X

ГАЗ: Служебный роман

Автобус ГАЗ-03-30



Эта популярная в свое время машина была создана на
базе легендарной «полуторки» – грузовика ГАЗ-АА. Официальное ее название
– «служебный автобус ГАЗ-03-30». На практике же она не только обслуживала
различные учреждения, но и широко применялась на городских, пригородных,
а порой и междугородных маршрутах.

Производство автобуса
ГАЗ-03-30 было развернуто в конце 1933 года, почти через два года после
начала выпуска «полуторки», а предшествовала тому большая работа, проделанная
Горьковским автозаводом. Одновременно были построены три несколько различавшихся
между собой прототипа, один из которых и был принят в серийное производство.
У него были меньшая длина (5680 мм против 5900 мм у второго прототипа),
меньшая высота (2392 мм против 2500 мм у второго прототипа), но больший
вес кузова (900 кг против 850 кг у первого прототипа).

Серийная машиа имела 17 мест для сидения пассажиров.

Снаряженная масса автобуса ГАЗ-03-30 составляла 2270 кг, полная – 3460
кг. Бензиновая «четверка» мощностью 40 л. с. , а с 1938 г. – 50 л. с.
позволяла развивать скорость до 65 км/ч.

У ГАЗ-03-30 было три двери. Передняя боковая правая, предназначенная
для входа и выхода пассажиров, снабжалась контроллером (длинным рычагом
с ручкой), позволявшим водителю открывать и закрывать ее по своему усмотрению.
Передняя боковая левая была водительской, а задняя – запасной, в нормальном
положении она наглухо закрывалась.

Продолжительная эксплуатация ГАЗ-03-30 выявила целый ряд недостатков
машины. Так, перегрузка заднего моста при одновременной разгрузке переднего
приводила к разбалтыванию передка и радиатора, а кантилеверная подвеска
задних колес после определенного пробега способствовала разрушению рамы.
Если с разбалтыванием дверей, происходившим из-за слабых направляющих
шипов, еще можно было как-то бороться, то предотвратить перегрузку заднего
моста и недогрузку переднего при сохранении тех же колесной базы, вместимости
автобуса и его компоновки – представлялось нереальным.

Разрушение рамы можно было избежать лишь путем замены задних рессор с
кантилеверных на полуэллиптические. Но это не было сделано, а в качестве
временной меры рамы автобусов усиливали вкладышами в лонжероны.

Одним из возможных решений представлялась установка автобусного кузова
на трехосное шасси с задней поддерживающей осью (колесная формула 6х2).
Подобная мера позволила бы увеличить грузоподъемность шасси до двух с
половиной тонн, улучшить распределение нагрузки, довести число мест для
сидения до 25. Предполагалось, что при удовлетворительных результатах
испытаний серийное производство машины вполне возможно организовать уже
в 1934 году.

Однако этого не произошло, и «служебный роман» получил развитие лишь
два года спустя, с началом серийного производства трехосного ГАЗ-ААА с
колесной формулой 6х4. Автобусные 9-местные кузова стали ставить непосредственно
на это шасси. Они предназначались для армии и носили официальное название
«штабной автобус ГАЗ-05-193». Таких машин было выпущено крайне мало (по
данным автозавода, всего 327 штук).

«Рабочей лошадкой» в небольших городах и сельской местности по-прежнему
оставался ГАЗ-03-30, который производился до тех пор, пока с конвейера
не сняли знаменитую «полуторку», то есть практически до 1950 года (с перерывом
в 1941-45 гг.). В общей сложности Горьковский автозавод (точнее, кузовостроительное
подразделение «Гудок Октября») выпустил 18 613 таких машин, из которых
до сегодняшнего дня дожили лишь единицы.

Александр Говоруха
Фото из архива автора