X

Чартер на Ганновер

Ганноверский автосалон IAA'2006

Десятки гектаров выставочных площадей, две сотни мировых
премьер, тысячи экспонентов и незабываемые впечатления… Все это –
прошедший 21-28 сентября Ганноверский салон коммерческих автомобилей
IAA.

Проводимый раз в два
года, нынешний салон уже 61-й по счету. Традиционно в Ганновер свозят
все новое по части грузовиков, автобусов, прицепов и спецтехники. Причем
немало интересного можно увидеть не только на громадных стендах известных
производителей, но и в «каморках» мелких фирмочек. Рассказать обо всем
в одном репортаже просто невозможно, и поэтому сегодня, как поется в известной
песне, совершим первый чартер на Ганновер и поговорим о грузовиках, а
автобусы и прицепы оставим на закуску – для следующего номера.

Многогранный Sprinter


Mercedes-Benz
Sprinter нового поколения Mercedes презентовали с размахом. На стенде
красовались 11 машин в различных исполнениях, полной массой от 2 до 5
т. Состоялся дебют полноприводной модели с электронной системой распределения
крутящего момента – 4ETS. Дебютировал и низкопольный микроавтобус – City
65 на 28 мест. Новому Sprinter есть чем гордиться: адаптивная система
курсовой устойчивости ESP учитывает загрузку машины, система Keyless Entry
and Slide позволяет разблокирывать замки и открывать сдвижную дверь без
помощи рук! Предлагаются би-ксеноновые фары и многое другое.

Грузовик мечты


Главное
место на стенде DaimlerChrysler занял концептуальный грузовик Actros Spaсe
Max. Внешне он отличается от серийного тягача Actros аэродинамическим
обвесом и разработан на базе флагманской модели 1860 LS – с 600-сильным
турбодизелем Евро 5 и инновационной автоматической КП PowerShift, дебют
которой также состоялся в Ганновере. Главное в концепте – интерьер кабины.
Она больше напоминает модерный кабинет-спальню: деревянные панели на полу
и дверях, кожаное кресло-«чашка», большой LСD-телевизор под потолком.
Спальная полка интегрирована в заднюю стенку и опускается при помощи электропривода.

У-у-у-у-у – U20

В
Ганновере состоялся мировой дебют вездехода Merecedes-Benz Unimog U20.
Машина получила новую по дизайну кабину и иную компоновку: не привычную,
полукапотную, а с «кабиной над двигателем». Благодаря короткой колесной
базе (2700 мм) радиус разворота составляет всего 6,4 м. Полная масса –
7,5-8,5 т, грузоподъемность – до 3,4 т. На переднем бампере имеются вал
отбора мощности и гидровыводы для навесного оборудования. U20 оснащен
постоянным полным приводом, тремя блокируемыми дифференциалами и портальными
мостами. Применяется 4-цилиндровый турбодизель OM 904 LA (4,25 л, 156
л. с.) с технологией Blue Tec (Евро 4). 8-ступенчатая КП дополнительно
имеет 8 «рабочих» передач. Скорость – от 1,5 до 90 км/ч.

Сверхчистый Econic

Дебютировал
в Ганновере и новый Mercedes-Benz Econic. В 1998 году эта модель положила
начало специальным коммунальным шасси с низкорасположенной кабиной (было
выпущено свыше 6000 машин). Теперь Econic получил V-образную решетку радиатора
а-ля Axor и более широкую (620 мм) пассажирскую дверь. В кабине – руль
от того же Axor и псевдо-кожаные сиденья. Появился задний мост (не на
11,5, а на 13 т), а также новые амортизаторы, улучшившие управляемость.
На салоне показали версию 2628 GLL (6х2) с 279-сильным мотором на природном
газе. Шасси – с мусороуборочной надстройкой фирмы Geesink-Norba, имеющей
«сверхчистый» гибридный привод. На остановках газовый мотор выключается
и спецоборудование работает от электромоторов, питающих гидравлику. Подзарядка
АКБ происходит на ходу или на станции.

