X

Супертяж и беспилотник

В этом году конструкторско-экспериментальное управление Белорусского автомобильного завода («БелАЗ») отметило свой полувековой юбилей. В рамках торжеств на предприятии была организована выставка, включающая самые новые разработки.  

В этом году конструкторско-экспериментальное управление Белорусского автомобильного завода («БелАЗ») отметило свой полувековой юбилей. В рамках торжеств на предприятии была организована выставка, включающая самые новые разработки.  

В этом году конструкторско-экспериментальное управление Белорусского автомобильного завода («БелАЗ») отметило свой полувековой юбилей. В рамках торжеств на предприятии была организована выставка, включающая самые новые разработки.

Весомой премьерой экспозиции стал самый большой белорусский карьерный самосвал – БелАЗ-75601 грузоподъемностью 360 тонн. До выпуска этого автомобиля белорусским супертяжеловесом считался БелАЗ-75600 грузоподъемностью 320 тонн, на базе которого и создан новый чемпион.

Тяжеловоз БелАЗ-75601 комплектуется V-образным 20-цилиндровым 90-литровым немецким двигателем MTU 20V4000. Этот агрегат имеет внушительную мощность 3750 л. с. и выдает огромный крутящий момент – 15 728 Нм при 1700 об/мин. Мотор оснащен новой электронной системой управления и диагностики.

Электротрансмиссия грузовика включает в себя генератор переменного тока фирмы КАТО, два электромотора Siemens с редукторами (мотор-колеса) и микропроцессорную систему управления. Рулевое управление – гидрообъемное, оно обеспечивает поворот передних колес на максимальный угол 37°. Радиус разворота автомобиля не превышает 38 м. Как и подобает «Гулливеру», самосвал оснащен огромными 4-метровыми шинами размерностью 59/80 R63. Новая двухместная кабина с улучшенным обзором и усиленной шумоизоляцией отличается повышенной комфортабельностью.

Cамосвал комплектуется кузовом ковшового типа с системой безопасности FOPS, объем которого составляет 162,8 м куб., а при загрузке с «шапкой» – 218 м куб. Снаряженная масса карьерного грузовика – 250 т. Его длина – 14,9 м, ширина – 9,6 м. Максимальная скорость тяжеловоза достигает 64 км/ч.

Главным сюрпризом выставки можно назвать необычную машину – карьерный самосвал БелАЗ-75137 с дистанционным управлением. Это пока что прототип, который специалисты белорусского предприятия только «учат ходить». Разработка призвана снизить риск для человека при работе в местах с опасными условиями эксплуатации.

По словам генерального конструктора «БелАЗа» Александра Егорова, новая «беспилотная модель» БелАЗ-75137 позволит заказчикам расширить область применения машины и создать благоприятные условия труда для оператора. Техника с дистанционным управлением уже востребована на рынке. Аналогичные разработки в этой области имеются у японских и американских компаний.

Работа карьерного грузовика с дистанционным управлением основана на системе глобального позиционирования GPS без использования спутниковой навигации. Бортовая система управления автомобилем дополнена удаленным постом оператора, оборудованным широкоформатными ЖК-дисплеями. Оператор осуществляет управление машиной при помощи специального пульта, по выделенному радиоканалу.

БелАЗ-75137 – первая разработка с дистанционным управлением.

Новый флагман – БелАЗ-75601 может перевозить до 360 тонн.

Оптико-электронная система, установленная на самосвале, обеспечивает безопасное вождение в любых погодных и климатических условиях и даже в темноте.
БелАЗ-75137 оборудован двигателем MTU DD 12V4000 мощностью 1623 л. с. с новой электронной системой контроля подачи топлива и диагностики. Он соответствует экологическим нормам Tier 1 и агрегатирован с электротрансмиссией переменно-постоянного тока.

Пока каждый беспилотный грузовик требует отдельного оператора, но специалисты предприятия планируют в будущем «привязать» к одному стационарному водителю сразу несколько автомобилей.

Руководство «БелАЗа» наметило начать мелкосерийное производство карьерного самосвала БелАЗ-75137 с дистанционным управлением в конце 2011 года.

Владимир Чехута
Фото «БелАЗ»