Гонка неожиданностей
Вот и перевернута еще одна страница летописи величайшей гонки. Кому-то 31-й «Дакар», прошедший по территории Аргентины и Чили, запомнится именно новым местом проведения. Для других же он стал гонкой неожиданностей. И не всегда приятных.
Вот и перевернута еще одна страница летописи величайшей гонки. Кому-то 31-й «Дакар», прошедший по территории Аргентины и Чили, запомнится именно новым местом проведения. Для других же он стал гонкой неожиданностей. И не всегда приятных.
С одной стороны, 9578 км, 14 этапов, 81 экипаж на старте – привычная для суперрейда статистика. С другой – новый ландшафт, лишь отдаленно напоминающий тот, к которому все привыкли за 30 лет скитаний по Африке. Зато такая резкая смена обстановки выглядела как новый вызов, что абсолютно в духе гонки, девиз которой – «Подвиг для тех кто стартовал, мечта для тех, кто остался». Но самое главное – марафон по-прежнему такой же сверхтрудный и непредсказуемый.
Невезучий Стейси
Ну кто, скажите, мог предположить провал лидера грузовой дисциплины Ханса Стейси? Голландец успешно выступал в классическом ралли, а совсем недавно, в 2004-м, пересел на грузовик. И тут же одного за другим положил на лопатки казавшихся непобедимыми Владимира Чагина, Фирдауса Кабирова и Ильгизара Мардеева. Причем победил Стейси не столько за счет бюджета и передовой техники, как принято считать, а благодаря выжидательной тактике ведения гонки и умению воспользоваться слабыми местами челнинцев. Сильной стороной камазовских экипажей является езда по сыпучим пескам и безошибочная навигация в бескрайних мавританских просторах. Голландец же отыгрывался на каменистых участках Марокко и извилистых грунтовках Сенегала. А нынешний марафон вообще был буквально создан «под Стейси»: минимум песка, большая часть маршрута проложена по не требующим чудес навигации дорогам, включая трассу аргентинского этапа WRC.
И тем не менее Стейси, с 2007 года не проигравший ни одной гонки, на этот раз уже на СУ1 утратил все шансы на успех. Рейд начался в 40-градусную жару и при полном безветрии, и через час после старта над трассой стояла непроглядная пылевая завеса. Вдумайтесь: мотоциклисты жаловались на то, что не видят своих приборов! А теперь представьте, в каких условиях ушли в гонку грузовики, стартующие после мотоциклистов и экипажей на легковых автомобилях? Одним словом, вскоре после старта у Стейси «взорвались» оба передних колеса. Замена их стоила фавориту 40 минут и отбросила в самый конец пелотона, вынуждая плестись за куда более медленными экипажами – ведь в этом году новичков было как никогда много, примерно каждый шестой участник. Плюс большинство грузовиков выполняло роль техничек для легковых команд и было основательно загружено запчастями. Да и обгонять на проселках особо негде.
В итоге после еще более пыльного СУ2 Стейси уступал лидеру уже больше часа. Разумеется, голландец вынужден был рисковать, выполняя обгоны по усыпанным камнями обочинам и оврагам, и в итоге разворотил переднюю подвеску. Как тут не вспомнить, что специально под нынешний марафон Ханс ради лучшей маневренности сузил передок рамы своего MAN TGS 18.480, дабы колеса могли поворачиваться на больший угол. В результате – сход, первый с 2005 года и второй за всю карьеру.
Прерванный полет
А вот кто вольготно чувствовал себя на разбитых аргентинских дорогах, так это пилоты на грузовиках Ginaf, независимые подвески которых буквально созданы для подобных условий. Достаточно сказать, что темп куда более опытного Герарда де Роя легко держали малоизвестные Мартин ван дер Бринк и Вулферт ван Хинкель, не говоря уже о захватившем лидерство Марселе ван Влиете. Правда, когда гонка переместилась в пески, де Рой ушел вперед и оказался в одиночестве.
Приятно удивили всех чешские «Лиазы». В середине 80-х LIAZ на пару с Tatra успешно дебютировали в «Дакаре», но после развала ЧССР этим заводам стало не до гонок. LIAZ из-за недальновидной модельной политики вообще обанкротился, и предприятие выкупил весьма неординарный предприниматель Мартин Мачик, который считает участие в «Дакаре» лучшей рекламой для грузовиков
Перед нынешним марафоном с помощью Ладислава Файтла, выступавшего на LIAZ 111.15 еще во времена ЧССР, древние гоночные реннтраки «окропили живой водой», поменяв родные «шестерки» на турбодизельные Deutz. И «Лиазы» буквально полетели: Мачик уже на СУ2 прорвался на седьмую позицию. Увы, для него все закончилось на 4 этапе, причем вместе с первым номером покинула гонку и боевая техничка Файтла.
Команда Герарда де Роя надеялась на победу. Но гонщик понесся с места в карьер – и стал жертвой собственной прыти и навигационных ошибок, утратив все шансы. |
Героем подлинной сенсации стал Марек Спачил, выступавший на чуть более современном 19.32ХА: чех большую часть гонки держался на 5–8 местах. Увы, для него гонка также закончилась преждевременно – сходом по техническим причинам на СУ11, за три дня до ее окончания.
