X

Чистота спасет мир

В прошлом номере мы рассказали о грузовых новинках недавно прошедшего очередного Ганноверского салона коммерческих автомобилей IAA-2008. Сегодня же остановимся на его автобусных премьерах. Такого количества гибридных разработок мы здесь еще не видели.

В прошлом номере мы рассказали о грузовых новинках недавно прошедшего очередного Ганноверского салона коммерческих автомобилей IAA-2008. Сегодня же остановимся на его автобусных премьерах. Такого количества гибридных разработок мы здесь еще не видели.

В прошлом номере мы рассказали о грузовых новинках недавно прошедшего очередного Ганноверского салона коммерческих автомобилей IAA-2008. Сегодня же остановимся на его автобусных премьерах. Такого количества гибридных разработок мы здесь еще не видели.

Многочисленные автобусные премьеры блистали не только яркой внешностью. Главная задача, которую сегодня преследуют производители автобусов, – снижение расхода топлива и подготовка к более жестким экологическим стандартам. Поэтому под наружной оболочкой большинства новинок скрывались агрегаты, нередко гибридные, отвечающие стандартам Евро 5, а зачастую и более строгим эко-нормам – ЕЕV.

Mercedes-Benz

На стенде Mercedes-Benz состоялся мировой дебют обновленного флагмана марки – туристической модели Travego. Одно из главных нововведений – дотормаживающая система нового поколения Active Brake Assist (ABA), которая успела отлично себя зарекомендовать на грузовиках Actros, прошедших с ней свыше 350 млн. км. Принцип ее действия следующий. При помощи радара DISTRONIC эта система следит за дистанцией до впереди идущего автомобиля. При уменьшении допустимого расстояния водителю подается звуковой сигнал. Если он не отреагировал – система слегка притормаживает машину. А если водитель и после этого не вмешался – ABA тормозит активнее, вплоть до полной остановки автобуса.

Модель Travego – флагман Mercedes-Benz – получила иной кокпит: с новыми щитком приборов, 4-спицевым рулем и джойстиком КП. Появился новый бампер с «противотуманками», над «лобовиком» – светодиодные поворотники.

MB Сitaro на топливных элементах: в 2003–2006 гг. 36 таких машин испытывались на городских маршрутах Европы, Китая и Австралии.

«Горожанин» Sprinter City 65 – от отделения Mercedes-Benz Minibus GmbH, Машина – с низкопольным салоном увеличенной площади на 30 мест.

Возросла не только активная безопасность Travego, но и пассивная. Водителя и сидящего впереди гида при фронтальном столкновении автобуса защитит система Front Collision Guard. За бампером установлен мощный стальной брус, позади которого находятся деформируемые энергопоглощающие элементы. В число последних входит и специальный подрамник, уходящий при ударе под пол.

Автобус Travego получил еще один вариант двигателя – 456-сильный OM457LA стандарта Евро 4/Евро 5. С ним, как и с другими моторами, может устанавливаться новая 8-ступенчатая автоматизированная коробка переключения передач PowerShift.

На трехосных версиях (длиной 13 и 14 м) задний подкатный мост отныне имеет независимую подвеску, что улучшило управляемость и плавность хода. По части вибронагруженности доработан передний мост. В стандартное оснащение автобуса входит электронная система регулирования дорожного просвета.

Не обошлось без новинок и среди городских автобусов Mercedes-Benz. Так, низкопольная модель Citaro, разошедшаяся за 10 лет рекордным 20-тысячным тиражом, получила новый дизайнерский пакет Metro Design Kit. Последний известен по сочлененной версии CapaCity и включает фальшрешетку радиатора, боковые панели крыши и надкрылки – все черного цвета, а также видоизмененную кормовую часть.

MB CapaCity – 19,5-метровая «гармошка» с двухосным прицепом – на 193 пассажира. 150 машин уже применяются в системе скоростной перевозки BRT.

