X

Дакар. Миссия невыполнима.

MAN, ободренный прошлогодней, первой за 30 лет победой в «Дакаре», переименовал свою придворную конюшню Team Exact в куда более креативное MAN with a Misson-2, намекая на популярный блокбастер и жаждая повторения успеха. Но такого сценария не придумали бы даже голливудские продюсеры: впервые за всю историю супермарафона его... отменили.

MAN, ободренный прошлогодней, первой за 30 лет победой в «Дакаре», переименовал свою придворную конюшню Team Exact в куда более креативное MAN with a Misson-2, намекая на популярный блокбастер и жаждая повторения успеха. Но такого сценария не придумали бы даже голливудские продюсеры: впервые за всю историю супермарафона его… отменили.

MAN, ободренный прошлогодней, первой за 30 лет победой в «Дакаре», переименовал свою придворную конюшню Team Exact в куда более креативное MAN with a Misson-2, намекая на популярный блокбастер и жаждая повторения успеха. Но такого сценария не придумали бы даже голливудские продюсеры: впервые за всю историю супермарафона его… отменили.

Официальное объяснение: возросшая угроза террористических актов на территории вечно воюющей Мавритании. Тут уж ничего не попишешь. А как все начиналось! О прошлогоднем рекорде, казавшемся фантастическим, – целых 88 экипажей на старте – уже в сентябре и не вспоминали. Сто реннтраков – вот это подходящая цифра для юбилейного рейда! Причем не похожих на прежние. Дело в том, что за 6 месяцев до старта ФИА в очередной раз изменила регламент, вынудив заводы в спешном порядке строить новую технику.

Казнить нельзя. Помиловать

Ох, сколько уже говорилось о непоследовательности ФИА: французы, недовольные доминированием камских грузовиков, то и дело в преддверии гонки меняли регламент. Но натыкались на ими же придуманную омологацию: в гонках могут выступать только серийные грузовики, то есть выпущенные тиражом не менее 15 экземпляров. И вот новый виток: отныне минимальная партия должна равняться 50 экземплярам, выпущенным за последние 24 месяца. Но главная хитрость – в т. н. вариант-комплекте (VK): позволяется установка любых других компонентов, выпущенных в количестве не менее 100 экземпляров, включая сторонних производителей. То есть теперь за отправную точку берут любую массовую модель и на ней меняют все, что команда сочтет нужным.

Внешность КАМАЗА обманчива: под знакомыми обводами – абсолютно новый реннтрак.
Заводские GINAF практически не изменились. Все те же независимая подвеска, рекордная мощность и антирекордный вес.

И все бы хорошо, но новый регламент опубликовали всего за полгода до гонки и командам пришлось создавать новые автомобили авральными темпами, без должных испытаний. А ведь помимо игр с омологацией федералы придумали еще и новые требования к «черному» выхлопу и к расположению силового агрегата и кабины. Теперь расстояние от ее передней стенки до центра колеса не должно быть меньше 90 см, а мотор разрешено сдвигать назад на целых 40 см. Не воспользоваться такой возможностью оптимизировать развесовку, а значит улучшить устойчивость, динамику и проходимость заводы не могли.

КАМАЗ-4326 VK. Реванш – дело чести

Впервые камские грузовики победили в супермарафоне в 1996-м, а начиная с 2002 года господствовали в «Дакаре» безраздельно. И только в прошлом году челнинцы оступились. Понятно, что на этот раз любое место, кроме первого, расценивалось бы как проигрыш. И в Набережных Челнах фактически сконструировали новый реннтрак, взяв за основу старого знакомогу «вояку» 4911. Облегченная рама, абсолютно новые V8 с увеличенным с 17,2 до 18,5 л рабочим объемом и подвеска, где гидропневматические стойки от БМД уступили место амортизаторам Reiger – и это только видимые изменения.

Шаг вперед, два назад? У реннтраков де Роев снова зависимая подвеска и «перекачанные» моторы Iveco объемом 13,0 л.
От добра добра не ищут. У Loprais Tatra Team – ни- каких принципиальных изменений.

Team de Rooy/GINAF. Назад к истокам

Больше всего перестановок в команде Яна и Герардуса де Роев. Выступавшие с 1983 года исключительно на «дафах», в 2006-м голландцы опозорились на весь свет, не сумев пройти техническую проверку – слишком уж их камионы уклонились от серийной схемы. DAF хлопнул дверью, зарекшись связываться с гонками, и отец с сыном пересели на грузовики «смежной» марки GINAF.

