«Телохранители» грузовиков
Сегодня ведущие производители грузовых автомобилей постоянно работают над повышением безопасности своих машин, активно разрабатывая и внедряя различные электронные системы. Немало нового и интересного в данной области предлагает компания Volvo Trucks. |
Ежегодно в Европе в
ДТП с участием тяжелых грузовиков гибнут 13 тыс. человек, еще 65 тыс.
получают тяжелые травмы. Одной из главных причин аварий является недостаточная
обзорность вблизи автомобиля – так называемые «мертвые зоны», а также
усталость водителя. Между тем, до 25% подобных ДТП можно было бы избежать,
если бы большинство грузовых машин оснащались соответствующими системами
безопасности.
Группа изучения дорожно-транспортных происшествий Volvo Trucks в течение
последних 35 лет исследует аварии с грузовиками. По результатам исследований
создана уникальная база данных, позволяющая сосредоточить внимание именно
на тех системах, которые спасают наибольшее число людей.
Вас снимает камера
Компания Volvo Trucks вкладывает значительные средства в создание систем,
помогающих водителю сконцентрироваться непосредственно на управлении автомобилем.
Один из эффективных методов оценки состояния водителя – установка камеры,
фиксирующей движение глаз. «Уставший водитель моргает медленнее, закрывает
глаза чаще и на более продолжительное время, чем тогда, когда он бодр
и спокоен, и камера замечает это», – говорит Петер Ларссон, один их специалистов
Volvo, занимающихся созданием системы поддержания сосредоточенности водителя
– Drowsy Driver Alert.
Расположение грузовика между линиями дорожной разметки, воздействие на
рулевое колесо и даже движения головы могут свидетельствовать о том, что
водитель устал. Все это фиксируется камерой на ветровом стекле, которая
«смотрит» за дорожной разметкой, датчиками в рулевом колесе и камерой,
следящей за глазами водителя.
Система предупреждения о рассеянности внимания использует ряд светодиодов
на приборной панели для создания «перетекающего» светового сигнала. Это
движение света привлекает внимание водителя, заставляя его перевести взгляд
на дорогу перед автомобилем. Если грузовик все же сильно отклоняется от
заданной траектории, водитель слышит предупредительный сигнал.
Соблюдай дистанцию!
Система адаптивного круиз-контроля (АСС) впервые появилась на грузовиках
Volvo FH и FM в 2003 году. Она значительно облегчает труд водителя, поддерживая
нужную дистанцию до движущегося впереди автомобиля. Система продлевает
ресурс тормозных колодок и экономит топливо при движении в плотном транспортном
потоке.
Радар последнего поколения, действующий на основе эффекта Доплера, контролирует
расстояние до впереди идущего автомобиля и скорость двух машин. Система
управления двигателем и вспомогательная тормозная система (декомпрессионный
моторный тормоз, моторный тормоз Volvo и тормоз-замедлитель) обеспечивают
поддержание соответствующей скорости. Если для соблюдения дистанции требуется
большее замедление, водителю подается сигнал о необходимости нажатия педали
тормоза.
Сегодня специалисты фирмы активно работают над интегрированием рабочей
тормозной системы в систему АСС для обеспечения более эффективного контроля
скорости. Здесь также предусмотрены вспомогательные тормозные системы,
но при необходимости в работу будут автоматически включаться и тормозные
механизмы колес. Уже через год новый круиз-контроль должен появиться в
качестве опции на грузовиках Volvo. В более отдаленном будущем АСС сможет
вообще автоматически остановить грузовик.
Компания Volvo Trucks рассматривает и еще одно направление развития систем
АСС – функцию помощи в пробке. Она помогает водителю двигаться в плотном
транспортном потоке, где приходится часто останавливаться и трогаться
с места. Грузовик следует за впереди идущим автомобилем, постоянно соблюдая
безопасную дистанцию. Но этот процесс не полностью автоматизирован: в
целях безопасности после каждой остановки необходимо нажать на педаль
акселератора, чтобы подтвердить, что водитель действительно готов продолжать
движение.
Давление в норме!
Для тяжелых грузовиков крайне опасно пониженное давление воздуха в шинах:
при этом увеличивается расход топлива, ухудшаются устойчивость и маневренность
автопоезда, покрышки подвергаются чрезмерному износу, в результате чего
повышается вероятность их разрушения. Кстати, 85% подобных случаев связаны
с небольшими утечками воздуха через проколы, которые вовремя не были замечены.
Однако постоянная и регулярная проверка давления в каждой из покрышек
занимает много времени, и зачастую эту процедуру просто игнорируют – давление
воздуха в шинах половины грузовых автомобилей ниже нормы как минимум на
10%.
Новая система контроля давления (TPM (Tyre Pressure Monitoring) от компании
Volvo Trucks позволяет следить за всеми шинами тягача и прицепа. На каждом
колесе автопоезда установлен датчик давления воздуха, информация от которого
передается по беспроводному каналу к блоку управления, установленному
соответственно на тягаче и (или) прицепе. Оба блока связаны между собой.
Данные о давлении во всех покрышках выводятся на информационный дисплей
в кабине. Во время движения при незначительном отклонении давления от
нормы водитель получает рекомендацию проверить его, а при существенном
– немедленно остановить автопоезд. Во время стоянки на монитор можно вывести
точное значение давления в каждом колесе автопоезда.
Взаимодействие с водителем
Системы активной безопасности (адаптивный круиз-контроль АСС, система
курсовой устойчивости ESP и др.) невозможно разрабатывать, ориентируясь
только на нужды водителя. При проектировании необходимо учитывать их совместимость,
чтобы обеспечить беспроблемное взаимодействие. Различные сообщения, посылаемые
водителю, не должны противоречить друг другу, так как это лишь усугубит
ситуацию. Звуковые и световые сигналы должны быть дифференцированы.
Сегодня Volvo Trucks также работает над созданием системы поддержки взаимодействия
с водителем (DIS), призванной координировать разнообразные системы помощи
водителю. Она определяет приоритетность и момент вывода той или иной информации,
поступающей от различных систем автомобиля, а также учитывает ряд внешних
факторов. Например, если водитель устал, система в первую очередь выведет
сообщение об уменьшении расстояния до впереди идущего автомобиля или о
том, что грузовик отклоняется от курса.
Компания Volvo Trucks запускает финансируемый Европейским Союзом проект
AIDE («Адаптивный интегрированный интерфейс между водителем и автомобилем»).
В последующие четыре года в рамках этого проекта будет разработан единый
стандарт человеко-машинного интерфейса для автомобильной промышленности.
В проекте участвуют ведущие европейские производители грузовиков, а также
поставщики и исследовательские институты, специализирующиеся в данной
области. По результатам реализации данного проекта в 2008 году будет построен
ряд концептуальных автомобилей, в том числе грузовик Volvo с полностью
интегрированной системой помощи водителю.