На открытой площадке был выставлен сочлененный Сitaro G BlueTec Hybrid с гибридной силовой установкой.

На открытой площадке был выставлен сочлененный Сitaro G BlueTec Hybrid с гибридной силовой установкой. Стандартный дизельный двигатель автобуса питает необслуживаемые литий-ионные аккумуляторы, расположенные на крыше. А последние приводят в действие четыре мотор-колеса средней и задней осей: каждый мощностью 80 кВт. Автобус целый год проходил потребительские испытания и уже готов к серийному производству.

Setra

На стенде компании Setra царил всеобщий праздник. На салоне состоялось награждение победителя международного конкурса Bus of the Year'2009, которым стал низкопольный городской автобус Setra MultiClass S415NF. Международный конкурс Bus of the Year («Автобус года») проводится раз в два года, чередуясь по нечетным годам с аналогичным – Сoach of the Year («Туристический автобус года»). В жюри конкурса входят журналисты ведущих европейских изданий из 19 стран, занимающихся автобусной тематикой.
Победителя выбирали путем серии тест-драйвов Bus Euro Test 2008, проводимых на оживленных улицах Берлина. В городском низкопольном автобусе Setra MultiClass S415NF жюри, прежде всего, отметило высокий уровень комфорта для пассажиров и экономичность. Не остались без внимания стильная внешность и отличная эргономика рабочего места водителя.

Мировой дебют в семействе СomfortClass– модель Setra S 419 GT-HD. Это «турист» на 15 м. Мотор – MB (476 л. с.). Салон – на 60 мест.

На салоне состоялось награждение победителя престижного международного конкурса Bus of the Year’2009, которым стал низкопольный городской автобус Setra MultiClass S415NF.

Салон городского автобуса Setra S415NF обеспечивает высокий уровень комфорта. Это и отметило жюри конкурса International Bus of the Year’2009.

Победитель успел продемонстрировать все свои высокие качества, вот уже два года работая на городских маршрутах. Напомним, что модель Setra MultiClass S415NF дебютировала в 2006 году на Ганноверском автосалоне. С тех пор реализовано около шести сотен машин.
Автобус Setra S415NF имеет длину 11,95 м и выпускается в двухдверной версии – на 42 сиденья, и в трехдверной – на 39. Машина комплектуется экономичными турбодизелями мощностью 299 л. с., которые соответствуют экологическим нормам Евро 4, Евро 5 или еще более строгим – EEV.

В Ганновере состоялась премьера обновленных машин Setra туристического семейства TopClass. Они получили «подретушированную» внешность, двигатели Mercedes-Benz стандарта Евро 4/Евро 5, лучшую активную и пассивную безопасность (подробнее см. «КА» № 5’2008).

NEOMAN

На стенде объединения NEOMAN, в которое входят именитые производители автобусов Neoplan и MAN, было немало интересных экспонатов. Фирма MAN Nutzfahrzeuge презентовала дизельные двигатели стандарта Евро 5 и EEV для всей гаммы автобусов MAN и Neoplan. Примечательно, что соответствия моторов столь строгим экологическим нормам удалось добиться без технологии SCR, где используется аммиачный заменитель AdBlue. В их конструкции применены модернизированная система рециркуляции отработавших газов (EGR), система непосредственного впрыска Сommon Rail третьего поколения (с давлением 1800 бар), инновационный двухступенчатый турбонаддув, а также запатентованный необслуживаемый фильтр твердых частиц PM-KAT. Линейка двигателей состоит из горизонтальных и вертикальных агрегатов – для городских и туристических автобусов соответственно: D08, D20 и D26 мощностью от 250 до 505 л. с.

Электромотор-колеса гибридного MAN Lion’s City подпитывают не аккумуляторы, а легкие конденсаторы на крыше. Кокпит всех Lion’s City обновлен.

