Дакар. Миссия невыполнима.
MAN, ободренный прошлогодней, первой за 30 лет победой в «Дакаре», переименовал свою придворную конюшню Team Exact в куда более креативное MAN with a Misson-2, намекая на популярный блокбастер и жаждая повторения успеха. Но такого сценария не придумали бы даже голливудские продюсеры: впервые за всю историю супермарафона его… отменили.
MAN, ободренный прошлогодней, первой за 30 лет победой в «Дакаре», переименовал свою придворную конюшню Team Exact в куда более креативное MAN with a Misson-2, намекая на популярный блокбастер и жаждая повторения успеха. Но такого сценария не придумали бы даже голливудские продюсеры: впервые за всю историю супермарафона его… отменили. |
Официальное объяснение: возросшая угроза террористических актов на территории вечно воюющей Мавритании. Тут уж ничего не попишешь. А как все начиналось! О прошлогоднем рекорде, казавшемся фантастическим, – целых 88 экипажей на старте – уже в сентябре и не вспоминали. Сто реннтраков – вот это подходящая цифра для юбилейного рейда! Причем не похожих на прежние. Дело в том, что за 6 месяцев до старта ФИА в очередной раз изменила регламент, вынудив заводы в спешном порядке строить новую технику.
Казнить нельзя. Помиловать
Ох, сколько уже говорилось о непоследовательности ФИА: французы, недовольные доминированием камских грузовиков, то и дело в преддверии гонки меняли регламент. Но натыкались на ими же придуманную омологацию: в гонках могут выступать только серийные грузовики, то есть выпущенные тиражом не менее 15 экземпляров. И вот новый виток: отныне минимальная партия должна равняться 50 экземплярам, выпущенным за последние 24 месяца. Но главная хитрость – в т. н. вариант-комплекте (VK): позволяется установка любых других компонентов, выпущенных в количестве не менее 100 экземпляров, включая сторонних производителей. То есть теперь за отправную точку берут любую массовую модель и на ней меняют все, что команда сочтет нужным.
Внешность КАМАЗА обманчива: под знакомыми обводами – абсолютно новый реннтрак. | Заводские GINAF практически не изменились. Все те же независимая подвеска, рекордная мощность и антирекордный вес. |
И все бы хорошо, но новый регламент опубликовали всего за полгода до гонки и командам пришлось создавать новые автомобили авральными темпами, без должных испытаний. А ведь помимо игр с омологацией федералы придумали еще и новые требования к «черному» выхлопу и к расположению силового агрегата и кабины. Теперь расстояние от ее передней стенки до центра колеса не должно быть меньше 90 см, а мотор разрешено сдвигать назад на целых 40 см. Не воспользоваться такой возможностью оптимизировать развесовку, а значит улучшить устойчивость, динамику и проходимость заводы не могли.
КАМАЗ-4326 VK. Реванш – дело чести
Впервые камские грузовики победили в супермарафоне в 1996-м, а начиная с 2002 года господствовали в «Дакаре» безраздельно. И только в прошлом году челнинцы оступились. Понятно, что на этот раз любое место, кроме первого, расценивалось бы как проигрыш. И в Набережных Челнах фактически сконструировали новый реннтрак, взяв за основу старого знакомогу «вояку» 4911. Облегченная рама, абсолютно новые V8 с увеличенным с 17,2 до 18,5 л рабочим объемом и подвеска, где гидропневматические стойки от БМД уступили место амортизаторам Reiger – и это только видимые изменения.
Шаг вперед, два назад? У реннтраков де Роев снова зависимая подвеска и «перекачанные» моторы Iveco объемом 13,0 л. | От добра добра не ищут. У Loprais Tatra Team – ни- каких принципиальных изменений. |
Team de Rooy/GINAF. Назад к истокам
Больше всего перестановок в команде Яна и Герардуса де Роев. Выступавшие с 1983 года исключительно на «дафах», в 2006-м голландцы опозорились на весь свет, не сумев пройти техническую проверку – слишком уж их камионы уклонились от серийной схемы. DAF хлопнул дверью, зарекшись связываться с гонками, и отец с сыном пересели на грузовики «смежной» марки GINAF.
В первую очередь их привлекла уникальная независимая подвеска (это фактически единственное существенное отличие дероевских GINAF от DAF). Однако прошлогодний «Дакар» показал, что она явно не справляется со своими обязанностями: после трамплинов то и дело проседала, вспахивая почву. И это при том, что ради простоты и надежности Team de Rooy заменил гидропневматические стойки с микропроцессорным управлением простыми пружинами. Окончательно добила голландцев ошибка при форсировке моторов: Ян и Герардус умудрились спалить дафовские двигатели, как только марафон переместился в зыбучие пески.
