Игры по-новому
Стараясь уйти от набившего оскомину противостояния Альбасете и «баггир», организаторы европейского чемпионата по трак-рейсингу основательно перетряхнули регламент и даже формат соревнований, что случается раз в 10–15 лет. Гонки стали зрелищнее, но их результат остался неизменным…
Стараясь уйти от набившего оскомину противостояния Альбасете и «баггир», организаторы европейского чемпионата по трак-рейсингу основательно перетряхнули регламент и даже формат соревнований, что случается раз в 10–15 лет. Гонки стали зрелищнее, но их результат остался неизменным…
Поскольку за последние три года 90% тренировок, квалификационных и кубковых гонок выиграли Антонио Альбасете, Давид Вржечки и Маркус Безигер, то теперь в последних заездах первая восьмерка будет стартовать не по итогам квалификационной гонки-спринта, а в реверсивном порядке – т. е. первыми пойдут аутсайдеры. Подобная практика существует в формульных и кольцевых сериях, например, в кузовном чемпионате мира WTCC или в GP2 – последней ступени перед Формулой-1. Реверс придуман для того, чтобы увеличить зрелищность соревнований: ведь быстрейшие пилоты теперь вынуждены совершать не пару-тройку, а пять-семь обгонов. Согласитесь – именно то, что может оживить трак-рейсинг с его «трамвайной» ездой согласно «ранее купленным билетам».
Шиворот-навыворот
Но и это еще не все: теперь основные – кубковые гонки, более продолжительные и, соответственно, приносившие в два раза больше очков, разжалованы: заработанные в них баллы будут начисляться по спринтерской формуле «10-9-8-7-5-4-3-2-1». И наоборот – важность квалификационных заездов возросла сразу вдвое (формула «20-15-12-10-8-6-4-3-2-1»), а их продолжительность увеличились с 30 до 45 километров.
По идее, уравнять шансы команд должен был и запрет на участие в чемпионате заводских конюшен (бренды исчезли даже из их названий), но он явно запоздал – в прошлом сезоне «заводской» статус был только у Renault и у множества независимых конюшен, которые технически (лизинговые моторы, специалисты по электронике и телеметрии и т. п.) поддерживает MAN.
Формально теперь все должны делать болиды собственными силами, но так было и раньше – цвета Renault вот уже восемь лет защищает чешская «стайня» Франтишека Войтишека, строящая болиды самостоятельно. Незаинтересованный в европейском рынке Freightliner просто продает «баггирам» рамы и кабины «по оптовым ценам». А «шефская помощь» MAN заключается в подготовке двигателей и их обслуживании во время гонок, а также в консультационных услугах. Кстати, по условиям лизингового контракта мановские команды не могут не то что заниматься усовершенствованиями моторов, но даже банально снять головку блока или заменить масло.
Группа N
После запрета класса прототипов в 2005 году из-за возросших расходов нынешние гоночные тягачи представляют собой своеобразную легковую группу N на грузовой лад – все возможные переделки строго ограничены регламентом. Например, команды сами «кроят» раму грузовика, а компоновщики стараются разместить узлы и агрегаты как можно ближе к центру и ниже, чтобы максимально снизить центр тяжести грузовика. Впрочем, из-за жесткой привязки к серийной версии получаются однотипные. Поэтому на первом месте – настройка подвески и поиск оптимального баланса в связке шасси-тормоза. А это рутинная тестовая работа, требующая много времени и еще больше денег, на недостаток которых не жалуются только в Buggyra и альбасетовской конюшне Equipo Cepsa. У большинства же команд персонала хватает лишь на обслуживание грузовиков.
Вне закона
Несмотря на многочисленные изменения в техническом и спортивном регламентах, претенденты на титул остались те же. В прошлом сезоне чемпионство между собой разыграли пилоты команды Buggyra, выступающие на до неузнаваемости переделанных грузовиках Freightliner. Преимущество над соперниками им обеспечивали в первую очередь двигатели Caterpillar со сдвоенными турбокомпрессорами, которые в поворотах позволяли «баггирам» не так терять ход, а также совершать за круг 2-3 переключения передач против 12–15 у однокомпрессорных MAN.
Однако дни двойного турбонаддува сочтены – под нажимом остальных участников организаторы трак-рейсингового чемпионата объявили его, начиная со следующего сезона, «персоной нон-грата». Именно с расчетом на будущее построены новые «маны», что впрочем, не мешает Альбасете уже с первых гонок не просто вмешиваться в борьбу за золото с Безигером и Вржечки, но и лидировать в абсолютном зачете. Все остальные участники, за исключением еще одного мановца Йохена Хана, играют фактически в собственной лиге и попадают на подиум чаще всего именно в случае проблем у кого-то из лидеров.
Этапы большого пути
1 этап. 8–10 мая, Ассен, Нидерланды
Первый этап на извилистом и узком голландском треке (его строили в первую очередь под мото гран-при) прошел при переменчивой погоде, что еще больше осложнило работу с настройками новых, толком не обкатанных траков, и без того досаждающих «детскими болезнями». И в квалификации, и в первой субботней гонке Альбасете удалось удержать Вржечки за спиной. А вот в основном заезде, когда по «правилу реверса» они стартовали с седьмого-восьмого мест, чех грамотно атаковал и оборонялся. В итоге он обогнал всех, кто был впереди, и не позволил обогнать себя. Воскресенье также началось с побед испанца на тренировке и в первой гонке, а закончилось триумфом до того не блиставшего Хана.
