X

Колеса пожарных

«Пожэкспо-2004»










На IV Международной специализированной выставке «Пожэкспо-2004»,
проходившей 26 – 29 апреля в Киеве, был продемонстрирован ряд пожарных
машин. Среди них были и закаленные «бойцы» с солидным стажем, и «новобранцы»
– совсем новые модели.

Киевская фирма «Титал»
представила свою известную модель – автомобиль первой помощи АПП-2 «Дельфин»
на шасси «Газели». Этих машин выпущено уже три десятка и сегодня они несут
службу не только в Украине, но и в России. Автомобиль продается у нас
как с карбюраторным двигателем, так и с дизелем Iveco.

Емкость цистерны для воды – 500 л. Экипаж машины состоит из 6-7 человек,
в зависимости от задач, которые он решает. Дооснастив «Дельфин» необходимым
инструментом, его легко превратить в аварийно-спасательный автомобиль.
А сегодня это очень актуально: число ДТП увеличивается по мере роста парка
машин.

Старейший производитель автомобилей для укрощения огня, предприятие
«Пожмашина» из пгт Ладан Черниговской области, привез на выставку автомобиль
первой помощи на базе «Газели» с установкой порошкового тушения УППУ-250
(на 250 кг порошка). Такой же установкой завод оснастил и одноосный прицеп.

«Пожмашина» представила также четыре пожарные модели разного назначения
на шасси КамАЗ, в том числе известный автомобиль технической службы АТС
на полноприводном (4х4) шасси и новинку – упрощенную машину с открытой
емкостью для воды и насосом.

Предприятие «КБ Пожспецмаш» из Прилук еще осенью прошлого года
представило пожарную автоцистерну АЦ-40 мод. 307 на шасси ЗИЛ-433362,
которая должна заменить устаревшие модели на базе ЗИЛ-130. Но тогда это
был самый первый, опытный образец. А сегодня уже развернуто производство
таких машин, и на «Пожэкспо-2004» был показан серийный образец.

На выставке демонстрировалась и аварийно-спасательная «Газель» из Прилук,
«засвеченная» еще в октябре прошлого года на выставке «Технологии защиты-2003»
(«КА» № 12’2003). Характерная ее особенность – выдвижной модуль для ящиков
с инструментом и оборудования, что облегчает и ускоряет доступ к ним экипажа.

Самая свежая разработка «КБ Пожспецмаш» – автомобиль комбинированного
тушения АКТ-2/4 на полноприводном шасси КрАЗ-260Г (6х6). Он предназначен
прежде всего для тушения емкостей на нефтехранилищах. Машина оснащена
гидравлическим подъемником высотой 15 м, на котором установлено восемь
пеногенераторов производительностью 600 л в минуту.

На автомобиле предусмотрена емкость на 4000 л. Ее можно заполнить готовой
огнегасящей смесью (пенообразователь, разбавленный водой в 4-, 5- или
6-процентной концентрации). Если же заправить ее одним пенообразователем,
установка сможет работать в паре с пожарной автоцистерной, заполненной
водой, значительно больше времени. Кроме того, имеется емкость на 2 т
порошка, который подается сжатым воздухом на лафетный ствол с гидравлическим
управлением. Им можно манипулировать как с выносного пульта (длина кабеля
50 м), так и из кабины в двух плоскостях – вертикальной и горизонтальной.
Ствол выбрасывает 45 кг порошка в секунду на расстояние 40 м.

Киевский мотоциклетный завод экспонировал две самоходные пожарные
установки – «Спрут-1» и «Спрут-2». Они выполнены на базе мотоцикла «Днепр-16»
с двигателем мощностью 32 л. с. Благодаря ведущему колесу коляски и небольшому
весу машина отличается хорошей проходимостью.

На коляске смонтирована мотопомпа производительностью 800 л/мин, которая
приводится в действие автономным двигателем мощностью 20 л. с. и предназначена
для забора воды из внешних источников. В оснащение входят также пожарные
стволы, рукава, огнетушители и шанцевый инструмент. «Спрут-1» и «Спрут-2»
незначительно отличаются друг от друга комплектацией и рамой.

Гости из России – ОАО «Пожтехника» (г. Торжок Тверской области)
– привезли в Киев автомобиль первой помощи АПП-05-2 на базе «Газели».
Он снабжен емкостями для воды на 500 л и для пенообразователя на 35 л.
Предусмотрено аварийно-спасательное оборудование: бензорез, гидравлические
ножницы, мотопомпа, генератор и т. д.

Почему предприятие из Торжка, известное своими пожарными автолестницами,
а в последнее время цистернами и другой пожарной техникой, привезла в
Киев именно эту машину? Дело в том, что это новейшая разработка, еще неизвестная
в Украине. А такие автомобили пользуются спросом на нашем рынке.

На выставке был показан автомобиль воздушно-пенного тушения АВПТ-10 на
шасси Камаз-53213. Он разработан Днепропетровским управлением пожарной
охраны
совместно с предприятием «Пожмашина». Особенность машины
в том, что ее стволы (два лафетных и два ручных) могут давать не только
компактную, но и рассеянную, так называемую мелкодисперсную, струю. С
одной стороны, это обеспечивает большую площадь покрытия, а с другой –
экономию воды. Предусмотрен также бак для пенообразователя объемом 150
л. Эта оригинальная машина сегодня несет службу в пожарной части Жовтневого
района Днепропетровска и уже успела отлично зарекомендовать себя в работе.

В Днепропетровске разработана и прицепная пожарная цистерна МЦП-1200
(10А). На одноосном шасси установлена емкость на 1200 л воды. Двухтактный
бензиновый двигатель приводит в действие шестеренчатый насос производительностью
10 л в секунду. Два лафетных ствола обеспечивают мелкодисперсную струю.
Такие недорогие установки особенно подходят для сельской местности и могут
буксироваться не только автомобилем, но и трактором.

Интерес посетителей вызывали и другие машины, состоящие на вооружении
пожарной охраны: 54-метровый коленчатый подъемник на шасси Mercedes-Benz
Actros 3335, подаренный киевским пожарным столичной горгосадминистраций,
и аварийно-спасательный автомобиль АРА-1 на шасси КамАЗ-5320 с кузовом
известной австрийской фирмы Rosеnbaurer, тоже работающий в Киеве.
А славную историю пожарных символизировала редкая машина 1950-х – рукавный
автомобиль АР (150) на шасси ЗИС-150 (см. фото в заголовке).

Выставка «Пожэкспо-2004» показала, что пожары тушить есть чем, были
бы только средства на приобретение этой техники.

Леонид Гоголев
Фото Владислава Бойко