СУ4 стал последним и для Unimog U500 Марко Пьяна, с которым ехал главный механик киевской команды Юрий Гребенюк. И хотя главной задачей экипажа была поддержка работоспособности Mitsubishi Pajero киевлян Богдана Новицкого и Сергея Совгира, можно было, памятуя великолепное 9-е место Пьяны на Transorientale, втайне надеяться на «продолжение банкета». Увы, Unimog итальянца сошел из-за поломки КП. Более того, в результате остался без технички экипаж Новицкого, сход которого стал вопросом времени…
Не на высоте
Самое худшее, что сама подготовка гонки не выдерживала никакой критики. Чем ближе был финиш, тем становилось понятнее, что организаторы допустили немало ошибок.
«Проколы» начались еще в середине марафона: СУ5 вполне мог похоронить большую часть пелотона. Действительно, после четырех дней непривычно скоростных допов с несложной навигацией участники буквально завязли, едва съехав на песок. И тут пустыню накрыл дождь, а как ездить в таких условиях, большинству было неведомо – в Африке такое случалось только однажды. В итоге смогли прорваться сквозь дюны и финишировать только 15 грузовиков.
Организаторы, опасаясь, что при таких раскладах некому будет вручать призы на финише, вынуждены были принять радикальные меры. Во-первых, они дважды переносили на более позднее время старт следующего этапа, давая еще один шанс выбраться и продолжить гонку всем застрявшим. Во-вторых, сократили сам спецучасток с 395 до 178 км. Но самое главное, отменили результаты СУ5. Представляете, каково было об этом узнать тем, кто ценой неимоверных усилий все-таки добрался до финиша допа? Или наоборот, похоронил вместе с техникой все шансы хотя бы на финиш, как португалка Элизабет Жасинту, чей MAN после столкновения с багги сгорел за три минуты? Более того, была сокращена и дистанция СУ7, а для грузовиков в тот день соревнования и вовсе отменили.
Вскоре задержки стартов и сокращения маршрута приобрели хронический характер. А ведь многие рассчитывали отыграться именно во второй половине гонки, на более привычных для «Дакара» песчаных этапах: в самой засушливой и высокогорной пустыне мира Атакаме.
И в раскаленном воздухе предгорья Анд повис немой вопрос: было ли здравой идеей выводить многочисленный пелотон на столь узкую и пыльную трассу?
Похоже, камазовской дружине все равно, где выигрывать: что в Черной Африке, что в Арабских Эмиратах, что в Латинской Америке. Это уже восьмой триумф КАМАЗ-Мастер в «Дакаре»! |
Честный финал
Грустно, но из-за всех этих накладок гонка потеряла главную интригу: уже после семи дней марафона доминирование команд КТМ, VW и «КАМАЗ» ни у кого не вызывало сомнений.
Лидировавший на втором – шестом этапах де Рой из-за постоянных проколов шин и ошибок в навигации к середине гонки пропустил идущих колесо в колесо Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова. Челнинцы проехали всю гонку, словно связанные невидимой нитью, страхуя друг друга. Перед последним днем с небольшим преимуществом лидировал второй номер команды – Кабиров. Чагин проигрывал ему всего 3 минуты, а де Рой – с полчаса. Все ждали, что директор команды Семен Якубов введет командный ордер, то есть прикажет пропустить прима-пилота вперед. Но Якубов, заслуживший уважение всего рейдового мира своей принципиальностью, так и не вмешался. В итоге Фирдаус сам расставил все точки над «i», выиграв финальный спецучасток.
А «Дакар» еще раз подтвердил свою непредсказуемость: несмотря на как никогда узкие дороги (часто они были ограничены заборами частных владений), нынешний рейд оказался наименее «сходным»: до финиша добрались 52 грузовика из 81 стартовавшего.
Итоговая таблица Rallye Total Argentina-Chile | |||
Поз. | Экипаж | Автомобиль | Время (ч:мин.с) |
1 | Ф. Кабиров/А. Беляев/А. Мокеев | КАМАЗ-4326 | 49.34:46 |
2 | В. Чагин/С. Савостин/Э. Николаев | КАМАЗ-4326 | +03:39 |
3 | Ж. де Рой/Т. Колсул/М. ван Мелис | Ginaf X2223 | +59:56 |
4 | И. Мардеев/В. Мизюкаев/А. Мардеев | КАМАЗ-4326 | +6.46:30 |
5 | Ф. Эхтер/Д. Руф/А. Кляйн | MAN TGS 18.480 | +7.19:41 |
6 | А. де Азеведо/М. Жусто/Я. Мартинек | Tatra T 815 | +9.31:18 |
7 | П. Вила Рока/М. Торреллардона/Й. Бусомс | Mercedes1844-AK | +16.06:40 |
8 | В. ван Гинкель/В. Тистерман /Р. де Рой | Ginaf X2222 | +16.29:47 |
9 | Х. Ювантени/Х.-Л. Криадо/Ф. Роман | MAN TGS 26.480 | +19.53:45 |
10 | З. Сжаллер/Л. К. Поцик/Т. Цитари | MAN M2000 18.280 | +20.27:01 |