X

Третья рота

Машины миротворцев






Под Новый год пришло известие: украинский миротворческий
контингент полностью выведен из Ирака. Однако в ряде других стран
наши военные продолжают выполнять свою благородную миссию под знаменами
ООН.

Рассказывает подполковник
Вячеслав Гнелица: «В июле 2000 года наш 3-й отдельный инженерный батальон,
в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН, направили в Республику
Ливан. Задача ставилась так: обеспечить деятельность общевойсковых миротворческих
батальонов из разных стран.

Третья рота, которой мне довелось командовать, действовала в зоне ответственности
батальона, прибывшего с экзотических островов Фиджи. Коллеги прозвали
нас «морской ротой», поскольку дислоцировались мы на берегу Средиземного
моря».


Чем же конкретно занималась третья рота? Проверяла подопечную территорию
на наличие взрывоопасных предметов, обезвреживала и уничтожала их. Проделывала
проходы в минных полях. Маркировала местность и проходы в районах выдвижения
подразделений войск ООН. И, кроме того, сооружала оборонительные позиции
для общевойсковых подразделений, оборудовала вертолетные площадки и т.
п.


«У нас была только техника, состоящая на вооружении украинской армии,
– вспоминает Вячеслав Гнелица. – И скажу откровенно: она показала себя
надежной и выносливой. Понятно, возникали проблемы, связанные с местными
условиями: жарким климатом и высокогорьем. Особенно досаждала пыль, которой
было неописуемо много. Однако выручало отлично поставленное техническое
обеспечение. У нас работали высокопрофессиональные специалисты по ремонту
– военнослужащие-контрактники, профессионалы своего дела. Очень важно
и то, что запчастей всегда хватало, а топливо нам поставляла миссия ООН,
и качество его было отменным: у себя в Украине мы такого не видали!».


Для транспортных целей наши миротворцы использовали известные грузовики:
ГАЗ-66, ЗИЛ-130 и 131, КАМАЗ-4310, КрАЗ-255Б1 и др. Имелись и особые «шестьдесят
шестые» и «сто тридцатки» – для перевоза взрывоопасных предметов. Они
были укомплектованы мешками с песком, а кузов отделялся от кабины толстым
броневым щитом.


Проходы в минных полях проделывала гусеничная бронемашина БМР-2, оборудованная
катковым минным тралом. К сожалению, на каменистой местности она не всегда
могла работать эффективно. В роли машины для разминирования несколько
раз попробовали и путепрокладчик БАТ-2 – мощную 40-тонную машину. При
помощи универсального отвала она срезала верхний слой грунта и отбрасывала
его по разные стороны вместе с противопехотными минами. А те мины, которые
не захватила, давила гусеницами, и они взрывались, не причиняя вреда машине.
При выполнении инженерных задач, в частности, разминирования, применялись
и бронетранспортеры БТР-70 (в них размещался медицинский персонал).


Для строительных работ широко использовались тракторы Т-150 с навесным
бульдозерным оборудованием и полковые землеройные машины ПЗМ-2 на той
же базе. Хорошим «рабочим инструментом» оказались автокраны и общевойсковые
экскаваторы на базе КрАЗов. «Эти машины, – говорит Вячеслав Гнелица, –
полюбились солдатам. И вообще, все кременчугские автомобили проявили себя
в Ливане с лучшей стороны. А вот 4-осные тягачи МАЗ-535, если честно,
в условиях жары и высокогорья перегревались. И передвижение на них на
большие расстояния, скажем так, было затруднено».


Однажды была поставлена важная задача: доставить в район Голанских высот
путепрокладчики БАТ-2. Им предстояло разрушить укрепления, мешавшие патрулированию
миротворческих сил.


Маршрут длиной 60 км пролегал по асфальтированным дорогам общего пользования,
и гусеничной технике ездить по ней запрещалось. Поэтому БАТы погрузили
на прицепы-тяжеловозы с тягачами МАЗ-535. Колонна тронулась в путь ночью.
Дело в том, что ливанские водители не привыкли соблюдать правила движения,
а тут – негабаритная техника… Правда, длинным и широким автопоездам двигаться
в темноте по извилистым горным дорогам, углы поворотов которых порой доходили
до 180 градусов, было нелегко. На незнакомой местности головная машина
сбилась с дороги и уперлась в «бунгал» – небольшой фанерный домик. Из
него выскочили разъяренные люди с автоматами. Оказалось, что это пост
местных вооруженных формирований «хазболлах», которые восприняли приезд
непрошеных гостей как нападение. К счастью, в машине находился переводчик.
Он крикнул, чтобы не стреляли, и объяснил, в чем дело. Конфликт уладили,
и колонна двинулась дальше.


«Бытует мнение, что отправлять наших ребят для проведения миротворческих
операций за границей не стоит, – говорит Вячеслав Гнелица. – А я как военный
могу сказать одно: действуя в сложной и опасной обстановке, мы получили
в Ливане бесценный опыт».


Роман Ентц
Фото из архива автора