DAF: Миниатюры из Эйндховена
Грузовики производства компании DAF на наших дорогах встречаются довольно часто. Однако в свое время компания строила и совсем другие машины – миниатюрные и притом необычные по конструкции. |
В голландском городе
Эйндховене, на берегу одного из каналов стоит приземистое крепкое здание.
Именно в нем когда-то находились мастерские братьев ван Доорне – основателей
фирмы DAF. А сегодня здесь расположен музей компании.
У истоков
Предприятие братьев Хуба и Виима ван Доорне было основано в 1928 году.
До конца 1940-х здесь выпускали прицепы. А с 1936 года начали еще и переоборудовать
обычные автомобили разных фирм в трехосные (6х4) – путем замены стандартного
заднего моста оригинальной двухосной тележкой Trado собственной разработки.
Первым автомобилем марки DAF стал необычный опытный образец, построенный
в 1939 году. Мало того, что обе пары колес этой небольшой машины были
ведущими и управляемыми, она могла еще и плавать. Но и это не все – ее
корпус был абсолютно симметричным: мотор Citroёn располагался строго посередине.
А спереди и сзади было предусмотрено по посту управления. Таким образом,
машина, могла с одинаковой скоростью сновать взад-вперед, словно челнок,
– подобные конструкции нередко называют «тяни-толкай».
В годы Второй мировой Хуб и Виим смастерили у себя в квартире одноместный
трехколесник-лилипут, причем с закрытым обтекаемым кузовом. А мотор на
него смонтировали не какой-нибудь, а… Rolls-Royce. Правда, это был 125-кубовый
движок – в номенклатуре знаменитой авто- и моторостроительной фирмы имелись
и такие. С этим силовым агрегатом машина развивала скорость до 55 км/ч.
Свое детище братья назвали «Плащ на колесах» и парковали его прямо в прихожей.
«Автомобили на подтяжках»
В 1959 году на заводе DAF начали производить семейство малолитражек DAF-600,
а затем DAF-750 (1962) и DAF-33 (1967). Эти машины быстро завоевали популярность.
Две последние выпускались не только в легковой, но и в коммерческой версии:
в виде комби, пикапа и фургона, рассчитанных на 400 кг нагрузки.
Любопытной особенностью всех этих машин была необычная автоматическая
трансмиссия Variomatic. Она состояла из двух пар шкивов, причем ведущие
и ведомые соединялись длинными клиновидными ремнями, за которые машины
получили меткое прозвище – «автомобили на подтяжках».
Каждый ведомый шкив состоял из двух подпружиненных половинок. При увеличении
оборотов эти половинки под действием центробежных сил немного расходились
в стороны. В результате диаметр шкива увеличивался – следовательно, плавно
изменялась передаточное отношение трансмиссии, что, собственно, и требовалось.
А пони тоже кони
Громкий успех «малюток» DAF с «автоматами» привлек внимание даже армии
США. И Пентагон в 1963 году заказал голландской фирме небольшой транспортер
для воздушно-десантных войск. Такая машина, получившая название Pony,
была построена год спустя.
Это был своеобразный «стол на колесах», который можно было «сервировать»
пятью сотнями килограмм военных грузов. В передней части находилось сиденье
водителя, а под «столом» – 500-кубовый 2-цилиндровый воздушник (15 л.
с.) и, конечно, трансмиссия Variomatic. Все колеса имели постоянный привод.
Машина преодолевала подъемы в 60% и развивала до 40 км/ч. Минимальные
габариты (3,05 х 1,27 х 1,28 м) позволяли без проблем перевозить «малюток»
самолетами и вертолетами, а также сбрасывать с парашютом.
Интересно, что в боевой обстановке рулевая колонка складывалась и высота
машины уменьшалась до 0,96 м. А водитель мог ползти за транспортером,
который двигался со скоростью пешехода. Для этого сзади был предусмотрен
дополнительный руль и другие, чисто ручные органы управления. К сожалению,
заказа на серийное производство этих машин по ряду причин не последовало.
Но на этом история Pony не закончилась. Боевой «мини-конь» переродился
в гражданскую «рабочую лошадку». В 1968 году начался выпуск грузовичкa
Pony, который мог перевозить 750 кг поклажи. Он имел уже относительно
комфортабельную закрытую кабину, расположенную над двигателем, который
был позаимствован у легковушки DAF 44 (2 цил., 850 см куб., 40 л. с.).
На этой же базе был создан и оригинальный седельный мини-тягач, который
мог работать с полуприцепом полной массой 1,6 т. Все эти машины серийно
выпускались в Голландии на протяжении трех лет. А в Швеции отделение DAF
в 1968 году начало производить под маркой Kalmar небольшие элегантные
фургоны. Такие машины использовались для перевозки почты.
Пожалуй, самой оригинальной из «миниатюр» от DAF была машина Porter
500 YE – амфибия с цельноалюминиевым кузовом, смахивающим на детскую коляску.
Машина оснащалась 2-цилиндровым мотором DAF (500 см куб., 15 л. с.) и
трансмиссией Variomatic. Привод четырех ведущих колес большого диаметра
осуществлялся от находящихся между ними двух малых. Для лучшего зацепления
шины последних имели специальную шиповку. В общем, приятно удивлять DAF
умел!