Лайнеры на подиумах

Автобусы на TIR'2007

0

Прошедший Международный салон TIR'2007 был как никогда богат автобусными новинками. Впервые свою продукцию широко представили все крупнейшие украинские заводы: «ЛАЗ», «БАЗ», «Богдан» и «АнтоРус». Не обошлось без гостей из России, Беларуси, Польши, а также Южной Кореи и Китая.

ЛАЗ
Львовский завод коммунального транспорта наконец-то дебютировал на киевском автосалоне TIR. Посетителям продемонстрировали туристический полутораэтажный лайнер «НеоЛАЗ» с турбодизелем MAN. Состоялась украинская премьера двух новых моделей, впервые представленных на Московском автосалоне (см. «КА» №10'2007). Во-первых, это пригородный «СитиЛАЗ»-А191. По сравнению с городским А183, длина машины возросла с 12 до 13,5 м, а низкопольный салон стал ступенчатым в задней части: двигатель Deutz тут расположен уже горизонтально, под полом. Мест – 100 (для сид. – 52). Вторая новинка – модель А152 – это укороченный с 12 до 10,5 метра «СитиЛАЗ». Мест – 89 (для сид. – 30). Внешне автобус легко отличить по одностворчатой задней двери.

Кстати, о силовых установках новейших львовских автобусов. В прессе не раз мелькали сообщения, что они китайского производства. Оказывается, турбодизели Deutz и вправду собираются по лицензии в Китае. Такие моторы ощутимо дешевле.

Самая большая модель львовян: городской сочлененный низкопольник «СитиЛАЗ»-А292. Длина – 18,75 м . Мест – 180 (для сидения 47). Турбодизель (Евро 3) – MAN или Deutz, 280/286 л. с.
Самая большая модель львовян: городской сочлененный низкопольник «СитиЛАЗ»-А292. Длина – 18,75 м . Мест – 180 (для сидения 47). Турбодизель (Евро 3) – MAN или Deutz, 280/286 л. с.

 Мнение   

Сагит Фарбазов. Генеральный директор Львовского завода коммунального транспортаСагит Фарбазов
Генеральный директор Львовского завода коммунального транспорта

Наш завод активно развивается. На конвейер поставлены новые городские и пригородные автобусы длиной от 10 до 18,75 м, а также троллейбусы. У нас появились дилеры за рубежом – в Румынии, Хорватии и Германии. Большую заинтересованность автобусами ЛАЗ проявили и россияне, тем более что наша продукция отвечает грядущим в РФ нормам Евро 3. Кстати, об экологичности – в конце октября, на крупнейшем международном салоне автобусов в бельгийском городе Кортрийке мы покажем низкопольник «СитиЛАЗ» с двигателем DAF (Евро 5)! Завод активно работает над выполнением киевского контракта на 200 сочлененных троллейбусов: первая партия из 15 машин уже работает в столице, скоро поставим вторую – еще 50 машин. В 2008 году надеемся изготовить первый образец трамвая.

«Богдан»
На стенде корпорации «Богдан» было немало интересного. Все пять представленных автобусов оказались дебютантами выставки. Гвоздем экспозиции стал новый «турист» малого класса – А40160 (см. заглавн. фото). Машина очень похожа на модель А100, дебютировавшую почти два года назад, но только внешне. Кузов укоротили на метр – до 8,17 м. Салон теперь вмещает не 34, а 30 пассажиров, а боковые двери смещены ближе к корме. Появился более мощный турбодизель Isuzu с системой Common Rail второго поколения, где впрыск топлива осуществляется в несколько этапов. Имея рабочий объем 5,2 л и мощность 190 л. с., мотор отвечает нормам Евро 4 (!). Что касается трансмиссии, то вместо механической КП установлен 4-ступенчатый «автомат» японской фирмы Aisin. А вот ходовая часть не изменилась: подвеска колес – пневматическая, спереди – независимая. Автобус пойдет в серию в апреле 2008 г.

«Богдан» А40160
В салоне нового «туриста» «Богдан» А40160 – 30 комфортабельных сидений и вместительные багажные полки.
В салоне нового «туриста» «Богдан» А40160 – 30 комфортабельных сидений и вместительные багажные полки.

Еще одна новинка – междугородный автобус малого класса «Богдан» А30141. Машина изготовлена на базе школьного собрата А092.32, показанного на SIA'2006, но имеет некоторые отличия. Так, появилась сдвижная передняя дверь с пневмоприводом. В салоне – сиденья самолетного типа и более мягкая обивка, под потолком – багажные полки. Шасси Isuzu несколько доработано: применяются более мягкие рессоры мелитопольского завода. Двигатель не изменился: это по-прежнему 4-цилиндровый дизель с турбонаддувом, имеющий рабочий обьем 4,57 л и мощность в 121 л. с.

