X

Транспорт будущего – беспилотный?

Сегодня система автомобильных грузовых перевозок пока еще не может обойтись без водителей. Однако темпы развития современных технологий позволяют надеяться, что в перспективе возможен переход на беспилотный транспорт.

Сегодня система автомобильных грузовых перевозок пока еще не может обойтись без водителей. Однако темпы развития современных технологий позволяют надеяться, что в перспективе возможен переход на беспилотный транспорт.

Сегодня система автомобильных грузовых перевозок пока еще не может обойтись без водителей. Однако темпы развития современных технологий позволяют надеяться, что в перспективе возможен переход на беспилотный транспорт.

Выгодны ли грузовики без водителей?

Первое – это значительное увеличение рентабельности транспортного бизнеса, так как зарплату «электронному шоферу» платить не нужно. И при этом работать автомобиль сможет круглосуточно, то есть без перекуров и выходных. Второе – кардинальное улучшение безопасности движения. Никто за рулем не уснет, не устанет, не будет отвлекаться и не почувствует себя плохо.

Третье – отпадет необходимость в комфортабельных кабинах, что существенно снизит стоимость транспортного средства, а также позволит увеличить его полезный объем и грузоподъемность.

Полезные системы

Так сможет ли мировой автопром перейти на беспилотные грузовики? Давайте посмотрим на уровень электронного оснащения выпускаемых сегодня машин. Вспомним хотя бы систему экстренного торможения Active Brake Assist. Она позволяет поддерживать безопасный интервал между движущимся грузовиком и впереди идущим автомобилем. Установленный в передней части грузовика радиолокационный датчик определяет расстояние до едущей впереди машины. Когда дистанция начинает сокращаться, система подаст ряд предупредительных сигналов, а если водитель останется безучастным, она включит режим экстренного торможения.

Стоит упомянуть и недавно разработанный за океаном автоматический регулятор скорости движения для тяжелого грузовика под названием RunSmart™. Суть этой технологии, помогающей экономить топливо, сводится к сочетанию системы позиционирования GPS с цифровой трехмерной (3D) картографией фирмы Navteq. В результате электронный контроллер грузовика просчитывает дорожный профиль маршрута на милю вперед и заранее определяет самую эффективную, с точки зрения расхода топлива, скорость транспортного средства.

Система Brake Assist помогает удерживать безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля.

Автоматизированные транспортные средства AGV для перевозки 90-тонных морских контейнеров уже успешно работают.

Чудо-тележки

Разработкой беспилотной технологии уже вплотную занимаются несколько зарубежных фирм. Так, специалисты компании Gätting KG спроектировали и выпускают различные внутрицеховые автоматизированные транспортные средства. Кстати, сегодня только на больших заводах и крупных складах в Европе работает более 30000 роботизированных тележек. Их электронная архитектура вполне может быть взята за основу будущих беспилотных автомобилей.

Сегодняшний успех беспилотных тележек на предприятиях можно объяснить тем, что маршруты их движения заранее запрограммированы, а все препятствия и «неожиданности» устранены. Кроме того, они двигаются небыстро, выдерживая между собой дистанцию около одного метра, для чего оснащены достаточно простыми и надежными устройствами безопасности, предотвращающими столкновения. Погодные условия для них совсем не проблема, так как они функционируют внутри помещения. А сбои в работе не страшны, поскольку техники по обслуживанию всегда рядом.

Впрочем, компании Demag и Gätting KG уже создали тяжелые автоматизированные транспортные средства AGV (Automated Guided Vehicle), работающие на открытом воздухе – на терминалах. Это транспортеры без кабины и без водителя, предназначенные для перевалки морских контейнеров массой до 90 т. Они успешно справляются со своей работой, хотя и в пределах ограниченной территории. Думается, что наличие у них автоматизированного управления и полного электропривода может стать ориентиром для грузовых автомобилей будущего.

Опытные образцы беспилотных автомобилей фирмы Gätting KG.

Неразлучная парочка – автомобиль с водителем и беспилотный трактор.

Караван из управляемого водителем и беспилотных самосвалов создан фирмой Gätting KG.

Автокараванинг

В прошлом году фирма Gätting KG на опытных образцах продемонстрировала собственную технологию автоматизированного управления автомобильным конвоем из нескольких самосвалов. Первой машиной каравана управлял водитель. А электронные устройства, смонтированные на этом грузовике, отслеживали его действия и передавали их по радиосвязи контроллерам на других автомобилях. Электроника отслеживала информацию относительно скорости движения, угла поворота рулевого колеса, степени нажатия педали акселератора или тормоза. На испытаниях все ведомые автомобили имели лазерные сканеры, чтобы более тщательно контролировать впереди идущее транспортное средство.

Добавим, что каждый грузовик, «заряженный» для конвойной работы, достаточно просто отключить от дистанционного управления, а по прибытии его на место назначения в кабину сядет шофер, который и проведет маневрирование, поставив машину под разгрузку.

Такие конвои могли бы применяться для перевозки различных сельскохозяйственных грузов, полезных ископаемых, при строительстве дорог, для арктических военных перевозок.

«Конвойными» экспериментами несколько лет назад занималась и корпорация Daimler-Chrysler. Совместно с европейскими специалистами американские конструкторы разрабатывали технологию управления колонной беспилотных «дальнобойных» автопоездов для США.

В начале этого года были обнародованы результаты успешного испытания системы SARTRE, финансированной бюджетом ЕС. Этот проект осуществила Volvo Truck Corporation через свою дочернюю компанию Volvo Technology. Данная разработка, во-первых, улучшает дорожную безопасность, минимизируя негативное влияние человеческого фактора, являющегося причиной почти 80% ДТП. Во-вторых, движение в конвое способствует экономии горючего примерно на 20%. К тому же, грузовые караваны на трассах поспособствуют разгрузке автодорог, так как интервалы между машинами уплотняются.

Устранимые препятствия

Так что же пока мешает повсеместному использованию автоматизированных транспортных средств на дорогах?

В списке главных нерешенных вопросов остается внедрение беспилотных автомобилей в существующую структуру дорожного транспорта; в частности, предотвращение столкновений между ними и автомобилями с водителями. Кроме того, нужно улучшить надежность работы датчиков электронного управления, а также добиться их оперативного реагирования на изменение погодных и дорожных условий.

Трудно точно спрогнозировать, как будет развиваться коммерческий транспорт, но можно предполагать, что грузовики будущего смогут работать и без водителей.

Владимир Чехута
Фото фирм-производителей