Флагман Neoplan – модель Starliner Individual: с креслами по 3 в ряд, полом из дуба и 8-канальной аудиосистемой. Двигатель MAN в 505 л. с. – самый мощный в классе.

«Турист» Neoplan Cityliner в новом исполнении L, длиной 13,99 м – с салоном на 59 чел. и багажником на 11,4 м куб. Опция: амортизаторы переменной жесткости. (система СDS).

Все автобусы MAN теперь имеют единую по стилю облицовку передней части: трапециевидную фальшрешетку радиатора с выемкой по центру. Эмблема фирмы – фигура льва – стала чуть меньше, а хромированный логотип MAN, наоборот, больше.

На автосалоне состоялась премьера обновленного семейства модульных шасси MAN Lion’s Chassis. Шасси состоит из основных, легко заменяемых модулей. Один из них – водительское кресло с рулевой колонкой и щитком приборов. Другой – передняя ось трех видов: цельная, жесткая – для городских и стандартных междугородных машин; низкорамная – для низкопольных автобусов; и ось на независимой подвеске – для туристических моделей. Колесная база подбирается в зависимости от кузова (длина его – 11 – 14,7 м). Ведущий мост поставляется в разных вариантах, в том числе и с дополнительной, подкатной осью. В задней части шасси устанавливаются различные двигатели – как горизонтальные, так и вертикальные. В связи с новым законодательством некоторых стран ЕС полная масса двухосных шасси повысилась до 19 т.

 

Шасси построены на «электрической» платформе TEPS (Twin Electric Platform System) – с мультиплексным соединением всех электронных систем и возможностью бортовой диагностики MAN-Cats II. Они оснащаются электронной тормозной системой EBS. А по заказу – системой BrakeMatic, сочетающей функции ретардера, моторного тормоза и рабочей тормозной системы, а также системой курсовой устойчивости ESP.

Irisbus

Объединение Irisbus презентовало на стенде фирмы IVECO оригинального вида концепт городского автобуса – Hynovis. Название – от слов «гибридный» и «новый». Машина разработана совместно с Парижским департаментом общественного транспорта (RATP).
Удивляет необычная колесная формула автобуса: две оси спереди и одна сзади, причем все поворотные. Но главное, что автобус оснащен гибридной силовой установкой параллельного типа, причем не дизель-электрической, а новаторской – дизель-гидравлической. Она позволяет на треть улучшить топливную экономичность. Более того, отработавшие газы избавляются от 30% углекислого газа и 50% окиси азота.

Автобус снабжен двумя гидравлическими системами: для режимов «старт-стоп» и преобразования энергии торможения. Причем система «старт-стоп» комбинирует две функции. Первая – стандартная: выключение и включение двигателя при кратковременных остановках автобуса. Вторая – инновационная, заключается в «подпитке» электро­энергией вспомогательных систем автобуса, когда основной двигатель не работает – путем комбинации работы аккумуляторов и конденсаторов.

Irisbus Hynovis – первый трехосник со всеми управляемыми колесами. Длиннобазная 12-метровая машина укладывается в страндартный радиус разворота. Салон вмещает на 9 человек больше, нежели серийный.

Энергия торможения автобуса преобразуется при помощи гидравлических мотор-насосов и является альтернативной гибридной технологией.

Благодаря узкопрофильным шинам ширину прохода в салоне автобуса Hynovis между арками передних колес удалось довести до 1200 мм против стандартных 900 мм.
Дополнительные окна в крыше с правой стороны увеличили площадь остекления и, соответственно, приток света в салон – на 20%. Более того, по сравнению со стандартным автобусом такого класса снаряженная масса снизилась на тонну.
VolgaBus
На стенде компании VolgaBus – автобусного завода «Волжанин» из г. Волжский красовалось две машины. Премьерой салона стала новая туристическая модель Delfin. Автобус длиной 12,4 м имеет салон на 50 посадочных мест и 10,4-кубовый багажный отсек. Машина построена на мерседесовском шасси и оснащается турбодизелем OM457LA. Планируется, что 2009 году «Дельфин» пройдет европейскую сертификацию, а в 2010 году выйдет на рынок Старого Света.