В первую очередь их привлекла уникальная независимая подвеска (это фактически единственное существенное отличие дероевских GINAF от DAF). Однако прошлогодний «Дакар» показал, что она явно не справляется со своими обязанностями: после трамплинов то и дело проседала, вспахивая почву. И это при том, что ради простоты и надежности Team de Rooy заменил гидропневматические стойки с микропроцессорным управлением простыми пружинами. Окончательно добила голландцев ошибка при форсировке моторов: Ян и Герардус умудрились спалить дафовские двигатели, как только марафон переместился в зыбучие пески.

Tedom Truck участвует в «Дакаре» исключительно по олимпийскому принципу.
Прошлогодний победитель MAN теперь даже технички готовит самостоятельно.

Беда пришла – отворяй ворота: от де Роев отвернулся многолетний спонсор. И голландцам пришлось вернуться к истокам и извлечь из запасников те самые не прошедшие техком «Дафы» с зависимой подвеской, заменить шильдики DAF на GINAF, а дафовские 12,6-литровые R6 – на 13-литровые Iveco Cursor, сняв с них вместо прежних 800 все 850 л. с. Опять перефорсировка?

GINAF Rally Power. В тихом омуте

В отличие от привередливых де Роев, Х2222 заводской подготовки существенно не изменились. Та же неубиваемая подвеска, разработанная ирландской фирмой Timoney для военной автотехники, и сверхмощные рядные «шестерки» Сaterpillar С18. Американцы готовят свои моторы еще по технологиям, наработанным в тракрейсинге, и на выходе получаются рекордные 950 л. с. Вот только вес 18-литровых моторов под стать их рекордным характеристикам. Другое слабое звено – состав пилотов, не особенно известных даже у себя на родине. Похоже, Вулферту ван Гинкелю, Марселю ван Влиету и Робу Винку не хватает не столько мастерства, сколько амбиций.

MAN with a Misson-2. Пленных не брать!

Как и челнинцы, MAN постарались выжать максимум из новых правил: подогнали под регламент-2008 компоновку, сменили проверенную временем «шестерку» D28 на новейшую D26 Common Rail, полностью переработали рессорную подвеску плюс из маркетинговых соображений заменили кабину от TGA новенькой, от серии TGS, только-только получившей титул «Грузовик года 2008 года». И решили подстраховать ударный экипаж Ханса Стейси, пригласив вторым номером многоопытного Филиппа Жако.

Одельная история с техничками MAN. С одной стороны, немцы всячески отрицают наличие заводской команды, подчеркивая, что являются исключительно техническими партнерами нескольких команд. С другой, без проблем берутся за подготовку в заводских условиях даже легких техничек – только плати. Так, «летучку» M2000 18.285 4X4 команды Team Russia, которую должен был пилотировать одессит Виктор Московских, забирали прямо с предприятия в Нюрбурге. Увы, нынешняя роль прославленного гонщика, принесшего камазовцам первое дакаровское «золото» – «подносчик снарядов» для выступающего в легковом зачете московского рейдовика Леонида Новицкого, кстати, победителя Кубка Украины по ралли-рейдам 2006 года.

Loprais Tatra Team. Cosa nostra

Рекордсмен, 6-кратный победитель «Дакара» Карел Лопрайз окончательно повесил шлем на гвоздь и, уступив место своему племяннику Алесю, сосредоточился на управлении командой. Студент в грязь лицом не ударил, завоевав бронзу во втором для себя (и дебютном в качестве пилота) «Дакаре-2007». При подготовке к нынешнему рейду «лис пустыни» решил, что от добра добра не ищут, и лишь слегка обновил прошлогоднюю модель. Все тот же 16,0-литровый V8 Deutz, фирменная татровская трансмиссия и «кривая» задняя подвеска с амортизаторами Fox плюс шины Pirelli вместо общепринятых в классе грузовиков Michelin.

То есть на фоне галопа при постройке новых реннтраков заводчанами – одни плюсы. Чехи даже успели испытать свою технику в тунисских песках.

