X

Тренинг c Mercedes-Benz: Наука экономии

В этом году компания Daimler AG провела свой традиционный тренинг «Экономное вождение с Mercedes-Benz» в одиннадцати странах, в том числе и в Украине.

В этом году компания Daimler AG провела свой традиционный тренинг «Экономное вождение с Mercedes-Benz» в одиннадцати странах, в том числе и в Украине.

В этом году компания Daimler AG провела свой традиционный тренинг «Экономное вождение с Mercedes-Benz» в одиннадцати странах, в том числе и в Украине.

В Киеве тренинг проходил с 23 июля по 3 августа на территории ЧАО «АТП «Атлант» с использованием его учебных площадей. Из Германии прибыли тренеры и два специально оборудованных автомобиля-тягача Mercedes-Benz Actros. На мероприятие были приглашены водители-дальнобойщики из разных регионов Украины; полноценное участие в нем приняли и журналисты «Коммерческих автомобилей».

Тягачи для тренинга

Машины были оснащены специальным электронным оборудованием для очень точного замера расхода топлива. А внутри кабин Megaspace – самых просторных в модельном ряду – обустроены сидячие места с ремнями безопасности на шесть обучающихся.

Двигатели автомобилей – V-образные 6-цилиндровые турбодизели рабочим объемом 11,95 л. На одной машине мотор развивал 460 л. с. и отвечал стандарту Евро 5, мощность другого составляла 440 л. с. и он соответствовал более высоким экологическим нормам – EEV.

На оба автомобиля были установлены автоматизированные 12-ступенчатые коробки передач PowerShift 2. Нужно сказать, что сегодня в Европе АКП на тяжелых тягачах получили большое распространение. Эти агрегаты всегда выбирают самую оптимальную передачу и, таким образом, обеспечивают снижение расхода топлива. Они также облегчают труд водителя, который теперь сможет больше внимания уделять дорожной обстановке, что способствует безопасности.

В Украине тягачи были «запряжены» в самосвальные полуприцепы Wielton. Сцепку и загрузку провел ЧАО «АТП «Атлант» как официальный дилер Mercedes-Benz и Wielton. Полная масса первого поезда была 40 т, второго – до 38 т.

Йоханнес Балдиг: «Автопоезд полной массой 40 т при каждом наборе скорости расходует дополнительно 0,3-0,5 л топлива. Поэтому менять скорость движения нужно как можно реже».

Тахометр Mercedes-Benz Actros имеет, кроме экономичной зеленой зоны, экономичную желтую. В последней cтрелку можно держать при съезде с горки и задействовании моторного тормоза: двигатель будет качать только воздух.

Теория и практика

Для испытаний разработали специальный маршрут. Сначала он проходил по трассе, ведущей в сторону Обухова. Затем уходил направо, на дороги местного значения – узкие, извилистые, с затяжными подъемами и спусками. После одного из них машины опять вырывались на автостраду.

Тренинг проходил в три этапа. Сначала его участникам предложили проехать по маршруту в обычной для них манере вождения. Каждый делал это, исходя из своего опыта, и сидящий рядом инструктор в его действия особо не вмешивался. А беспристрастная электроника четко фиксировала результаты: фактический расход топлива на маршруте, этот же показатель в пересчете на пробег в 100 км, а также среднюю скорость и число вынужденных остановок, если они были. Замерялось также и время нахождения в пути.

На втором этапе прошло основательное, почти двухчасовое теоретическое занятие. Специально прибывший из Германии лектор Йоханнес Балдиг не просто перечислил, а буквально разложил по полочкам все факторы, влияющие на расход топлива, – от аэродинамики, стиля вождения, давления в шинах до настроения водителя. Под каждый пункт он подводил серьезную теоретическую базу и иллюстрировал свое выступление слайдами, собственноручно нарисованными на флипт-чарте (огромном блокноте) схемами, а также… остроумными шутками.

Все водители, успешно прошедшие
тренинг «Экономное вождение
с Mercedes-Benz», получили соответствующие сертификаты. В их числе и главный редактор журнала «Коммерческие
автомобили» Леонид Гоголев.

Как видно из графика, если проходить маршрут длиной 100 км со скоростью не 80, а 90 км/ч, то выигрываешь всего 8 минут. Но при этом расход топлива увеличится на целых 10%.

Самое главное

После лекции за руль сел сам инструктор. Он ехал по уже знакомой всем трассе, показывая на практике особенности экономного вождения на каждом участке. А затем водители – уже, так сказать, обогащенные знаниями, проезжали маршрут самостоятельно. Сидящий рядом инструктор на этот раз в случае необходимости корректировал их действия, предлагая то добавить газу, то, наоборот, активнее тормозить ретардером, то воспользоваться круиз-контролем и так далее.

В конце тренинга все его участники снова собрались в лекционном зале. Были проанализированы распечатки с приборов и подведены итоги. И оказалось, что все без исключения водители сумели во второй поездке существенно сэкономить топливо: до 5 литров в пересчете на 100 км. Кроме того, они на этот раз прошли маршрут с более высокой средней скоростью.

Конечно, среди участников тренинга выявились победители, показавшие самый лучший результат. Но побежденных не было. Ведь все до одного углубили свои знания и получили практические навыки экономичного вождения. А это самое главное.

Результаты заездов

 

  Леонид Гоголев

 Юрий Гоголев

Поездка № 1 (до лекции)

Поездка № 2 (после лекции)

Поездка № 1 (до лекции)

Поездка № 2 (после лекции)

Длина маршрута, км

15

15

12

12

Общее время в пути, мин.

15,8

15,2

14,1

12,4

Средняя скорость, км/ч

56,96

59,21

51,06

58,06

Расход топлива, л

6,5

5,8

5,0

4,6

Средний расход топлива, л/100 км

43,6

38,67

41,92

38,58

 

Разница

Выводы

Разница

Выводы

Экономия времени в пути

0,6 мин.

3,5%

1,7 мин.

12,06%

Экономия топлива, л/100км

4,93

11,3%

2,62

6,7%

Леонид Гоголев
Фото автора