Второй экспонат – городской низкопольник CityRhytm («Городской ритм»). Это 12-метровая машина с алюминиевым кузовом на 103 пассажира.

«Турист» Delfin от российского автозавода «Волжанин» (VolgaBus). Изогнутый «лобовик» напоминает лоб дельфина.

Двухэтажный 74-местный лайнер Astromega 25 от фирмы Van Hool – с турбодизелем DAF MX375 стандарта Евро 5.

Первый участник IAA из Африки – египетская фирма MCV, привезшая новый низкопольный автобус С120LE.

TemSA и Оtokar

Два турецких производителя автобусов презентовали на выставке почти весь свой модельный ряд. Особенно ярким получился стенд компании TemSA. Тут состоялся мировой дебют не просто новой модели, а первого за всю историю фирмы низкопольного городского автобуса. Новинка длиной 12 м получила красивое имя Avenue («Авеню» – по французски «улица»). Машина будет выпускаться в двух версиях: полностью низкопольная Fully Low Floor и полунизкопольная Low Entry.

По словам генерального менеджера подразделения Temsa Europe N.V. Мурата Атласа, автобус в ближайший год пройдет испытания на реальных маршрутах в пяти или шести европейских городах для изучения потребительского спроса, после чего новая модель «Авеню» должна пойти в продажу.

Турецкая компания Otokar отмечает в этом году свой 45-летний юбилей, а потому привезла в Ганновер целую россыпь моделей. Прежде всего, это новое семейство автобусов среднего класса – Vectio. Показали на выставке и популярную туристическую модель малого класса – Nanigo.

Фирма TemSA презентовала первый свой низкопольник – Avenue. Салон – на 97 чел. (сид. – 38). Турбодиз. – DAF (310 л. с.) или Сummins (247 л. с.), Евро 4/5 или EEV.

Итальянский «кузовщик» Barbi празднует 100 лет. На стенде – новый «турист» Maestro. Мотор: Volvo (Евро 5) 420 л. с.

Scania показала популярный «низкопольник» с алюминиевым кузовом – модель OmniCity с новым двигателем (280 л. с.) стандарта EEV.

VDL

Одно из крупнейших автобусных объединений – VDL показало широкую палитру автобусов. На стенде состоялась премьера популярной модели фирмы Bova – машины Futura. Недавно немецкому покупателю вручили ключи от юбилейной, 10-тысячной машины. В Ганновере автобус предстал с «суперчистым» двигателем DAF (460 л. с.), отвечающим экологическим стандартам EEV.

Привезли на автосалон и двухэтажный туристический лайнер марки Jonckheere – модель Axial ADD130. Автобус также оснащен турбодизелем DAF (510 л. с.) стандарта Евро 5.

Самой главной новинкой на стенде стала машина фирмы VDL Bus&Coach – городская модель Сitea в полунизкопольном исполнении СLE (Сitea Low Entry).

Напомним, что полностью низкопольная машина Сitea CLF (Citea Low Floor) была презентована на автосалоне в Кортрейке осенью прошлого года.

Новая версия Сitea имеет в районе дверей такую же высоту пола, что и низкопольник. Главное отличие – в задней части салона, куда ведут две ступеньки высотой по 200 мм.

Китайская фирма King Long представила несколько машин, среди которых – городской низкопольник XMQ6121G.

Volvo 7700 Hybrid имеет модуль I-SAM: пусковой и основной электромотор (70 и 120 кВт), генератор и Li-ion батареи. Дизель – 212 л. с.

