Американские горки
Некогда одна из самых стабильных дисциплин в последнее время все больше напоминает американские горки. За последние пять лет гонки грузовиков трижды кардинально меняли регламент и классификацию. Вот и в нынешнем сезоне не обошлось без изменений. |
Впервые в своей более
чем 20-летней истории кубок стал моноклассовым. Теперь за призы ФИА сражаются,
по сути, только пилоты на грузовиках категории Race Truck, то есть построенных
на базе серийных и с минимальным перечнем изменений. Другой же класс –
Super Race – высшую лигу трак-рейсинга, организаторы буквально загнали
в резервацию, снизив ее статус.
Мера жесткая, но дальновидная: по прошествии половины сезона в этой
лиге регулярно выступают лишь три (!) пилота, а максимальное число стартовавших
не превышает пяти. Причем уровень участников несопоставим: пилоты единственной
оставшейся в чемпионате заводской команды Volkswagen выступают на новейшей
технике, в то время как остальные участники – на купленных по случаю на
распродажах «суперах» 3 – 5-летней давности. Впрочем, если бы не эта немецкая
команда, лиги не было бы вообще: из-за разгоревшейся в начале века «гонки
вооружений» чемпионат покинули все заводские команды. За исключением Volkswagen,
который не только гарантирует свое стабильное выступление, но и частично
финансирует серию.
Как же проходила в нынешнем году первая половина чемпионата?
I этап. Испания
В категории Race Truck с самого начала был аншлаг. Организаторы в очередной
раз приблизили техрегламент к требованиям, принятым в наиболее популярных
в Европе немецком и британском чемпионатах, плюс минимизировали стартовые
взносы. В итоге в Барселону съехались ни много ни мало – 40 участников.
А какой колоритной стала техника! Вперемешку с привычными DAF, IVECO,
MAN, Mercedes, Renault, Scania,Volvo мелькали нечасто встречающиеся даже
на обычных дорогах «европейцы» ERF, Foden, Pegaso, Sisu и заокеанские
«капотники» Freightliner, Mack, Phoenix, White. Впрочем, все эти «редкости»
играли роль статистов: ведь, несмотря на отсутствие фирменных команд,
ведущие европейские производители продолжают оказывать приватным конюшням
и частным пилотам техническую поддержку. Но было и одно исключение.
Неожиданности начались в квалификации, победитель которой Давид Вржечки
опередил показавшего второй результат Герда Кербера на 0,003 секунды!
Даже в «Формуле-1» столь призрачный отрыв – редкость. Неожиданным этот
результат был еще и потому, что и чех, и немец выступают на абсолютно
новых американских тягачах Freightliner.
Более того, Давид доминировал на протяжении всей субботней секции, вслед
за поулом выиграв квалификационную и кубковую гонки. И попутно на секунду
улучшил прошлогодний рекорд трассы, установленный на супертраке!
А вот Кербера уже в первом заезде весьма бесцеремонно «выпихнул» с трассы
местный «авторитет» Антонио Албасете на MAN. То ли потому, что поболеть
за своего любимца собрались 40 тысяч зрителей, то ли по какой-то иной
причине, но АА, как называют Антонио на родине, не понес никакого наказания.
И продолжал к удовольствию своих фанатов пилотировать столь же агрессивно,
выиграв в результате все воскресные заезды. Впрочем, в этом ему помогли
сами соперники. Вржечки из-за проблем с тормозами опоздал на прогревочный
круг и вынужден был стартовать последним. Кербер жаловался на управляемость,
ухудшившуюся после субботнего столкновения.
В обоих заездах Албасете преследовал австриец Эгон Эллгуаэр, который
и стал вторым по итогам этапа, оттеснив Вржечки на третье место.
II этап. Голландия
Второй этап принимала старая узкая извилистая трасса «Ассен». Понятно,
что она не совсем подходила для гонок грузовиков, а на этот раз еще и
встретила участников проливным дождем. Поэтому фактически любая ошибка
в пилотировании приводила к вылету в отбойники. Причем часто не справившиеся
с управлением «паровозом» сносили с трассы ехавших рядом. В итоге финишные
протоколы пестрели фамилиями неизвестных пилотов. Не последнюю роль сыграли
и шины. Если раньше все пилоты выступали только на покрышках Continental,
то сейчас они вольны в своем выборе: GoodYear, Matador, Rigdon, тот же
Continental.
Неожиданно высокие результаты показали гонщики, выступающие на Renault.
Редко «попадавший в очки» Жан-Луп Фурнье финишировал вслед за победителем
Аллгауэром в субботней кубковой гонке, а Войтишек – в кубковой воскресной.