Универсалы TGL и TGM


Легковесы
MAN TGL предстали в трех новых ипостасях. Во-первых, с новым базовым турбодизелем
для 8-тонной модели – D0834 Eвро 4 (4,6 л, 150 л. с.). Во-вторых, с 6-местной
кабиной: на выставке машина была представлена в пожарной версии. И, в-третьих,
как седельный тягач, с мотором в 240 л. с. и спальной кабиной. А модель
среднего семейства TGM обзавелась полным приводом, пневмоподвеской всех
колес, двухрядной кабиной, 13-тонной версией и, наконец, мощным 326-сильным
турбодизелем Евро 4.

Cursor и Tector – Eвро 5

В
Ганновере состоялся дебют турбодизедей IVECO Tector и Cursor под нормы
Евро 4/Евро 5. Моторы Tector для среднетоннажников EuroCargo получили
новые камеру сгорания и турбонаддув, а также насос-форсунки с давлением
впрыска 1600 бар вместо 1400. Повысилась мощность: у 4-цилиндрового двигателя
(3,92 л) теперь 140–182 л. с. вместо 129–170 л. с., а у «шестерки» (5,88
л) – 217–299 л. с., вместо 182–275 л. с. Максимальный крутящий момент
достигается в рекордном диапазоне оборотов: 1200–2100 в минуту!


Двигатели Cursor Евро 5 с технологией AdBlue – для магистральных тягачей
Stralis и «строителей» Trakker – имеют 4 клапана на цилиндр, декомпрессионный
тормоз, новый электронный блок управления EDC. Давление впрыска возросло
с 1500 до 1800 бар, а турбонаддув получил изменяемую геометрию. Помимо
восьми- и десятилитровых агрегатов – Cursor 8 (310, 330 и 360 л. с.) и
Cursor 10 (420 и 450 л. с.), предлагается и 13-литровый, в 480 и даже
в 560 л. с. Последний был представлен на магистральном тягаче Stralis.
«Стралисы», кстати, получили автоматическую КП Eurotronic, с управлением
на подрулевом переключателе. Впервые в тяжелом классе «автомат» входит
в базовую комплектацию.

Спортивно-армейская жизнь


На
стенде MAN демонстрировался и гоночный грузовик TGA18.700 (4х4), участвовавший
в «Дакаре-2006». Он оснащен планетарными мостами, усиленной подвеской
с двойными амортизаторами и двумя баками на 400 л каждый. Предусмотрена
12-ступенчатая централизованная система подкачки шин. Машина оснащена
700-сильным турбодизелем, 8-ступенчатой КП и блокируемыми дифференциалами
на обеих осях.

Другой экспонат – вездеход HX 18.330 (4×4) с 326-сильным двигателем
Евро 4 и 12-ступенчатым «автоматом». Машины серии HX предназначены исключительно
для армии и отличаются модульной кабиной и хорошей проходимостью: угол
въезда/съезда – 40/35 град., клиренс – 428 мм.

Под знаменами Volvo


На
стенде фирмы Volvo Trucks было на что посмотреть: тут и модель нового
семейства FE, и обновленный среднетоннажник FL, и «старшие братья» FM
и FH. Всех их объединяло одно – двигатели Евро 4/Евро 5 с технологией
AdBlue. Интересным экспонатом стал самый мощный серийный грузовик – Volvo
FH16 с новым 16-литровым двигателем в 660 л. с. Тягач способен буксировать
прицепы полной массой до 150 т. На выставке он предстал в четерехосном
(8х4) исполнении Tridem, с комфортабельной кабиной Globetrotter XL, за
которой расположен 1300-литровый топливный бак.


Посетители смогли ознакомиться и с новой версией информационной системы
Dynafleet. Она предлагается в трех вариантах: Perform – предоставляет
информацию о водителе и автомобиле, Perform&Locate – дополнительно
обеспечивает администрирование и отслеживание перевозок, и Operate – осуществляет
связь между водителями и офисом.

Транспортный концепт

Концептуальный
автопоезд IVECO Transport Concept, разработанный на базе модели Stralis,
повышает рентабельность грузоперевозок на 15-20%. Специальные спойлеры
на задних колесах тягача и полуприцепа и гладкое днище снизили коэффициент
сопротивления воздуха на 20%, что уменьшило расход топлива на 8%. Двигатель
с 2-ступенчатой компрессией экономит до 2% топлива и может стать базой
для создания моторов Евро 6(!). Шины Continental, одинарные на задних
колесах, имеют малое сопротивление качению, что экономит 4% топлива. В
результате грузоподъемность автопоезда возросла на 15%, число перевозимых
европалет – на 9%. Расход топлива при этом сократился на 15%, а количество
вредных выбросов (окиси углерода – СО) – на 25%.

