X

Американские горки

Трак-рейсинг













Некогда одна из самых стабильных дисциплин в последнее
время все больше напоминает американские горки. За последние пять
лет гонки грузовиков трижды кардинально меняли регламент и классификацию.
Вот и в нынешнем сезоне не обошлось без изменений.

Впервые в своей более
чем 20-летней истории кубок стал моноклассовым. Теперь за призы ФИА сражаются,
по сути, только пилоты на грузовиках категории Race Truck, то есть построенных
на базе серийных и с минимальным перечнем изменений. Другой же класс –
Super Race – высшую лигу трак-рейсинга, организаторы буквально загнали
в резервацию, снизив ее статус.

Мера жесткая, но дальновидная: по прошествии половины сезона в этой
лиге регулярно выступают лишь три (!) пилота, а максимальное число стартовавших
не превышает пяти. Причем уровень участников несопоставим: пилоты единственной
оставшейся в чемпионате заводской команды Volkswagen выступают на новейшей
технике, в то время как остальные участники – на купленных по случаю на
распродажах «суперах» 3 – 5-летней давности. Впрочем, если бы не эта немецкая
команда, лиги не было бы вообще: из-за разгоревшейся в начале века «гонки
вооружений» чемпионат покинули все заводские команды. За исключением Volkswagen,
который не только гарантирует свое стабильное выступление, но и частично
финансирует серию.

Как же проходила в нынешнем году первая половина чемпионата?

I этап. Испания

В категории Race Truck с самого начала был аншлаг. Организаторы в очередной
раз приблизили техрегламент к требованиям, принятым в наиболее популярных
в Европе немецком и британском чемпионатах, плюс минимизировали стартовые
взносы. В итоге в Барселону съехались ни много ни мало – 40 участников.

А какой колоритной стала техника! Вперемешку с привычными DAF, IVECO,
MAN, Mercedes, Renault, Scania,Volvo мелькали нечасто встречающиеся даже
на обычных дорогах «европейцы» ERF, Foden, Pegaso, Sisu и заокеанские
«капотники» Freightliner, Mack, Phoenix, White. Впрочем, все эти «редкости»
играли роль статистов: ведь, несмотря на отсутствие фирменных команд,
ведущие европейские производители продолжают оказывать приватным конюшням
и частным пилотам техническую поддержку. Но было и одно исключение.

Неожиданности начались в квалификации, победитель которой Давид Вржечки
опередил показавшего второй результат Герда Кербера на 0,003 секунды!
Даже в «Формуле-1» столь призрачный отрыв – редкость. Неожиданным этот
результат был еще и потому, что и чех, и немец выступают на абсолютно
новых американских тягачах Freightliner.

Более того, Давид доминировал на протяжении всей субботней секции, вслед
за поулом выиграв квалификационную и кубковую гонки. И попутно на секунду
улучшил прошлогодний рекорд трассы, установленный на супертраке!

А вот Кербера уже в первом заезде весьма бесцеремонно «выпихнул» с трассы
местный «авторитет» Антонио Албасете на MAN. То ли потому, что поболеть
за своего любимца собрались 40 тысяч зрителей, то ли по какой-то иной
причине, но АА, как называют Антонио на родине, не понес никакого наказания.
И продолжал к удовольствию своих фанатов пилотировать столь же агрессивно,
выиграв в результате все воскресные заезды. Впрочем, в этом ему помогли
сами соперники. Вржечки из-за проблем с тормозами опоздал на прогревочный
круг и вынужден был стартовать последним. Кербер жаловался на управляемость,
ухудшившуюся после субботнего столкновения.

В обоих заездах Албасете преследовал австриец Эгон Эллгуаэр, который
и стал вторым по итогам этапа, оттеснив Вржечки на третье место.

II этап. Голландия

Второй этап принимала старая узкая извилистая трасса «Ассен». Понятно,
что она не совсем подходила для гонок грузовиков, а на этот раз еще и
встретила участников проливным дождем. Поэтому фактически любая ошибка
в пилотировании приводила к вылету в отбойники. Причем часто не справившиеся
с управлением «паровозом» сносили с трассы ехавших рядом. В итоге финишные
протоколы пестрели фамилиями неизвестных пилотов. Не последнюю роль сыграли
и шины. Если раньше все пилоты выступали только на покрышках Continental,
то сейчас они вольны в своем выборе: GoodYear, Matador, Rigdon, тот же
Continental.

Неожиданно высокие результаты показали гонщики, выступающие на Renault.
Редко «попадавший в очки» Жан-Луп Фурнье финишировал вслед за победителем
Аллгауэром в субботней кубковой гонке, а Войтишек – в кубковой воскресной.
На 5-6 местах финишировали еще два пилота на Premium: Венсан Крозье и
Фурнье. В воскресенье на мокрой трассе Вржечки еле справился с атаками
Фурнье и не более известным Доминико Лачезе на капотном Renault Mack CM
402. И все-таки в тот уик-энд Renault отпраздновал победу: Войтишек выиграл
финальную кубковую гонку и переместился на 3-е место в «абсолюте». А Албасете
из-за многочисленных вылетов с трассы пропустил вперед очень аккуратно
выступавшего Эгона.

III этап. Италия

Главной неожиданностью этой гонки стало возвращение Маркуса Ойстраха
и Адама Лачко. Немец, ныне защищающий цвета VW в Super Race (в Италии
необходимый минимум участников не собрался и гонку отменили), арендовал
MAN, который в 2003 году принес ему чемпионский титул. Чех же усилил ряды
команды Buggyra, сев на третий Freightliner. Самый молодой участник в
истории этой дисциплины (пражскому студенту 24 года) показал 6-е время
в квалификации и даже пробрался в первой гонке на 2-е место. Но в столкновении
с Аллгауэром заблокировал тормоза и вылетел с трассы, серьезно повредив
машину об отбойники.

