X

Фестиваль «Даешь Киев!»: Реконструкция

На мототреке «Пирогово» в Киеве 4 ноября прошло яркое, зрелищное событие – реконструкция реального боя, проходившего 69 лет назад в рамках операции по освобождению столицы Украины.

На мототреке «Пирогово» в Киеве 4 ноября прошло яркое, зрелищное событие – реконструкция реального боя, проходившего 69 лет назад в рамках операции по освобождению столицы Украины.

На мототреке «Пирогово» в Киеве 4 ноября прошло яркое, зрелищное событие – реконструкция реального боя, проходившего 69 лет назад в рамках операции по освобождению столицы Украины.

Мероприятие проходило в рамках Девятого международного военно-исторического фестиваля «Даешь Киев!». Его устроители – молодежная общественная организация «Киевский клуб «Красная Звезда» и киностудия им. А. Довженко. Поддержку в проведении реконструкции оказали министерства внутренних дел, обороны, образования и целый ряд других организаций. Были воссозданы действия сводного отряда под командованием полковника С. И. Славина, имевшего задание создать заслон на пути вражеских резервов.

В реконструкции боя выступили более 800 участников военно-исторических клубов многих стран, была задействована различная военная техника, в том числе автомобильная.

Легендарная «полуторка» ГАЗ-АА. Безукоризненная реставрация капота, оперения и кабины. Но колесная база получилась слишком длинной – возможно, из-за «неродной» рамы. Груз. – 1,5 т. Мощн. – 42 л. с. Скор. – 70 км/ч.

Штабной автомобиль – австрийский Steyr 220 в свое время лишился «родной» радиаторной решетки. Но свято место пусто не бывает. Взамен он получил нечто в стиле «Мерседес». Экипаж – 5 чел. Мощн. – 55 л. с. Скор. – 120 км/ч.

  

В реставрации боя участвовали два ходовых макета. Один напоминал «полуторку» Steyr 640 (6х4). Другой, с кабиной над двигателем, был похож на «трехтонку» Renault AGP. Оба макета были сработаны на скорую руку. И, как оказалось, не случайно: по ходу действия их сначала подбили, а затем раздавили танком.

За пределами поля боя, в статике демонстрировался редкий у нас гость – французская «двухтонка» Сitroёn 23R. Машина в идеальном состоянии, двигатель – «родной». Кстати, в оккупированной Франции фирма Citroёn до 1944 года выпустила для армий фашистского блока 35 тыс. различных грузовиков. Груз. – 2,0 т. Мощн. – 48 л. с. Скор. – 70 км/ч.

Послевоенный чешский бронетранспортер OT62 выступил в роли немецкого Sd. Kfz. 251. И неудивительно: внешне машины практически ничем не отличаются. Но под капотом «чеха» вместо бензинового мотора Maybach – дизель, «воздушник» Tatra (120 л. с.). Броня – 15–8 мм. Экипаж – 2 чел. Десант – 10 чел. Мощн. – 100 л. с. Скорость – 53 км/ч.

  

Реплика бронеавтомобиля Sd. Kfz. 221 с 7,62-мм пулеметом МG-42. Сходство неплохое, выдают копию только иные колеса. Башня сверху не имеет брони и оборудована откидными сетками для защиты от гранат. Спереди – канистры для воды: помечены белым крестом. Броня – 8–5 мм. Экипаж – 2 чел. Мощн. – 75 или 81 л. с. Скор. – 90 км/ч.

Не обошлось и без традиционных мотоциклов с колясками. Возможно, это были перекрашенные советские М-72: они почти не отличались от BMW R71, ибо выпускались по немецкой лицензии, полученной еще перед войной. Правда, на одном бензобаке была прикреплена фирменная эмблема BMW. Экипаж – 3 чел. Мощн. – 22 л. с. Скор. – 85 км/ч.

  

За время войны было выпущено всего 4,5 тыс. джипов ГАЗ-67Б. Они практически не сохранились, поэтому в фестивале участвовала послевоенная модель. Внешнее отличие – лишь в решетке радиатора: вместо ранней, сварной – штампованная. Экипаж – 4 чел. Мощн. – 52 л. с. Скор. – 90 км/ч.

Автомобиль Dodge WC51 (4х4) поставлялся в Красную Армию из США по ленд-лизу (соглашению об аренде). Интересно, что машина разрабатывалась как носитель вооружения (Weapon Carrier – сокр. WC). На слете было две машины с пулеметами: ДШК (12,7 мм) и с «Максимом» (7,62 мм). Груз. – 0,75 т. Мощн. – 92 л. с. Скор. – 80 км/ч.

  

Трофейный Dodge WC51 в вермахте. Дабы не попасть под удар собственной авиации – Люфтваффе, на капоте натянули нацистский флаг. Так часто делали в 1941-м, при господстве гитлеровцев в воздухе. В ноябре 1943-го ситуация изменилась, и вряд ли стоило подставляться под огонь советских самолетов.

Трехтонка Opel Blitz 3,6-36S (4х2) –
массовый грузовик вермахта: в 1937–1944 гг. выпущено 82 тыс. штук. Отличалась большей надежностью, чем «одноклас-сники» Ford, Mercedes-Benz и др. Модель в базовой, песочной окраске, вводимой постепенно с лета 1943 года вместо серой; поверх нее – полосы камуфляжа. Груз. –
3,0 т. Мощн. – 68 л. с. Скор. – 85 км/ч.

  

Еще один Opel Blitz – модель 3,6-42 1938 года выпуска. Грузоподъемность увеличена до 3,5 т, база – с 3,6 до 4,2 м. Кабина более высокая, чем у трехтонки – т. н. автобусного типа. Мощн. – 73,5 л.  с. Скор. – 80 км/ч.

Легкий армейский Volkswagen 82 по прозвищу «кюбельваген» («автомобиль-лоханка») – детище профессора Фердинанда Порше. Привод только на заднюю ось, мотор воздушного охлаждения – тоже сзади. Экипаж – 3 чел. Мощн. – 25 л.  с. Скор. – 80 км/ч.

  

Эта реплика была объявлена устроителями как легкий стандартный джип Stoever 40, но она больше похожа на первый немецкий джип Mercedes-Benz G5. Таких машин в 1937–1941 гг. изготовили всего 378 штук. Экипаж – 4 чел. Мощн. – 45 л. с.Скор. – 85 км/ч.

Оба представленных броневика БА-64Б – хорошо отреставрированные оригиналы на базе джипа ГАЗ-67. Каждый был вооружен пулеметом Дегтярева обр. 1929 года (7,62 мм). Значительные углы наклона броневых листов улучшают пулестойкость. Экипаж – 2 чел. Броня – 14–8 мм. Мощн. – 52 л. с. Скор. – 80 км/ч.

Леонид Гоголев
Фото автора