VW T5: Transporter в пятом колене
В 2003 году на смену одному из любимейших коммерческих автомобилей украинских перевозчиков – Volkswagen Transporter T4 пришло совершенно новое семейство T5, также заслужившее популярность.
В 2003 году на смену одному из любимейших коммерческих автомобилей украинских перевозчиков – Volkswagen Transporter T4 пришло совершенно новое семейство T5, также заслужившее популярность.
По сравнению со старой моделью новинка увеличилась в размерах, стала значительно комфортабельнее, а список ее дополнительного оборудования существенно расширился. Предлагалось на выбор два варианта колесной базы (3000 мм и 3400 мм) и несколько кузовов: фургон, микроавтобус, грузопассажирская версия, бортовой грузовик с обычной и сдвоенной кабиной, автодача и дорогие версии Multivan, которые подходят под определение офиса на колесах. При этом характерный дизайн не менялся в течение пяти лет, вплоть до рестайлинга в 2009-м.
Кузов
У машин семейства Т5 традиционно очень прочный и хорошо защищенный от коррозии кузов. Отлично спланированный интерьер радует удобной приборной панелью с джойстиком переключения передач, расположенным на передней панели. Кроме того, сиденья на пассажирских версиях легко снимаются. Из недостатков отметим относительно недолговечную обгонную муфту компрессора кондиционера и неподходящий для наших морозов механизм сдвижной боковой двери. Он нередко замерзает. Уплотнители сдвижных боковых стекол на ранних экземплярах быстро начинают подтекать. Кроме того, замена лампочек в фарах должна осуществляться строго по инструкции, с установкой всех необходимых заглушек, иначе фары будут запотевать.
Двигатель
Семейство T5 оснащалось в основном турбодизелями с непосредственным впрыском и насос-форсунками. Один из них – четырехцилиндровый, рабочим объемом 1,9 литра и мощностью 85–104 л. с. Другой, самый распространенный – рядный пятицилиндровый объемом 2,5 л (130–174 л. с.). Встречаются и бензиновые двигатели, чаще всего на микроавтобусах: рядная «четверка» 2,0 л (115 л. с.) и V-образная «шестерка» 3,2 л (235 л. с.). Конечно, они не отличаются экономичностью дизельных версий, зато особых недостатков у них нет. С дизелями же все сложнее.
Конечно же, достоинство турбодизелей – великолепная эластичность, и не в последнюю очередь за счет турбины. Максимальная мощность обоих двигателей достигается уже при 3500 об/мин. Это провоцирует водителей к постоянной езде на малых оборотах и к работе в натяг. Причем нередко при полной нагрузке и даже при любимой у нас перегрузке. Тем более что малые обороты – это низкий расход дорогого дизельного топлива. Да и дизель почти не «рычит». Увы, в итоге такая экономия обходится непомерно дорого. Причем особенно страдает мощный дизель 2,5TDI.
Почему так получается? На низких оборотах масляный насос качает слишком мало масла. Если двигатель не «крутить», то в результате происходит быстрый износ нагруженных деталей, находящихся в отдалении от насоса. Это компенсаторы зазоров клапанов (гидротолкатели), кулачки распределительного вала, коромысла, а также толкатели насос-форсунок. Постоянная езда в таком стиле приводит к полному износу цементированного слоя металла на кулачках распредвала и рабочей поверхности гидравлических толкателей. После чего появляется стружка от «мягкого» металла работающих почти без масла деталей.
Эта стружка может застрять между поршнем и зеркалом цилиндра, а также забить редукционный клапан масляного насоса. В результате образуются многочисленные задиры, и мотор приходится отправлять в капремонт. Диагностика при покупке «бэушного» Т5 простая. Если слышен подозрительный шум при работе ГРМ, то в этом случае надо срочно готовить деньги для замены основных деталей его механизма. И, разумеется, после ремонта желательно оснастить мотор предпусковым подогревателем, а сам автомобиль – автономной печкой, чтобы максимально уменьшить время работы на холостых и малых оборотах.
Вторая характерная особенность турбодизеля объемом 2,5 литра – неисправность водяного насоса. Стоит он дорого, поэтому часто его эксплуатируют до отказа, т. е. пока антифриз не начинает смешиваться с маслом. Обычно ситуация усугубляется из-за забитого дренажа, через который сбрасываются наружу просочившиеся сквозь уплотнения масло и антифриз. Данную неисправность легко диагностировать по налету в расширительном бачке системы охлаждения и на крышке маслозаливной горловины. Избежать этой напасти нетрудно: помпу надо периодически менять, а дренаж – чистить.
Свою лепту в быстрый износ турбодизеля вносит и топливная аппаратура – при невнимательном к ней отношении. Дело в том, что при долгой работе изнашиваются резиновые уплотнения насос-форсунок, топливо к которым подводится через каналы прямо в головке блока. В результате в цилиндр попадает лишнее топливо, которое частично стекает в поддон и разжижает масло. Диагностика – контроль уровня масла. Если он повышается – недалеко до беды.
Еще один неприятный момент – повреждение топливного радиатора (дизельные версии), установленного в арке левого переднего колеса, страдающего от ударов камешков и прочего дорожного мусора. Кроме того, радиатор можно помять домкратом при замене колеса.
Фургон Transporter с самой высокой крышей: внутренняя высота грузового отсека – 1925 мм. | Турбодизели TDI не любят работу в натяг. |
Трансмиссия
Volkswagen Transporter T5 комплектовался тремя разновидностями коробок передач: двумя механическими – 5- и 6-ступенчатой и шестискоростной автоматической. Большинство автомобилей пятой серии – переднеприводные. Однако встречаются и версии с постоянным полным приводом 4Motion с многодисковой фрикционной муфтой Haldex, автоматически подключающей задние колеса.
Характерный недостаток трансмиссии – сравнительно быстрый износ двухдискового маховика для дизеля 1,9 литра. Нередко при этом маховик издает звуки, которые неопытные владельцы считают признаком износа подшипников КП.
Объем грузового отсека фургона составляет от 5,8 до 9,3 м куб., в зависимости от длины колесной базы и высоты крыши. | Transporter T5 Сombi, оснащенный системой полного привода 4Motion. |
Ходовая часть
Подвеска автомобиля Volkswagen полностью независимая, пружинная. Впереди McPherson, смонтированная на мощном подрамнике, сзади – треугольные рычаги. Стабилизаторы поперечной устойчивости установлены спереди и сзади. Дисковые тормоза установлены на всех колесах. Рулевое управление – реечное. Слабое место ходовой части – сравнительно недолговечные рулевые тяги.
Цены на Volkswagen Transporter T5 (2003–2008 гг.) в Украине – 10–21 тыс. долларов. Multivan ощутимо дороже: от 20 до 36 тыс. долларов.
Примерные цены на запчасти, грн. Volkswagen Transporter T5 модель 2,5 TDI | |
Амортизатор передн./зад. | 600–700/500–600 |
Шаровая опора | 150–280 |
Рычаг передней подвески | 1200–1800 |
Наконечник рулевой тяги | 170–201 |
Тормозные колодки передн./зад. | 350–500/400–500 |
Фильтр воздушный | 100–150 |
Фильтр масляный | 50–75 |
Фильтр топливный | 320–580 |
Фильтр салона | 90–140 |
Водяной насос | 1000–1500 |