Победу в квалификации и обеих субботних гонках отпраздновал Маркус Бесигер,
с нынешнего сезона выступающий за профессиональную команду Сastrol Racing.
Оба «серебра», как обычно, забрал Аллгауэр, сохранив лидерство в общем
зачете. А в воскресенье первая тройка в двух гонках и в таблице абсолютного
зачета выглядела одинаково: Аллгауэр, Албасете, Бесигер (148, 119 и 101
очко соответственно). Довольно быстро набрали необходимую форму и Ойстрах,
и Лачко: в воскресных заездах они финишировали на 4-5 местах.

IV этап. Испания

Последний раз трасса «Альбасете» принимала гонки грузовиков ровно 10
лет назад. И с тех пор не сильно изменилась: те же три длиннющие прямые,
соединенные замысловатой змейкой медленных поворотов.

Несмотря на «фамильную» трассу и 30-тысячный отряд поддержки, Албасете
так и не смог вернуть себе лидерство в «абсолюте». В первом же заезде
его MAN «сцепился» с Freightliner Вржечки и вылетел с трассы.

В субботу первенствовал Кербер – играющий тренер Buggyra. Рядом с ним
на подиуме стоял фантастически стабильный Аллгауэр, выступающий на MAN.
В отсутствие своего главного конкурента (Албасете таки оштрафовали за
опасную езду) австриец предпочел призрачным шансам на победу (Герд был
неудержим, выиграв гонку в стиле старт-финиш) стабильные подиумные очки.

В субботу вечером по протесту Албасете дисквалифицировали Эгона, отобрали
«бронзу» и вынесли новый вердикт по поводу виновных в вылете. Минутный
штраф отдали Вржечки. В итоге испанец поднялся с 6-го на 4-е место.

В воскресенье опять доминировал Freightliner. На этот раз не ехал, а
буквально летел Давид, а Герда оштрафовали остановкой в боксах за фальстарт.
Аллгауэр снова был вторым. В итоге он увеличил свой отрыв от Албасете
и Безигера до 33 и 53 очков соответственно.

V этап. Франция

Гасконский трек «Ногаро» встретил участников пятого этапа раскаленным
асфальтом и 40-градусной жарой. Покрышки буквально плавились, приходя
в негодность после одного-двух заездов.

Впрочем, гонка началась успешно: Кербер в первый же день установил новый
рекорд трассы, перекрыв время, показанное два года назад на «супере».
А в воскресенье еще и улучшил его.

Увы, Freightliner немецкого пилота пока не только быстр, но и не вполне
надежен. Из-за перегретых тормозов Герд в субботу оба раза отдавал победу
Албасете. В воскресенье после «работы над ошибками» немец выиграл квалификационную
гонку, но в кубковой из-за проблем с электроникой скатился на 4-е место,
пропустив в последней трети заезда Албасете, Аллгауэра и Вржечки.

Итак, испанец более чем вдвое сократил свое отставание от лидера. А Вржечки
прорвался в первую тройку, причем благодаря не только своим успехам, но
и провалу Войтишека, который лишь раз смог подняться на 5-е место. Так
что вся борьба впереди: гонщикам предстоит проехать еще пять этапов Кубка.

 Технические
характеристики грузовиков класса Race Truck
 Freightliner MKR-01Renault Premium 385MAN TG-A 2005Mercedes Benz Axor 1843 LS
Тип двигателяGyrtech MK-R01Renault 420 DCIMAN D2866OM 457
Рабочий объем, см куб.12489111221200011980
Число цилинд.//клапанов6/246/246/246/24
Мощность, л. с.1150110010501000
Крутящий момент, Нм5200350046004200
КППручная ZF 16S221ручная ZF 16S221ручная ZF 16S221ручнаяZF 16S221
Тормозадисковые Haldex DВводян. охл.дисковыеKnorr Bremse, 438 мм,водян. охл.дисковыеKnorr Bremseводян. охл.дисковые Haldexводян. охл.
Полная масса, кг5800580058004800
Скорость, км/ч*192188200190
Разгон, 0 – 100 км/ч565,65,9
*В гонках ограничена электроникой на отметке
160 км/ч

 FIA
European Truck Racing Cup
 ПилотТракENLIEFОчки
1Эгор АллгауэрMAN TGA 4104648543339220
2Антонио АлбасетеMAN TGA 4105039302957205
3Давид ВржечкиBuggyra Freightliner3628293238163
4Франтишек ВойтишекRenault Premium 4202950161824137
5Маркуз БесигерMAN TGA 410312050278136
6Герд КерберBuggyra Freightliner1915183744133
7Йохен ХанMercedes Axor 1843S2027193328127
8Хосе Ф. A. РодригесMAN 19.41413240261881
9Даниэль СэйлерMAN TGA 410820810652
10Венсан КрозьеRenault Premium1015316448
11Росс ГарреттFoden Alpha NG09105529
12Жан-Луп ФурньеRenault Premium 42022311027
13Маркус ОйстрахMAN TGA 41000170017
14Нико ПуличMercedes Axor 18435710013
15Aдам ЛачкоBuggyra Freightliner00120012

 2005
FIA European Super Truck Trophy
 ПилотТракENLEFОчки
1Ральф ДрюкенмюллерVolkswagen Titan’200559306054203
2Maркус ОйстрахVolkswagen Titan’200534404839161
3Mишель БассанеллиDAF XT95 Super Truck230164382

Сергей Суховский
Фото Volkswagen, Castrol и из архива автора