Scania

Компания Scania привезла в Ганновер городской низкопольник OmniCity с новым дизельным двигателем 280 л. с. стандарта EEV. По заказу мотор может поставляться и в версии для работы на этаноле. В качестве опции предлагается система, контролирующая разгон. Так, когда автобус отходит от остановки, электроника следит, чтобы набор скорости не превышал 4 км/ч в секунду. При достижении 30 км/ч водитель может отключить ограничитель и перейти в режим kick-down – полезная функция, например, при обгоне. В режиме интенсивного городского трафика новая система, по словам разработчиков, помогает на 6% снизить расход топлива.

Второй экспонат – туристический лайнер PB от испанского кузовного ателье Irizar. Это 13,9-метровый трехосный автобус на 57 комфортабельных кресел. Машина может оснащаться новым двигателем Евро 5 – мощностью 440 или 480 л. с., а также системой курсовой устойчивости ESP.

Турецкий Otokar блеснул автобусами Vectio, диной 9 м – городскими и междугороными.
Мест: 35–65. Диз.: MAN или Deutz, Евро4/5.

Изюминка стенда VDL – полунизкопольник Сitea 120 CLE. Дизель: DAF (250 или 310 л. с.), Евро 5 или EEV.

Solaris

Польский производитель автобусов Solaris Bus & Coach представил на стенде несколько новинок. Во-первых, дебютировала модель Urbino четвертого поколения. Низкопольный 12-метровый автобус получил существенные улучшения: новый интерьер и турбодизель IVECO (264 л. с.) стандарта Евро 5.

Вторая премьера – 18-метровая «гармошка» Urbino 18 Hybrid. Это гибридная машина уже второго поколения. Если дизель-электрический автобус первой генерации, представленный в Ганновере два года назад, был на 15% экономичнее своего дизельного собрата Urbino 18, то новая машина – уже на 30%. Это достигнуто благодаря тому, что вместо 9,0-литрового турбодизеля Сummins в 330 л. с. применен 6,7-литровый на 240 «лошадок» стандарта Евро 5. Доработан и гибридный привод Allison, состоящий из двух электромоторов по 75 кВт.

Solaris Urbino 12 – издание четвертое. В салоне – новые сиденья (29 шт.) и арочный потолок. В кабине – многофункциональный руль и щиток с дисплеем touch-screen.

Один новый Solaris Urbino 18 Hybrid уже куплен транспортной компанией немецкого города Бремен, где и будет эксплуатироваться.

Volvo Bus

Компания Volvo Buses презентовала на Ганноверском автосалоне автобус с гибридным приводом – низкопольную модель 7700 Hybrid.

На малых скоростях (до 20 км/ч), в том числе при разгоне, автобус двигается исключительно на электротяге. Машина может работать и в режиме рекуперации, подзаряжая аккумуляторы во время торможения. Гибридная модель 7700 позволяет экономить до 30% топлива, по сравнению со стандартной дизельной машиной и выбрасывать до 50% меньше вредных веществ в атмосферу. На городские маршруты «низкопольники» Volvo 7700 Hybrid выйдут уже в следующем году. А на 2010 год Volvo Bus первым среди производителей начнет массовый выпуск дизель-электрических автобусов.

Таким образом, 62-й по счету салон коммерческих автомобилей в Ганновере показал: несмотря на мировой финасовый кризис, ведущие автопроизводители Европы, Азии и Африки заботятся о сохранении экологии и повышении экономичности транспортных средств.

Львовские автобусы – в центре внимания!

Родной Львовский автозавод впервые официально участвовал в Ганноверском автосалоне. На выставку он привез два своих 12-метровых бестселлера: низкопольную городскую модель СityLAZ и туристический высококомфортабельный лайнер NeoLAZ. Обе машины сертифицированы в Западной Европе и по заказу могут оснащаться двигателями стандарта Евро 4 или Евро 5. Нужно отметить, что экспозиция «ЛАЗа» вызвала большой интерес у многочисленных посетителей салона.

Юрий Гоголев
Фото автора и фирм-производителей