X

По новому методу

Фильтр ТФС-2000


Год назад мы уже писали о новом фильтре ТФС-2000, который
очищает топливо лучше, чем штатный («КА» №12’2004). За это время накопился
интересный опыт его эксплуатации, а сама конструкция усовершенствована.

Где эксплуатируются
фильтры ТФС-2000? Сегодня это практически все регионы Украины, а также
Россия и Казахстан. Ими оснащаются грузовые и легковые автомобили, микроавтобусы,
тракторы, комбайны, экскаваторы.

Фильтр – не спидометр

Часто задают вопрос: через сколько тысяч километров менять фильтрующий
элемент (ФЭ) в фильтре ТФС-2000? Ответ таков: фильтр добросовестно выполняет
свои функции и может остановить автомобиль через 100 км после заправки,
а может отработать и все 30 тыс. км. Все зависит от условий эксплуатации,
чистоты топлива и транспорта, на котором он установлен.

Интересный случай произошел на маршруте Киев – Дружба (на китайской границе).
На автомобиле «Супер-МАЗ» водители меняли штатный фильтр тонкой очистки
топлива один раз за рейс – это 12 тыс. км. Как говорится, ездили и горя
не знали. После установки фильтра ТФС-2000 в качестве дополнительного
с целью подогрева топлива водители столкнулись с непонятным явлением:
проехали 500 км – и упала мощность двигателя. Остановились, сменили ФЭ,
проехали еще 800 км, снова сменили ФЭ, и так до границы 8 раз.

Над фильтром явно висела угроза оказаться в кювете. Спасло его только
то, что вставки (ФЭ) вынимали черными от грязи. Ростислав Марковский,
один из водителей МАЗа, сумел обнаружить и устранить причину повышенного
загрязнения топлива. Это было неплотное прилегание крышки горловины бака,
что привело к попаданию в горючее дорожной пыли. После устранения обнаруженного
дефекта весь обратный путь проехали без смены ФЭ.

Секрет эффективности

В чем преимущества ТФС-2000? Обычные фильтры тонкой очистки задерживают
примеси, размер которых превышает 5-10 микрон. Но более мелкие частицы,
а зимой и мелкие кристаллы льда, проходят ФЭ без задержки. Попадая в топливный
насос, они работают как абразивный материал. Такие частицы находятся в
топливе во взвешенном состоянии. Отделение их с помощью отстойников или
других фильтров грубой очистки с инерционным методом сепарации топлива
малоэффективно. Здесь нужен метод, который заставил бы эти частицы укрупняться
за счет объединения нескольких в одно целое. Хотя объединенные частицы
и не имеют необходимой массы для того, чтобы выпасть в осадок, зато их
размер достаточен, чтобы задержаться на ФЭ. Такой метод и применен в нашем
фильтре.

ТФС-2000 имеет оригинальную конструкцию. Сепаратор находится в корпусе
нагревателя и представляет собой кольцевой спиральный канал ограниченного
сечения, состоящий из нескольких колец разного диаметра (фото в заголовке).
Сепарация топлива происходит за счет центробежных сил, возникающих при
движении топлива по каналу. Пройдя кольца сепаратора, топливо попадает
в зону успокоителя, который гасит вращательное движение и направляет горючее
в отстойник. Там оно «становится в очередь», чтобы подняться вверх, в
зону ФЭ. В отстойнике фильтра можно обнаружить не только воду и грязь,
но и киселеобразную массу тяжелых фракций топлива, что подтверждает эффективность
сепаратора. А наличие подогрева топлива и датчика воды делает его желанным
атрибутом любого транспортного средства с дизельным двигателем.

В этом году изготовлена опытная партия усовершенствованных фильтров
ТФС-2000. Расчетная температура его эксплуатации – до минус 40°С. Увеличена
тепловая мощность нагревателя. Сепаратор пополнился еще одним кольцом,
и длина пробега топлива внутри нагревателя увеличилась до 55 см. При этом
фильтр «подрос» всего на 20 мм.

Александр Дмитриев
Фото автора