Tedom Truck участвует в «Дакаре» исключительно по олимпийскому принципу. | Прошлогодний победитель MAN теперь даже технички готовит самостоятельно. |
Беда пришла – отворяй ворота: от де Роев отвернулся многолетний спонсор. И голландцам пришлось вернуться к истокам и извлечь из запасников те самые не прошедшие техком «Дафы» с зависимой подвеской, заменить шильдики DAF на GINAF, а дафовские 12,6-литровые R6 – на 13-литровые Iveco Cursor, сняв с них вместо прежних 800 все 850 л. с. Опять перефорсировка?
GINAF Rally Power. В тихом омуте
В отличие от привередливых де Роев, Х2222 заводской подготовки существенно не изменились. Та же неубиваемая подвеска, разработанная ирландской фирмой Timoney для военной автотехники, и сверхмощные рядные «шестерки» Сaterpillar С18. Американцы готовят свои моторы еще по технологиям, наработанным в тракрейсинге, и на выходе получаются рекордные 950 л. с. Вот только вес 18-литровых моторов под стать их рекордным характеристикам. Другое слабое звено – состав пилотов, не особенно известных даже у себя на родине. Похоже, Вулферту ван Гинкелю, Марселю ван Влиету и Робу Винку не хватает не столько мастерства, сколько амбиций.
MAN with a Misson-2. Пленных не брать!
Как и челнинцы, MAN постарались выжать максимум из новых правил: подогнали под регламент-2008 компоновку, сменили проверенную временем «шестерку» D28 на новейшую D26 Common Rail, полностью переработали рессорную подвеску плюс из маркетинговых соображений заменили кабину от TGA новенькой, от серии TGS, только-только получившей титул «Грузовик года 2008 года». И решили подстраховать ударный экипаж Ханса Стейси, пригласив вторым номером многоопытного Филиппа Жако.
Одельная история с техничками MAN. С одной стороны, немцы всячески отрицают наличие заводской команды, подчеркивая, что являются исключительно техническими партнерами нескольких команд. С другой, без проблем берутся за подготовку в заводских условиях даже легких техничек – только плати. Так, «летучку» M2000 18.285 4X4 команды Team Russia, которую должен был пилотировать одессит Виктор Московских, забирали прямо с предприятия в Нюрбурге. Увы, нынешняя роль прославленного гонщика, принесшего камазовцам первое дакаровское «золото» – «подносчик снарядов» для выступающего в легковом зачете московского рейдовика Леонида Новицкого, кстати, победителя Кубка Украины по ралли-рейдам 2006 года.
Loprais Tatra Team. Cosa nostra
Рекордсмен, 6-кратный победитель «Дакара» Карел Лопрайз окончательно повесил шлем на гвоздь и, уступив место своему племяннику Алесю, сосредоточился на управлении командой. Студент в грязь лицом не ударил, завоевав бронзу во втором для себя (и дебютном в качестве пилота) «Дакаре-2007». При подготовке к нынешнему рейду «лис пустыни» решил, что от добра добра не ищут, и лишь слегка обновил прошлогоднюю модель. Все тот же 16,0-литровый V8 Deutz, фирменная татровская трансмиссия и «кривая» задняя подвеска с амортизаторами Fox плюс шины Pirelli вместо общепринятых в классе грузовиков Michelin.
То есть на фоне галопа при постройке новых реннтраков заводчанами – одни плюсы. Чехи даже успели испытать свою технику в тунисских песках.
Еще меньше изменений в камионах Томаша Томечека и Андре де Азеведо, традиционно соревнующихся на «Татрах» с родными 19-литровыми «воздушками». Тишь да гладь да спокойствие там.
LIAZ – Tedom Truck. Борозды не портит
В том же направлении работает и команда кризис-менеджера Мартина Мачика, несколько лет назад выкупившего околевший LIAZ. Чехи пытаюся возобновить производство этих грузовиков как в старой спецификации и под привычным брендом, так и с обновленной внешностью под собственной маркой Tedom Truck. Вот и в случае с дакаровским грузовиком под современными кузовными элементами скрывается ралли-рейдовый болид, участвовавший в «Дакаре» еще 1989 году (!), с собственным мотором и коробкой передач другой подзабытой чешской марки Praga.
Что ж, для участия исключительно по олимпийскому принципу стараний команды Мачика может, наверное, хватить. А на большее он и не замахивается – чехам просто нужно привлечь внимание к своему предприятию в надежде даже не на покупателей, а на инвесторов.
Второй фронт | |||||||||||||
| |||||||||||||
Технические характеристики реннтраков, подготовленных для Euromilhoes LisboaDakar2008 |
|