Три постулата Scania


На
стенде фирмы Scania показали грузовики с расширенным ассортиментом моторов
Евро 4 (с системой рециркуляции EGR) и Евро 5 (с AdBlue) мощностью от
290 до 620 л. с. Дебютировали системы адаптивного круиз-контроля – ACC,
слежения за дорожной разметкой – LDW и измерения давления в шинах – TPM.
Появился даже алкоголь-тестер. Да, да – сев за руль, водитель дует в трубочку,
после чего электроника дает или не дает добро на запуск двигателя. Была
презентована и система Ecocruise, на 5% уменьшающая расход топлива. Она
работает совместно с автоматической трансмиссией Opticruiser и с помощью
ретардера минимально ограничивает скорость на спуске – не более чем на
6 км/ч. 620-сильный тягач R-серии (на фото) предстал в эксклюзивном исполнении
Design-Edition – с легкосплавными дисками, серебристой решеткой радиатора
и кожано-велюровым салоном.

Ford – победитель!


На
стенде Ford гремели торжества по случаю завоевания новой моделью Ford
Transit почетного звания «Международный фургон 2007 года». Призер был
представлен в многочисленных версиях, в том числе и в полноприводной.
Мировой дебют отпраздновала машина, работающая на натуральном газе. С
2007 года Transit уже в базе получит систему стабилизации ESP. На все
машины устанавливаются моторы Евро 4: турбодизели в 85-140 л. с. или бензиновый
двигатель в 145 л. с.


Младший брат – Transit Connect предстал в Ганновере со «свежим лицом»
и новым, 110-сильным турбодизелем, а его грузопассажирская версия Tourneo
Connect дебютировала в длиннобазном исполнении LX с салоном на 8 человек.


Состоялась презентация и нового пикапа Ford Ranger. Помимо видоизмененной
внешности, машина получила 2,5-литровый турбодизель Евро 4 мошностью в
143 л. с. Полноприводный пикап может перевозить до 1 т груза и буксировать
трехтонный прицеп.

Проект FIDEUS

Концепт
IVECO разработан в рамках проекта FIDEUS (Freight Innovative Delivery
of Goods in European Urban Space – «инновации по усовершенствованию грузоперевозок
в европейских городах». Для ускорения погрузки-выгрузки имеется двустворчатая
боковая дверь, а сзади – гидролифт. Двигатель на природном газе оснащен
электродинамическим модулем IVECOSTARTER для движения в режиме старт-стоп.
Телематическая система информирует водителя о насыщенности трафика и состоянии
«книги заказов». Для снижения уровня шума доработаны моторный отсек, система
открытия дверей и даже шины. Машина оснащена пневмоподвеской колес и датчиками
для устранения «мертвых зон», автоматическим «ручником» и электроусилителем
руля с автоматическим возвратом «баранки» при маневрировании.

Что за чудо Индия!

В
октябре 2006 года в индийском городе Питампур открылось совместное предприятие
по выпуску тяжелых грузовиков MAN Force Trucks Pvt. Ltd. Производственные
мощности завода – до 24 тыс. машин в год. Для предприятия был разработан
специальный модельный ряд грузовиков MAN – CargoLine полной массой от
18 до 26 т. Автомобили оснащаются упрощенной кабиной от семейства LE/ME,
усиленными рамой и подвеской колес и комплектуются турбодизелями D08 (Евро
3) – в 155-280 л. с.

Гибридная волна

Нынешний
Ганноверский автосалон был как никогда богат на грузовики с гибридными
силовыми установками. Комбинированный дизель-электрический привод становится
все актуальнее в условиях все ужесточающихся экологических норм и повышения
цен на нефть. Не мудрено, что такие ведущие фирмы как DAF, IVECO, Mitsubishi,
Nissan и Volvo не преминули показать на выставке свои ноу-хау.


