X

Toyota HiAce: Восточный трудяга

Фургоны и микроавтобусы Toyota HiAce довольно распространены на украинском рынке подер­жанных автомобилей – «японцы» славятся своим качеством. Остановимся на модели, выпускавшейся с середины 90-х на протяжении десяти лет.

Фургоны и микроавтобусы Toyota HiAce довольно распространены на украинском рынке подер­жанных автомобилей – «японцы» славятся своим качеством. Остановимся на модели, выпускавшейся с середины 90-х на протяжении десяти лет.

Фургоны и микроавтобусы Toyota HiAce довольно распространены на украинском рынке подер­жанных автомобилей – «японцы» славятся своим качеством. Остановимся на модели, выпускавшейся с середины 90-х на протяжении десяти лет.

Автомобиль Toyota HiAce четвертого поколения пришел на смену модели HiAce H100, выпускавшейся с 1989 года (см. «КА» № 9’2008). Принципиально важное отличие наследника – полукапотная компоновка, заметно улучшившая пассивную безопасность автомобиля. Кроме того, в кабине намного тише, а доступ к двигателю – удобнее. Машина более комфортабельная и устойчивая на дороге, так как получила независимую подвеску всех колес. Кузов стал вместительнее. Обновилась и линейка двигателей. Примечательно, что автомобиль завоевал популярность не только у себя на родине и в Европе, но и в Австралии и Новой Зеландии, куда активно поставлялся.

Кузов

Toyota HiAce выпускалась с двумя вариантами колесной базы (2985 и 3430 мм), со стандартной и высокой крышей. Машина предлагалась как развозной фургон грузоподъемностью до 1200 кг, 5- или 6-местный «комби» и микроавтобус вместимостью до 12 человек.

Рамный кузов автомобиля довольно устойчив к коррозии, – тем не менее, на машинах ранних годов выпуска он все же «цветет». «Рыжей болезнью» чаще поражены грузовые фургоны – ржавчину можно увидеть на днище, особенно в области крепления бака, на отбойниках перед передним бампером, рычагах и деталях подвески. Наблюдается она и на брызговиках и кромках задней двери (последняя может быть как подъемной, так и распашной двустворчатой – на фургонах). Больше других подвержены коррозии машины, пригнанные из Голландии, – в припортовых городах соленый морской воздух быстро «съедает» кузов. Следует также обратить внимание, нет ли ржавчины на стыках панелей – это обычно свидетельствует об их деформировании в результате ДТП.

Боковые и задние двери часто поскрипывают на ходу. Выход есть – смазать уплотнители силиконовым герметиком. Если появляется шум в замках, то их следует обрабатывать эластичной смазкой – для этой цели подходит смазка для карданных шарниров с содержанием ER.

Рабочее место водителя – комфортабельное. Пластиковые панели не скрипят даже на машинах ранних годов выпуска.

Длиннобазный микроавтобус может брать на борт до 12-ти человек.

Начиная с 2001 года машины оснащались очень требовательными к солярке дизельными двигателями D-4D.

Задняя дверь фургонов может быть как подъемной, так и распашной, двустворчатой.

Двигатель

Поначалу на HiAce устанавливались 2,4-литровые моторы – два дизельных, мощностью 80 и 90 л. с. (последний – турбированный), а также один бензиновый – на 115 «лошадок». С 2001 года на смену дизелям с механическим ТНВД пришли 16-клапанные 2,5-литровые агрегаты D4-D с системой впрыска Сommon Rail – мощностью 88 или 102 л. с. Появился и новый бензиновый двигатель рабочим объемом 2,7 л в 144 л. с.

В эксплуатации бензиновые двигатели обходятся дешевле, зато дизельные – экономичнее: средний расход у машин с моторами D4-D составляет 7-8 л на 100 км. Наиболее долговечны агрегаты в 2,4 л, которые не так требовательны к нашей солярке. Однако при своевременном обслуживании и более новые моторы D4-D также прослужат долго. Так, масло рекомендуется менять каждые 5 тыс. км. Правда, при использовании качественной «синтетики» этот интервал можно увеличить в два раза. Каждые 10 тыс. км следует менять топливный фильтр. Более того, рекомендуется установить дополнительный топливный фильтр с сепаратором и заливать исключительно евро-дизель. Такая перестраховка не случайна – замена вышедших из строя насос-форсунок на двигателе D4-D обойдется как минимум в 800–900 долларов.

Цепь ГРМ прослужит 100 тыс. км и больше – важно при замене использовать оригинальную. Каждые 80–100 тыс. км следует регулировать клапаны. Нужно помнить, что при замене сцепления необходимо обновить и сальник коленвала, иначе есть большая вероятность, что он начнет протекать уже через 5–6 тыс. км. Турбированные агрегаты более-менее надежны – при надлежащем уходе (не глушить мотор сразу после остановки, не перекручивать и др.) турбина доживает до 150–200 тыс. км.

Рама, а также двери и крышка капота имеют усиленную антикоррозионную защиту.

Задняя подвеска – независимая, на винтовых пружинах.