2 этап. 24–25 мая, Мизано, Италия
Апеннинская трасса во многом схожа с голландской – тот же узкий трек давно устаревшей конфигурации, на котором 1100-сильным грузовикам тесно и обгон весьма затруднителен. Зато благодаря теплой погоде и чередованию «затыков» («медленных» поворотов) со скоростными связками завалов было немало аварий и вылетов. Так что самая обширная в этом сезоне армия болельщиков-тиффози – на Autodromo Santa Monica собралось 30 тыс. человек – на скуку не жаловалась.
Лучше всего на приморском автодроме чувствовал себя Безигер. В субботу ему просто не было равных: уступив на тренировке только товарищу по команде, швейцарец выиграл и в спринте, и в основном заезде, не оставив Вржечки ни единого шанса. Все шло к победе и во второй день – уступив на тренировке Хану, Маркус возглавил первый заезд. Однако в довольно спорной ситуации был оштрафован за фальшстарт и, отбыв наказание – проезд по пит-лейн, финишировал только четвертым.
То, что у организаторов итальянского этапа не все в порядке с хронометражем, косвенно подтвердил «ляп» в финальной гонке – не загорелись стартовые светофоры. Безигер вновь был неудержим, но Альбасете оказался еще проворней и после очередной победы возглавил абсолютный зачет с комфортным преимуществом в 103 очка против 88 и 83 соответственно у швейцарца и чеха. И «Альба» отправлялся на свой домашний этап в качестве главного фаворита.
3 этап. 6–7 июня, Альбасете, Испания
Впрочем, на «именной» трассе Альбасете гарантирована помощь «родных стен» независимо от турнирного положения. На корчеватом и довольно пыльном Circuito de Albacete Антонио буквально вырос: здесь ему знаком каждый бугорок, он знает, откуда дует ветер и наносится песок. Не стоит сбрасывать со счетов и местную торсиду, которая неистово поддерживает именно «Альбу», хотя в серии гоняется целых десять испанцев. Выиграв первый заезд и вновь стартовав во втором восьмым, да еще с барахлящим мотором, Антонио тем не менее умудрился опередить всех, кроме Вржечки. Ночью трассу накрыл ураган, разметавший по паддоку палатки и скарб механиков, а ливень забил дренажные системы сразу в нескольких местах по периметру трассы. Но сценарий гонки не изменился – «Альба» вновь выиграл первый заезд и вновь проиграл в финале – уже вторую победу в сезоне записывает на свой счет сверхстабильный Хан. Впрочем, в «абсолюте» немец уже более чем вдвое отстает от испанца – 72:159.
4 этап. 19–21 июня, Ногаро, Франция
Некогда лучшая кольцевая трасса Франции, помнящая этапы Ф-1, лучше других продемонстрировала эффективность реверсивного старта. За 16 гонок из 4-х этапов один и тот же пилот еще ни разу не смог выиграть больше пары заездов. В первый день победами обменялись все те же Альбасете и Вржечки. А в воскресенье повторился испанский сценарий – еще по одному «золоту» в приватные коллекции добавили Хан и лидер сезона. Таким образом Антонио увеличил свое преимущество над Врежчки до 26 пунктов (203:177). Безигер из-за частых аварий все сильнее отстает от напарника по команде, а к нему медленно, но уверенно подкрадывается Хан (165:119)…
5 этап. 3–5 июля, Барселона, Испания
Каталонский уикенд запомнился в первую очередь жарой – температура трека зашкаливала за +55°С, что при полном безветрии стало настоящим кошмаром для моторов. Этап начался с завала, организованного главным «аварийщиком» нынешнего сезона Безигером. При столь агрессивной езде можно выиграть заезд-два, но никак не чемпионат, состоящий из 40 гонок. А лучше других с природными катаклизмами смогли справиться все те же Вржечки и Альбасете.
Воскресная секция вновь ознаменовалась завалом в исполнении швейцарца и победой Хана, который оказался лидером всего испанского этапа. Отличная новость для организаторов немецкого этапа (24–26 июля, Нюрбургринг), на котором в последнее время наблюдается явный недобор зрителей – в первую очередь из-за ухода любимцев публики Герда Кербера и Лутца Бернау и низких результатов их последователей.
Индивидуальный зачет. Положение после пяти этапов (первая десятка) | ||
Пилот | Автомобиль | Очки |
Антонио Альбасете | MAN | 249 |
Давид Вржечки | Buggyra | 227 |
Маркус Безигер | Buggyra | 187 |
Йохен Хан | MAN | 171 |
Эгон Аллгоэр | MAN | 106 |
Крис Леветт | MAN | 100 |
Маркус Альтенштрассер | Renault | 84 |
Франтишек Войтишек | Renault | 65 |
Стюарт Оливер | MAN | 61 |
Балаш Жоби | MAN | 36 |
Командный зачет. Положение после пяти этапов | |||
Команда | Пилоты | Очки | |
1 | Buggyra Int. Racing System | Маркус Безигер, Давид Вржечки | 471 |
2 | Team Hahn OXXO Racing | Йохен Хан, Балаш Жоби | 301 |
3 | Frankie Truck Racing Teamt | Франтишек Войтишек, Маркус Альтенштрассер | 284 |
4 | Team Bird’s Bernau | Крис Леветт, Доминик Лачезе | 49 |