Принцип
работы представленных гибридов, по сути, у всех одинаков. Установленный
на машине турбодизель 1 агрегатируется с автоматической КП. Между ними
– плоский электродвигатель 2, питающийся от литий-ионных аккумуляторов,
которые подзаряжаются во время торможения машины. При движении в городском
режиме «старт-стоп» электромотор служит маховиком, быстро запускающим
дизель. В результате машина потребляет на треть меньше топлива, а в атмосферу
выбрасывается меньше вредных веществ.


Несколько иной силовой агрегат – параллельный гибрид – представила компания
Volvo Trucks. Здесь дизельный двигатель и электромотор способны работать
независимо друг от друга. Высокая выходная мощность электродвигателя I-SAM
(с интегрированным стартером и генератором) позволяет устанавливать дизель
меньшего рабочего объема. Во время старта и на скоростях до 20 км/ч грузовик
движется на электротяге, а на более высокой скорости подключается дизель.

Праздник DAF Trucks


На
стенде компании DAF Trucks был праздник – флагман марки DAF XF 105 признан
«Международным грузовиком 2007 года». Привезли голландцы и модели LF и
СF с турбодизелями Paccar Евро 4/Евро 5 (подробнее см. «КА» №7’2006).
Все машины XF и СF с «автоматом» AS-Tronic отныне укомплектованы системами
помощи при трогании в гору (Hill Start) и слежения за дорожной разметкой
(Lane Departure Warning Assist). В 2007 году эти же модели за доплату
получат телекамеры бокового и заднего обзора.


Дебютировала и новая телематическая система DAF Telematics and Infotainment
System, позволяющая водителю общаться с офисом, выходить в Интернет, прокладывать
маршрут и т. п. Вторая премьера – сверхчистый турбодизель EEV. Мотор разработан
на базе 9,2-литрового двигателя Paccar и развивает от 250 до 360 л. с.
Благодаря установленному сажевому фильтру (на фото в разрезе), по количеству
твердых частиц в выхлопе этот агрегат обошел даже нормы Евро 5. С 2007
года двигатель предполагается устанавливать на грузовики и автобусные
шасси.

В центре внимания – Crafter



Гвоздем
программы Volkswagen стала развозная модель Crafter, пришедшая на смену
автомобилю LT. Машина предстала на выставке в новой, самой тяжелой версии
Crafter 50 – полной массой 4,6 т. Дебютировал и Crafter с автоматической
коробкой Shiftmatic. Более того, к салону фирма подготовила концепт на
базе новинки. Это микроавтобус Crafter Atacаma, предназначенный для активного
отдыха. Он имеет полный привод, увеличенный клиренс, защитные накладки
по периметру кузова, «зубастые» 20-дюймовые колеса. Под капотом – 164-сильный
турбодизель и 6-ступенчатая КП. В случае положительной реакции публики
не исключено, что машину выпустят ограниченной партией в 100 штук. Сенсацией
стал показ нового магистрального тягача для бразильского рынка – Constellation
Titan Tractor 320 (см. фото на обложке). Данный автомобиль появился в
начале этого года и уже успел засветиться на чемпионате Европы по трак-рейсингу.
Он отличается оригинальной внешностью, оснащается 320-сильным турбодизелем
и способен работать в составе 40-тонных автопоездов.

MегаVega – шоу-трак



На
стенде Renault Trucks гвоздем экспозиции был шоу-трак Magnum Vega. Стоящая
в полумраке машина выгодно отличалась светодиодной оптикой. Последняя
разработана компанией Vignal System, использующей запатентованную оптическую
технологию Ledoptics – один мощный светодиод на одну сигнальную функцию.
Голубыми диодами у тягача усыпана эмблема, подножки, крыша, а красными
– задние фонари. Второе ноу-хау тягача – его интерьер. Здесь совершенно
новые кресла, широкая кровать и мультимедийный блок с DVD-плейером, игровой
приставкой и большим LCD-телевизором. Отрадно, что Magnum Vega не останется
концептом – укомплектованный 500-сильным агрегатом, в следующем году он
поступит в продажу – правда, ограниченной серией в 1000 штук.

Юрий Гоглев
Фото автора