Горожанин «Богдан» А069 на 32 пассажира (на фото справа) стоял бок о бок со своим «донором» – автобусом Hyundai County. Обе машины оснащаются 3,9-литровым 130-сильным турбодизелем.
Hyundai AeroTown создан для работы в городских условиях. Салон имеет 28 кресел и разделен на две функциональные зоны. Турбодизель – 196 л. с. (Евро 3).
Горожанин «Богдан» А069 на 32 пассажира (на фото справа) стоял бок о бок со своим «донором» – автобусом Hyundai County. Обе машины оснащаются 3,9-литровым 130-сильным турбодизелем.
Hyundai AeroTown создан для работы в городских условиях. Салон имеет 28 кресел и разделен на две функциональные зоны. Турбодизель – 196 л. с. (Евро 3).

Скорая помощь для автобусов – «летучка» «Антон». В кузове – дизель-генератор, сварочный аппарат, кран на 1 т и т. д.  За кабиной – 3-местный спальник.

Новинка в семействе херсонских «Антонов» – удлиненная городская модель (7,2 м) – «Антон»-3250.23.40.
Скорая помощь для автобусов – «летучка» «Антон». В кузове – дизель-генератор, сварочный аппарат, кран на 1 т и т. д. За кабиной – 3-местный спальник.
Новинка в семействе херсонских «Антонов» – удлиненная городская модель (7,2 м) – «Антон»-3250.23.40.

«АнтоРус»
На стенде херсонского Автомобильного завода «АнтоРус» привлекал внимание новый автобус «Руслан» А103, который идет в производство в ноябре месяце. Если раньше предприятие выпускало только модели малого класса, то теперь оно займет свою нишу и в среднем. Эта новинка длиной 8,93 м предназначена для городских и пригородных перевозок и может выпускаться с разной планировкой салона. Стекла в нем клееные, имеется автономный отопитель Webasto. В приводе тормозов имеется система ABS.

Широко была представлена и гама уже завоевавших популярность автобусов малого класса «Антон». Стандартные модели имеют длину 6,84 м и рассчитаны на 34 пассажира.

«АнтоРус» вышел в средний класс с новым автобусом «Руслан» А103. Мест – 60 (для сидения – 31).
Турбодизели – Cummins (3,9 л, 140 л. с.) либо Nissan-Dong Feng (4,2 л, 143 л. с.). Оба – Евро 2.   «АнтоРус» вышел в средний класс с новым автобусом «Руслан» А103. Мест – 60 (для сидения – 31).

«АнтоРус» вышел в средний класс с новым автобусом «Руслан» А103. Мест – 60 (для сидения – 31). Турбодизели – Cummins (3,9 л, 140 л. с.) либо Nissan-Dong Feng (4,2 л, 143 л. с.). Оба – Евро 2.

 Мнение   

Андрей Богдан. Генеральный директор «Анторус»Андрей Богдан
Генеральный директор «Анторус»

В настоящее время на предприятии проходит реконструкция: строится окрасочный комплекс площадью 3 тыс. м кв., и цеха для подготовительных и сварочных работ (6 тыс. м кв.). В 2008 году потребители увидят в дополнение к существующим новые модели — на шасси Mercedes-Benz Sprinter и Variо. Если в 2006 году было изготовлено около 600 автобусов, то в плане развития на 2008 — 2009 гг. намечено довести ежегодный выпуск до 1500-2000 единиц.

«ЭТАЛОН»
На стенде корпорации был представлен широкий модельный ряд автобусов как Бориспольского, так и Черниговского автозаводов. Нынешний октябрь стал для корпорации юбилейным: ровно пять лет назад сошел с конвейера первый автобус БАЗ-А079 «Эталон». На сегодняшний день БАЗ выпустил уже 4268 машин разного класса, а Черниговкий автозавод – еще порядка 2800.

Новый «горожанин» ЧАЗ-А074 на шасси FAW. Мест – 41 (для сидения – 19). Турбодизель – 116 л. с. К концу года будут выпускать до 40 машин ежемесячно.
Новейшая разработка бориспольцев: полунизкопольная модель среднего класса А148, на китайском шасси марки FAW. Мест – 79 (для сидения – 23). Турбодизель – 179 л. с.
Новый «горожанин» ЧАЗ-А074 на шасси FAW. Мест – 41 (для сидения – 19). Турбодизель – 116 л. с. К концу года будут выпускать до 40 машин ежемесячно.
Новейшая разработка бориспольцев: полунизкопольная модель среднего класса А148, на китайском шасси марки FAW. Мест – 79 (для сидения – 23). Турбодизель – 179 л. с.

