-871x572-c-default.jpg)
Броня крепка
С 30 июня по 4 июля в подмосковном городе Жуковском проходил Международный салон вооружения МВСВ-2010. Среди сотен экспонатов весомую долю составляли автомобили, в том числе двойного назначения.
С 30 июня по 4 июля в подмосковном городе Жуковском проходил Международный салон вооружения МВСВ-2010. Среди сотен экспонатов весомую долю составляли автомобили, в том числе двойного назначения.
В этом году салон МВСВ получил более высокий статус – он проходил в рамках первого международного форума «Технологии в машиностроении-2010». Экспозиция была размещена на территории военного аэродрома Раменское. Причем экспонаты можно было посмотреть не только в статике – в павильонах и на открытых площадках, но и в динамике. Показ новейшей автомобильной и бронетанковой техники в действии проводился на специально отведенном для этого полигоне.
«Волк» – конкурент «Тигру»
Яркая премьера МВСВ – перспективное семейство автомобилей модульной конструкции «Волк», выпущенное Арзамасским машиностроительным заводом. Автомобили предназначены для перевозки личного состава и груза, монтажа различных систем вооружения, буксировки прицепов. Это достойный конкурент знаменитому «Тигру» – ГАЗ-23314. При полной массе автомобиля 7,5 т грузоподъемность составляет 1,5 т (бронированная версия) или 2,5 т. По стандарту STANAG 4569 уровень баллистической защиты – 3, минной – 2. Кроме того, в нынешнем году ожидается появление гражданской версии «Волка».
Основное преимущество «Волка» – многофункциональность на основе модульной конструкции. Она позволяет монтировать различные кузова и типы вооружения. При этом предусмотрены трехосные варианты машины – 6х6. «Волк» в отличие от «Тигра» оснащен гидропневматической подвеской, позволяющей изменять дорожный просвет в пределах 250–550 мм.
На выставке были показаны два автомобиля – «Волк I» ВПК-3927 и «Волк II» ВПК-39272. Первый оснащается бронированным кузовом для перевозки 8 человек десанта, второй, небронированный, – бортовой платформой. Автомобили наделены хорошей геометрией проходимости: преодолеваемый подъем – 30 град., боковой крен – 20 град., ров и стена – 0,5 м, брод – 1,5 м (у «Тигра» – 1,2 м). Оба «Волка» оснащены 240-сильным турбодизелем ЯМЗ-5347 и разгоняются до 130 км/ч.
Уральский «Торнадо»
На стенде «Группы ГАЗ» было представлено целое семейство автомобилей «Урал», доработанных ОКБ «Техника». Среди новинок особо хочется выделить специальную инженерную машину «Торнадо» на шасси «Урал-4320», предназначенную для проделывания проходов в разрушениях, растаскивания завалов и других операций. Автомобиль оснащен водометной установкой с цистерной, краном-манипулятором, бульдозерным отвалом, пожарно-техническим вооружением, лебедкой, раздвижной лестницей и электрооборудованием для системы внешнего освещения. Экипаж – 4 чел. Окна сдвоенной кабины и все светоприборы защищены решетками.
Вторая новинка – ремонтно-эвакуационная колесная машина РЭМ-КЛ на шасси бескапотного «Урал-532362-1012» (8х8). Автомобиль способен транспортировать технику методом частичной погрузки: по грунтовым дорогам – полной массой 16 т, по дорогам с твердым покрытием – до 22 т. Максимальное тяговое усилие – 20 тс. Длина троса лебедки – 60 м. Кран-манипулятор ИМ-95 имеет грузоподъемность до 2,83 т. Максимальная скорость транспортировки – 50 км/ч.
Еще одна новинка – бронированный спецавтомобиль «Федерал-42591» на шасси «Урал-4320», предназначенный в качестве транспортного средства для внутренних войск России. Его кабина защищена по 5-му классу, а бронемодуль в кузове – по классу 6/6А согласно ГОСТ Р 50963-96, с дополнительной защитой личного состава. Примечательно, что бронемодуль кузова оснащен антитравматическими креслами – по типу брезентовых раскладных стульчиков.
«Нива» – вариации
Тольяттинское ОАО «Бронто» привезло семейство бронированных внедорожников «Нива». Помимо уже известного ВАЗ-2131 «Комдив», впервые показанного на московской выставке «Безопасность-2009» (см. «КА» № 7'2009), в Жуковский приехали еще две новинки. Одна из них – «Рысь-Десант» на базе модели «Нива» ВАЗ-212140. Отличительная особенность машины – открытый кузов с каркасом безопасности. Для удобства посадки-высадки боковые двери демонтированы. Как и стандартная «Нива-Рысь», десантный вариант имеет усиленную подвеску колес и задний мост, а также увеличенный дорожный просвет; арки колес – с резиновыми расширителями. Машина комплектуется 80-сильным двигателем ВАЗ-21214-36 и разгоняется до 140 км/ч.
Вторая новинка – автомобиль первой помощи Lada-Бронто 1922-055, разработанный на базе семейства машин «Марш» на колесах с шинами сверхнизкого давления. Он оснащен баками для воды и пенообразователя (на 300 и 30 л соответственно), установкой для тушения пожара тонко распыленной струей и другим оборудованием.
Брянские силачи
Брянский автозавод привез на выставку широкую гамму колесных тягачей. На стенде посетители могли видеть уже известный седельный тягач БАЗ-6402 (6х6), предназначенный для буксировки полуприцепов – в частности, ракетного комплекса С300. Полная масса автопоезда – 49 т. Второй экспонат – автокран КС-6973 «Ивановец» на шасси БАЗ-69098 (8х8). Грузоподъемность – 50,5 т. Высота подъема груза – до 49 м (с гуськом).
Самые свежие разработки завода были показаны в динамике, на полигоне. Во-первых, это экспериментальный тягач с гибридной силовой установкой БАЗ-М6910Э, разработанный совместно с МГТУ «МАМИ». Турбодизель модели 8492 мощностью 500 л. с. работает в паре с 400-киловаттным электромотором, который, в свою очередь, питает мощные аккумуляторные батареи. В нештатных ситуациях, когда закончилось дизтопливо или возникла необходимость движения с минимальным шумом, машина может ехать исключительно на электротяге.
Скарабей-миноискатель
Рязанское предприятие «Тяжпрессмаш» представило свою новейшую разработку – специальный подъемно-транспортный комплекс «Скарабей», построенный на базе КАМАЗ-5350 (6х6). В его задачи входит разминирование взрывоопасных предметов и транспортировка их к месту утилизации. Ноу-хау комплекса – специальный стальной контейнер длиной 3,2 м, шириной 2,55 м и высотой 1,58 м. Благодаря специальной конусообразной форме, разработанной при помощи компьютерного моделирования, он позволяет эффективно защитить экипаж и окружающих при взрыве вещества массой 850 г в тротиловом эквиваленте – например, снаряда калибра 85 мм. Более того, испытания показали эффективность конструкции даже при разрыве 120-мм снаряда. Контейнер устанавливается в кузов автомобиля на стальной лоток также конусособразной формы. Для работы с контейнером предусмотрен кран-манипулятор грузоподъемностью 900 кг при максимальном вылете стрелы 9 м. Управление краном может производиться не только из бронированной кабины оператора, но и дистанционно, по проводам – на расстоянии до 200 метров. Для этой цели машина оснащена системой видеонаблюдения с выносным монитором.