И все-таки разные...
Во время недавней поездки на ХК «АвтоКрАЗ» нам удалось обкатать сразу две новые модели завода, запуск которых в серию планируется в ближайшее время. Формой капота, крыльев и кабины они друг от друга не отличаются. Но на этом их сходство и заканчивается.
Во время недавней поездки на ХК «АвтоКрАЗ» нам удалось обкатать сразу две новые модели завода, запуск которых в серию планируется в ближайшее время. Формой капота, крыльев и кабины они друг от друга не отличаются. Но на этом их сходство и заканчивается.
Тягач-тяжеловоз КрАЗ-6140ТЕ (6х6) нам приходилось видеть и раньше – на выставках и при посещениях завода. Но одно дело видеть, а совсем другое – ездить с полуприцепом.
А вот вторая машина – самосвал КрАЗ-65032-0350041 (6х6) был абсолютно новым для нас – раньше встречать его не приходилось. Внешне автомобиль практически не отличается от обычного КрАЗ-65032. За одним исключением: на боковине машины между кабиной и капотом красуется табличка с надписью Powered by Cummins. Тест этой машины мы провели в реальных условиях эксплуатации – в гранитном карьере на окраине Кременчуга. А вот организовать поездку негабаритного автопоезда КрАЗ-6140ТЕ – длиной около 20 м и шириной почти 3 м – по дорогам общего пользования достаточно сложно.Поэтому тест проводили на новом испытательном полигоне ХК «АвтоКрАЗ», где для этого предусмотрено все необходимое.
Иголка с ниткой
Тяжеловоз – он тяжеловоз и есть. Под привычным капотом – ярославский дизель повышенной мощности, который развивает не 330 л. с., как обычно на КрАЗах, а все 400. Взглянув на передний мост, понимаешь, что привод, конечно, полный. А позади кабины привлекает внимание мощное седло, под шкворень диаметром 3,5 дюйма (89 мм). И наконец, мы отметили усиленные шины Michelin.
Тягач «запряжен» в родственный по духу полуприцеп – тяжеловоз ЧМЗАП-9920, он же 3-ППТ-55. Такие полуприцепы часто называют танковозами, ибо они способны транспортировать тяжелые танки весом до 55 т. Но танка, к сожалению, на полигоне не оказалось, поэтому на грузовую платформу по трапам заехал внушительный на вид гусеничный бульдозер весом тонн под 20.
Забираемся в кабину. Интерьер вроде привычный. Впрочем, стоп! Средняя часть передней панели – не такая, как раньше. Пока это лишь эксперимент по перемещению всех необходимых кнопок и рычажков ближе к водителю, чтобы освободить место справа для вместительного бардачка.
Ну что же, в путь! Нужно отметить, что коробка передач, как и двигатель, здесь тоже особая – тяжеловозная. Внушительное передаточное число первой передачи – 12,24 позволяет 70-тонному автопоезду двигаться в любых условиях. Поэтому, учитывая неполную загрузку, мы тронулись со второй (6,88) – и не прогадали. Более того, осмелев, в одном из заездов рискнули начать движение даже с третьей (4,86). Но здесь уже не обошлось без езды в натяг.
Третья передача стала у нас основной рабочей при маневрировании по полигону, между густо расставленными массивными препятствиями из бетона. При скорости около 30 км/ч стрелка тахометра доходила где-то до 1500 об/мин. А на ровных участках мы переходили на четвертую передачу. Вообще-то, их в ярославской коробке 9, причем последняя из них – ускоряющая (0,70) и на ней тягач без проблем выходит на паспортную «максималку» в 60 км/ч. Впрочем, водители-испытатели заверили, что на хорошей дороге поезд можно разгонять чуть ли не до «сотни».
Увы, проверить это утверждение нам не позволили условия теста. Зато отличные тяговые качества и маневренность автопоезда мы оценили сполна. Двигатель, может быть, не такой уж эластичный, вытягивал благодаря запасу мощности и позволял переключать передачи не слишком часто. При этом шумел меньше, чем можно было ожидать. Поезд был послушным и прогнозируемым, руль – легким. Полуприцеп шел за тягачом, как нитка за иголкой. Внимание зеркалам – и поезд, изгибаясь, вписывается в очередной поворот, ювелирно огибая очередное бетонное препятствие. А это вам не тротуарная бровка: заденешь – проблем не оберешься…
Третий заход
Другим нашим подопечным был полноприводный самосвал КрАЗ-65032 с двигателем Cummins, в котором вся соль новинки. Это уже не первая встреча кременчугского автомобиля с агрегатом данной марки. Еще в 1995 году дизель Cummins в 264 л. с. установили в опытном порядке на 15-тонном самосвале КрАЗ-6510. Вторую попытку сделали в 2002 году: самосвал КрАЗ-6128С4 оснастили двигателем Cummins в 280 л. с. Но, увы, тогда покупателей на эти машины, бывшие заметно дороже стандартных, не нашлось.
И вот теперь сделан еще один, третий заход, явно с прицелом на те зарубежные рынки, где имеется хорошо развитая сервисная сеть Cummins. Заметим, что сам двигатель уже не тот, что прежде. Он прибавил в мощности и развивает 380 л. с. Изменилась и грузоподъемность самосвала: она составляет 18 т.
Подъезжаем в массивной колонне с многозначительной надписью «Комбинат ископаемых». Рядом – въезд. Неторопливо ползет вверх полосатый шлагбаум – и вот мы уже на знакомой территории карьера, где не раз доводилось тестировать кременчугские самосвалы разных моделей. Так что интересно будет сравнить, как проявит себя новичок.
Сначала отправляемся под загрузку. Громадный шагающий экскаватор щедро, от души насыпает породу в наш стандартный кузов полезным объемом 12 м куб.
Ну что ж, включаем сразу вторую передачу – и вперед. Машина трогается на сыпучем грунте довольно легко, без пробуксовки колес.
Что и говорить, прибавка в мощности чувствуется однозначно: машина идет веселее, чем другие трехосные КрАЗы, имеющие двигатель в 330 л. с. При этом дизель Cummins достаточно эластичен в работе, что позволяет реже пользоваться рычагом КП.
О переключении передач нужно сказать особо. Коробка Eaton – 9-ступенчатая, двухдиапазонная – работает четко и легко. Однако схема переключения не совсем привычная, и к ней надо приноровиться.
Отличается от обычного и тахометр: показатели на его циферблате возрастают не по часовой стрелке, а наоборот – против ее хода.
Тормоза слабыми не назовешь, но мы ожидали от них большей хваткости, особенно при езде с грузом.
На ровном участке переходим на высший диапазон в КП и лихо катим на 6-й передаче по знакомому затяжному подъему, где обычно тащились на 3-й.
А вот и большая горизонтальная площадка, где, собственно, и производится разгрузка. И здесь автомобиль проявил еще одно свое ценное свойство: высокую проходимость. Он легко маневрировал по россыпям сыпучего грунта и не забуксовал ни разу.