X

Железные спасатели

Автомобили МЧС







В начале апреля в столичном выставочном центре «ЭкспоПлаза»
проходила специализированная выставка «Пожарная и техногенная безопасность’2005».
Здесь действительно было на что посмотреть.

Крупнейшее отечественное
предприятие по выпуску пожарной техники – ОАО «КБ Пожспецмаш» из Прилук
Черниговской области – в этом году отмечает свое 55-летие. На выставке
оно представило сразу две новинки, предназначенных для тушения пожаров
в труднодоступных районах, например, на нефте- и газопроводах, электростанциях
и т. д.

Первая из них – автомобиль порошкового тушения АП-4 (43114)-222.01 на
шасси полноприводного КАМАЗ-43114 (6х6). Он оснащен емкостью на 4000 кг
порошка и десятью 50-литровыми баллонами с рабочим газом. Порошок подается
как при помощи дистанционно управляемого лафетного ствола, установленного
за кабиной, так и ручным стволом. Расход порошка – 40 и 4,5 кг/с, а дальность
порошковой струи – 45 и 18 м соответственно.

Вторая новинка из Прилук – автомобиль комбинированного тушения АКТ-2/4
(260Г)-262.02 на шасси КрАЗ-260Г (6х6). По сравнению с АКТ-2/4, тоже сделанным
на базе КрАЗа (6х6) и показанным на «Пожэкспо-2004» («КА» № 6’2004), новинка
получила иную конструкцию подъемного лафетного ствола в задней части автомобиля.
Емкость для пенообразователя – 5000 л. Количество перевозимого порошка
– 2000 кг. На машине применяется установка комбинированного тушения ПУРГА
20.40.60, которая может подавать струю воды или пенообразователя на добрых
полсотни метров.

Недавно при МЧС была создана Государственная служба медицины и катастроф,
задание которой – развитие мобильных медицинских пунктов, мобильных госпиталей
и т. д.

Одними из первых в решении данного вопроса проявили инициативу спасатели
Киевской области. На выставке они показали автомобиль службы медицины
и катастроф АСМК (2705), который сами и построили. Машина предназначена
для оказания экстренной доврачебной медпомощи в эпицентре аварии. С виду
это обычная «Газель», но со специальным оснащением внутри. Это и различные
носилки, и комплект дыхательного оборудования, и аппараты для диагностики
и легочно-сердечной реанимации, дефибрилятор, различный медицинский инструмент
и медикаменты.

Рядом была представлена автоцистерна АЦ-40 (433362) мод. 307 прилукского
«КБ Пожспецтехника», дооснащенная силами пожарной части необходимым аварийно-спасательным
оборудованием. Автомобиль укомплектовали дозиметрическими приборами, в
том числе индивидуальными, механическим устройством «Ампус», способным
резать и разжимать стальные конструкции, а также поднимать бетонные блоки
массой до 14 т. Кроме того, машина оснащена носилками, бензопилой и надувной
резиновой лодкой.

Потребность в таких машинах достаточно высока – только в одной Киевской
области АСМК нужно не меньше 60 штук. А пожарных автомобилей, укомплектованных
аварийно-спасательным оборудованием, вообще должно быть намного больше.
Но все, как известно, упирается в финансы…

 Новинка «Титала»

Очередная
новинка от столичной компании «Титал», которую, к сожалению,
не успели показать на выставке, – пожарная автоцистерна АЦ-4/2,5.
Машина построена на полноприводном шасси КАМАЗ-4326 (4х4)
и предназначена, прежде всего, для эксплуатации по бездорожью.
Автомобиль укомплектован баком на 2300 л воды и 200-литровой
емкостью под пенообразователь. Изюминка конструкции – кузов-надстройка
из алюминиевого профиля с интегрированной цистерной. Между
цистерной и рамой машины отсутствует подрамник, емкость крепится
только четырьмя кронштейнами. Это позволило существенно снизить
вес конструкции и за счет этого увеличить грузоподъемность
автомобиля. Это ноу-хау на просторах СНГ. Автоцистерна оснащена
пеносмесителем американской фирмы AKRON и многорежимными стволами,
которые дают возможность регулировать тип струи с автоматическим
поддержанием напора. На «Титале» могут укомплектовать машину
различным аварийно-спасательным оборудованием: гидроинструментом,
подушками-домкратами и т. д. Первый автомобиль уже отправлен
к покупателям в Николаев.

Юрий Гоголев
Фото автора