На стенде, помимо моделей среднего класса А148, присутствовал и удлиненный «Эталон» на шасси TATA – туристическая модель А079.25. Такие «туристы» пользуются высоким спросом, поэтому Бориспольский автозавод и выпускает только междугородные «Эталоны» (до 125 шт. в месяц), а документация на выпуск их городских собратьев полностью передана в Чернигов.

На ЧАЗе, кстати, продолжается произво дство популярных машин особо малого класса – «Дельфин» на шасси «Газели». Сегодня их выпускают до 60 шт. в месяц.

 Мнение   

Владимир Бутко. Президент корпорации «Эталон»Владимир Бутко
Президент корпорации «Эталон»

Сегодня в Украине наблюдается изменение структуры продаж автобусов в сторону увеличения машин среднего класса и уменьшения особо малого. Не случайно БАЗ разработал и оперативно наладил выпуск машин среднего класса, на китайском шасси FAW – в первую очередь туристических, на 43 посадочных места. Именно такие модели пользуются у наших перевозчиков повышенным спросом. Пока изготавливается до 5 автобусов в месяц, а в следующем году этот показатель будет доведен до 15 – 20 единиц. В ближайшей перспективе – разработка на индийском шасси TATA автобуса с несущим кузовом. А пока БАЗ продолжает выпуск популярных «Эталонов»: до конца года изготовит их не менее 1600 штук.

Что касается Черниговского автозавода, то в августе там сдана вторая очередь с новыми кузовным и сборочным цехами общей площадью 11 тыс. кв. м. Поэтому со следующего года там будут выпускать вдвое больше автобусов – до 250 штук в месяц.

Компания «Авто-Сити» привезла китайские автобусы King Long. Мест – 39. Турбодизель Cummins или Isuzu, 250 л. с. (Евро 2).
Корпорация «АИС» показала три автобуса, в т. ч. низкопольник ПАЗ-3237. Мест – 55 (для сидения – 17). Турбодизель Сummins (150 л. с.) Евро 3. КП – «автомат» Alison.
Компания «Авто-Сити» привезла китайские автобусы King Long. Мест – 39. Турбодизель Cummins или Isuzu, 250 л. с. (Евро 2).
Корпорация «АИС» показала три автобуса, в т. ч. низкопольник ПАЗ-3237. Мест – 55 (для сидения – 17). Турбодизель Сummins (150 л. с.) Евро 3. КП – «автомат» Alison.

SOLARIS
На украинском автобусном рынке незадолго до открытия TIR'2007 появился новый игрок – СП «Солярис-Украина». Это официальный представитель польской компании Solaris Bus & Coach в Украине и других странах СНГ. Сегодня эта фирма – крупный производитель городских и международных автобусов, а также троллейбусов, которые поставляют более чем в 15 стран Европы.

В последнее время в Европе в связи с проблемами защиты окружающей среды усилился интерес к подзабытым было троллейбусам. На стенде TIR'2007 был представлен 15-метровый Solaris Trolino 15 – первый в мире троллейбус длиной 15 метров, появившийся в 2003 году. Другим экспонатом был бестселлер фирмы – 12-метровый городской низкопольник Solaris Urbino 12. Общая вместимость машины – 104 пассажира, мест для сидения – 25–35. С августа прошлого года автобусы Urbino 12 оснащаются двигателями Евро 4/Евро 5 марок Сummins (250 – 314 л. с.) или DAF (249 – 310 л. с.).

Троллейбус Solaris Trolino 15 выполнен на базе городского низкопольного автобуса Urbino 15, но оснащен асинхронным электродвигателем и системой управления, вынесенной в специальные отсеки на крыше. Машина может определенное время двигаться без контактной сети благодаря дополнительным аккумуляторам или генераторным агрегатам.

Троллейбус Solaris Trolino 15 выполнен на базе городского низкопольного автобуса Urbino 15, но оснащен асинхронным электродвигателем и системой управления, вынесенной в специальные отсеки на крыше. Машина может определенное время двигаться без контактной сети благодаря дополнительным аккумуляторам или генераторным агрегатам.

Леонид Гоголев
Фото автора

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.