Еще меньше изменений в камионах Томаша Томечека и Андре де Азеведо, традиционно соревнующихся на «Татрах» с родными 19-литровыми «воздушками». Тишь да гладь да спокойствие там.

LIAZ – Tedom Truck. Борозды не портит

В том же направлении работает и команда кризис-менеджера Мартина Мачика, несколько лет назад выкупившего околевший LIAZ. Чехи пытаюся возобновить производство этих грузовиков как в старой спецификации и под привычным брендом, так и с обновленной внешностью под собственной маркой Tedom Truck. Вот и в случае с дакаровским грузовиком под современными кузовными элементами скрывается ралли-рейдовый болид, участвовавший в «Дакаре» еще 1989 году (!), с собственным мотором и коробкой передач другой подзабытой чешской марки Praga.

Что ж, для участия исключительно по олимпийскому принципу стараний команды Мачика может, наверное, хватить. А на большее он и не замахивается – чехам просто нужно привлечь внимание к своему предприятию в надежде даже не на покупателей, а на инвесторов.

 Второй фронт
Scania 113H.360 команды Team Objectif Liberte.
Iveco EuroCargo команды P&T Racing Team.
Renault Kerax команды Team Objectif Liberte.
Mercedes-Benz 1735 AK команды Team Point SAS.
DAF CF 85 команды Team de Rooy 2008.
Mercedes-Benz Unimog команды E-Point Truck Team.

Team KrAZ Ukraine. Разведка боем

Отечественная команда Team KrAZ Ukraine, слева направо: пилот Сергей Малик – президент Киевского автомотоклуба, чемпион Украины по шоссейно-кольцевым гонкам, механик Александр Маслий – водитель-испытатель 1-го класса ХК «АвтоКрАЗ» и штурман Сергей Суховский – чемпион Украины по ралли-рейдам.

Для грядущих «Дакаров» КрАЗ совместно с Киевским городским автомотоклубом разработал проект чистокровного реннтрака КрАЗ-5173РЕ «Самум» с двигателем V8 Deutz. Но разведку боем решили провести на техничке – грузовике модели 5233ВЕ (4х4), фактически серийной машине с мотором ЯМЗ в 330 л. с., со сцеплением Sachs и КП Eaton. При подготовке 5233ВЕ упор делался в первую очередь на надежность, ведь главная цель нынешнего выступления команды – сбор информации о встречающихся типах трасс, логистике, сервисе и т. д. Дороги и с трудом найденное бездорожье Западной Европы (раньше КрАЗы своим ходом дальше ГДР не забирались) показали, что Team KrAZ Ukraine на правильном пути – ни одной поломки за 12000 км так и не произошло. Кто не верил в нас, тот пусть скажет – повезло!

 Технические характеристики реннтраков, подготовленных для Euromilhoes Lisboa­Dakar­2008
 
КАМАЗ­4326VK
GINAF X2223
GINAF X2222
MAN TGS/TGA 4X4
Tatra 815­2 ZO R45 12.400
Tatra T 815 2TOR45
LIAZ­Tedom 111.154 4×4
Двигатель
ЯМЗ­7Э846
Iveco Cursor
Caterpillar C18
MAN D26
KHD BF8M
Tatra T3B
LIAZ M1.2С
Конфигурация
V8
R6
R6
R6
V8
V12
V8
Рабочий объем, см3
18470
12900
17890
12480
15840
19000
11890
Макс. мощн., л. с.
830/2500
820/2200
950/1400
700/2200
816/2100
770/1400
605/2000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин
2700/1400
3200/1200
3650/1200
3000/1300
3200/1200
2300/1150
2300/1550
КП
ZF 16S221
ZF 16S151
ZF 8S151
ZF 16S182
Tatra TS210
Tatra 14TS
Praga 14PS150
Снаряж. масса, кг
8700
8800
9500
8500
11000
9500
9000
Шины
Michelin 14,00 R20
Michelin 14,00 R20
Michelin 14,00 R20
Michelin 14,00 R20
Pirelli PS22 14,00 R20
Michelin/ Pirelli 14,00 R20
Michelin 14,00 R20
Макс. скорость, км/ч*
165
180
160
175
165
150
138
*Максимальная скорость по регламенту на «Дакаре» ограничена 150 км/ч

Киев–Лиссабон–Киев

Сергей Суховский
Фото автора