Новый игрок
Покуда европейская автопресса делала вид, что ничего не происходит, и расхваливала домашнюю продукцию, за Великой Китайской стеной вызрел крупнейший игрок на мировом рынке автомобилей, в том числе коммерческих. |
По количеству выпущенных
грузовиков, которое в 2003 году перевалило за 1,2 млн. штук, Китай сегодня
занимает второе место в мире и продолжает наращивать темпы.
С 22 по 28 апреля в пригороде Шанхая Пудонге состоялась автомобильная
выставка, которая проводится каждые два года, чередуясь с Пекинским автосалоном.
Организованный в одиннадцатый раз, Шанхайский автосалон был размещен в
экспоцентре площадью 11 га и привлек внимание более 300 тыс. посетителей.
В работе выставки приняли участие 1036 автомобилестроительных фирм и поставщиков
комплектующих. Автосалон этого года продемонстрировал большие достижения
в расширении рынка коммерческих автомобилей в Китае. Рост продаж коммерческого
транспорта в 2004 году составил 15% по сравнению с 2003-м, а в нынешнем
году, по предварительным прогнозам, он увеличится еще на 10%.
Один из ведущих автопроизводителей в стране – компания Dong Feng Automobile
Co, контрольный пакет акций которой принадлежит государству. Компания
выпускает, в частности, автомобили для вооруженных сил Китая. Ее стратегическим
партнером является американский производитель дизельных двигателей Сummins,
с которым создано совместное КБ и самое большое в Азии предприятие по
производству моторов. В 2003 году Dong Feng выпустил 180173 машин полной
массой свыше 6,0 т и 84022 – свыше 15,0 т.
Еще одно ведущее автомобилестроительное предприятие Китая – концерн
FАW (China First Automotive Group Corp.), который ведет свою родословную
от автозавода, построенного в 1956 году при помощи Советского Союза. В
состав концерна входят 35 заводов, расположенных по всему Китаю, 11 филиалов
и 12 холдинговых компаний. Кроме того, он владеет четырьмя сборочными
предприятиями за рубежом. В 2003 году концерн выпустил 140577 грузовиков
полной массой свыше 6,0 т и 98288 – свыше 15,0 т.
Поскольку таможенная политика КНР делает невыгодным импорт готовых машин,
в стране было создано множество совместных с крупными западными автомобильными
корпорациями предприятий. Это относится и к производителям грузовых автомобилей.
Европейские, корейские и японские фирмы поставляют в Китай свои кабины,
моторы, мосты и другие компоненты, некоторые комплектующие изготавливаются
на месте, там же все это и собирается. Когда смотришь на такие грузовики,
порой трудно определить их марку: совместные предприятия могут применять
на одной и той же машине кабины и узлы разных фирм.
Естественно, учитывая слабую динамику на европейском рынке, Китай представляется
весьма привлекательным регионом для «большой шестерки», а также для японских
и корейских изготовителей грузовиков, разве что американцев там пока не
замечено.
Поначалу вся китайская автоармада предназначалась для воистину бездонного
внутреннего рынка. Но таковы уж законы бизнеса – достигнув определенного
уровня, он начинает экспансию в сопредельные и несопредельные страны.
В Америку и Европу китайцев пока не пускают, но в странах третьего мира
они продвигают свой товар успешно. Ибо эти рынки очень чувствительны к
высокой цене и не слишком требовательны к качеству – как раз то, что нужно
для продвижения недорогих китайских автомобилей. Что же касается их качества,
то, как утверждают сами производители, оно уже соизмеримо с качеством
корейских машин. В 2008 году планируется введение обязательных экологических
норм Евро 3.
В полосу китайского «наступления» попала и Украина, рынок которой, несмотря
на все призывы к европейской интеграции, во многом подобен рынкам так
называемых развивающихся стран.
В марте 2005 года «ТДЦ-Авто», филиал корпорации «УкрАвто», стал официальным
дистрибьютером грузовых автомобилей Dong Feng в Украине. Он предлагает
грузовики малого и среднего тоннажа. В том же месяце компания «FAW-Украина»
подписала договор об эксклюзивном сотрудничестве с китайской корпорацией
China First Automotive Group Corp. К нам будут поставляться седельные
тягачи, большегрузные карьерные самосвалы и бортовые грузовики. В обоих
случаях речь идет о поставках пока нескольких тысяч машин, а дальше –
жизнь покажет.
Производство грузовиков по классам в Китае, шт. |
|
Производство грузовиков полной массой свыше 6,0 т по маркам в Китае, шт. |
|