На 5-6 местах финишировали еще два пилота на Premium: Венсан Крозье и
Фурнье. В воскресенье на мокрой трассе Вржечки еле справился с атаками
Фурнье и не более известным Доминико Лачезе на капотном Renault Mack CM
402. И все-таки в тот уик-энд Renault отпраздновал победу: Войтишек выиграл
финальную кубковую гонку и переместился на 3-е место в «абсолюте». А Албасете
из-за многочисленных вылетов с трассы пропустил вперед очень аккуратно
выступавшего Эгона.
III этап. Италия
Главной неожиданностью этой гонки стало возвращение Маркуса Ойстраха
и Адама Лачко. Немец, ныне защищающий цвета VW в Super Race (в Италии
необходимый минимум участников не собрался и гонку отменили), арендовал
MAN, который в 2003 году принес ему чемпионский титул. Чех же усилил ряды
команды Buggyra, сев на третий Freightliner. Самый молодой участник в
истории этой дисциплины (пражскому студенту 24 года) показал 6-е время
в квалификации и даже пробрался в первой гонке на 2-е место. Но в столкновении
с Аллгауэром заблокировал тормоза и вылетел с трассы, серьезно повредив
машину об отбойники.
Победу в квалификации и обеих субботних гонках отпраздновал Маркус Бесигер,
с нынешнего сезона выступающий за профессиональную команду Сastrol Racing.
Оба «серебра», как обычно, забрал Аллгауэр, сохранив лидерство в общем
зачете. А в воскресенье первая тройка в двух гонках и в таблице абсолютного
зачета выглядела одинаково: Аллгауэр, Албасете, Бесигер (148, 119 и 101
очко соответственно). Довольно быстро набрали необходимую форму и Ойстрах,
и Лачко: в воскресных заездах они финишировали на 4-5 местах.
IV этап. Испания
Последний раз трасса «Альбасете» принимала гонки грузовиков ровно 10
лет назад. И с тех пор не сильно изменилась: те же три длиннющие прямые,
соединенные замысловатой змейкой медленных поворотов.
Несмотря на «фамильную» трассу и 30-тысячный отряд поддержки, Албасете
так и не смог вернуть себе лидерство в «абсолюте». В первом же заезде
его MAN «сцепился» с Freightliner Вржечки и вылетел с трассы.
В субботу первенствовал Кербер – играющий тренер Buggyra. Рядом с ним
на подиуме стоял фантастически стабильный Аллгауэр, выступающий на MAN.
В отсутствие своего главного конкурента (Албасете таки оштрафовали за
опасную езду) австриец предпочел призрачным шансам на победу (Герд был
неудержим, выиграв гонку в стиле старт-финиш) стабильные подиумные очки.
В субботу вечером по протесту Албасете дисквалифицировали Эгона, отобрали
«бронзу» и вынесли новый вердикт по поводу виновных в вылете. Минутный
штраф отдали Вржечки. В итоге испанец поднялся с 6-го на 4-е место.
В воскресенье опять доминировал Freightliner. На этот раз не ехал, а
буквально летел Давид, а Герда оштрафовали остановкой в боксах за фальстарт.
Аллгауэр снова был вторым. В итоге он увеличил свой отрыв от Албасете
и Безигера до 33 и 53 очков соответственно.
V этап. Франция
Гасконский трек «Ногаро» встретил участников пятого этапа раскаленным
асфальтом и 40-градусной жарой. Покрышки буквально плавились, приходя
в негодность после одного-двух заездов.
Впрочем, гонка началась успешно: Кербер в первый же день установил новый
рекорд трассы, перекрыв время, показанное два года назад на «супере».
А в воскресенье еще и улучшил его.
Увы, Freightliner немецкого пилота пока не только быстр, но и не вполне
надежен. Из-за перегретых тормозов Герд в субботу оба раза отдавал победу
Албасете. В воскресенье после «работы над ошибками» немец выиграл квалификационную
гонку, но в кубковой из-за проблем с электроникой скатился на 4-е место,
пропустив в последней трети заезда Албасете, Аллгауэра и Вржечки.
Итак, испанец более чем вдвое сократил свое отставание от лидера. А Вржечки
прорвался в первую тройку, причем благодаря не только своим успехам, но
и провалу Войтишека, который лишь раз смог подняться на 5-е место. Так
что вся борьба впереди: гонщикам предстоит проехать еще пять этапов Кубка.
Технические характеристики грузовиков класса Race Truck |
|
FIA European Truck Racing Cup |
|
2005 FIA European Super Truck Trophy |
|