КП и ходовая

HiAce комплектовался как механической 5-ступенчатой коробкой передач, так и автоматической 4-ступенчатой. «Механика» довольно надежна и особых проблем не создает – нужно только не забывать проверять уровень масла и периодически его менять. Последнее также относится и к раздаточной коробке полноприводных машин, с подключаемым передним мостом, которых на наших дорогах мало. Редкость в Украине и автомобили с коробкой-«автоматом»: они дороже в эксплуатации и отличаются довольно вялой разгонной динамикой.
Toyota HiAce имеет независимую подвеску всех колес. Передняя – на двойных рычагах, с торсионными упругими элементами, задняя – на телескопических пружинах. Подвеска комфортная, но короткоходная, что негативно сказывается на ее долговечности из-за частых пробоев на наших ямах и ухабах. Для увеличения ее хода на сжатие многие владельцы подтягивают торсионы. Шаровые опоры верхних рычагов, равно как и кардан, следует систематически шприцевать. Требуют периодической замены «резинки» стабилизатора поперечной устойчивости. Полноприводные машины нуждаются в защите корпусов редукторов мостов, которые изготовлены из алюминия, иначе езда по грунтовой дороге влетит в копеечку.

Передние ступицы комплектуются бронзовыми втулками, которые нужно менять уже через 10–15 тыс., поэтому неудивительно, что многие владельцы устанавливают вместо них игольчатые подшипники.

В зависимости от года выпуска и состояния на украинском рынке автомобиль Toyota HiAce данного поколения можно приобрести за 7500–12500 долларов.

 

Геннадий Сытник Водительский стаж – 12 лет

Я езжу на фургоне HiAce 1998 года выпуска вот уже пять лет. Машина комфортабельная – приятно отправляться в дальнюю поездку. Стараюсь не перегружать авто, тем более что подвеска излишне мягкая и легко выходит на отбой при попадании в ямки. Двигатель – четырехцилиндровый турбодизель рабочим объемом 2,4 л и мощностью 90 л. с. меня вполне устраивает. Правда, пришлось его обновить – вскоре после покупки машины, при пробеге в 210 тыс. км, вышел их строя топливный насос высокого давления. Хорошо, что он механический и потому его замена обошлась сравнительно недорого. Периодически обрабатываю днище кузова и колесные арки мастикой «Ваксойл», так что особенной коррозии не наблюдается.

Иван Радченко Водительский стаж – 18 лет

Я приобрел свой микроавтобус HiAce три года назад. Машина довольно «свежая» – 2003 года. Что хочу отметить, так это экономичный дизель D4-D – расход топлива в городе редко когда превышает 10 л. Вот только двигатель очень требовательный к нашей солярке, поэтому я регулярно меняю топливный фильтр и заправляюсь на проверенных АЗС. И все же пришлось поменять распылители форсунок. А вот ходовая у автомобиля слабовата: через 80 тыс. км полетели шаровые, а еще через 30 тыс. км – нижние рычаги передней подвески. Очень доволен просторным и комфортабельным салоном.

Toyota HiAce 2.5 D4-D 100

Общие данные

Тип

фургон

Д/Ш/В, мм

4715(5160)*/1800/1995

Колесная база, мм

2985 (3430)*

Мест

2/3

Снаряженная масса, кг

1600–1800

Полная масса, кг

2800–3000

Грузоподъемность, кг

до 1200

Объем груз. отсека, м куб.

5,5 (6,5)

Дорожный просвет, мм

195 (205)

Погрузочная высота, мм

520

Радиус разворота, м

5,5 (5,9)

Объем бака, л

75

Двигатель

Марка/тип

2.5 D4D /дизель

Рабочий объем, см куб.

2494

Расп. и к-во цил./кл. на цил.

R4/24

Мощность, л. с./об/мин

102/3600

Макс. кр. момент, Нм/об мин

260/1600 – 2400

Трансмиссия

Тип привода

задний

КП, тип

5-ст. мех./4-ст авт.

Ходовая часть

Подвеска передн./задн.

независ. торсион./независ. пружин.

Тормоза передн./задн.

диск./бараб.

Шины

195/70 R15C

Эксплуатационные показатели

Макс. скорость, км/ч

145

Разгон, 0–100 км/ч, с

22,1 (23,7)

Средний расход, л/100 км

8,7

Цена автомобиля, $

7 500–12 500

*В скобках – данные для длиннобазной модификации

Примерные цены на новые запчасти, грн. для HiAce 2.5 D4-D

Тормозные колодки передн./задн.

670/647

Фильтр масляный

30

Фильтр воздушный

152

Фильтр топливный

230

Подшипник ступицы, передн./задн.

950

Амортизатор передн./задн.

470/650

Верхний рычаг передней подвески

880

Пружина задней подвески

1120

Наконечник рулевой тяги

186

Сальник редуктора (задний мост)

 240

Ремень ГРМ

308

Водяной насос

1060

Сцепление (комплект)

5550

Топливный насос

1970

Радиатор

2600

Бампер передний

1750

Фара

550

Юрий Филоненко
Фото автора