X

На баррикадах Красной Пресни

Автосалон MIMS'2005






























Очередная, 9-я Московская международная автомобильная
выставка MIMS’2005 на сей раз проходила с 24 по 28 августа. Российский
автопром, атакуемый сегодня на внутреннем рынке и с Запада, и с Востока,
выдвинул на Красную Пресню, известную «боевыми революционными традициями»,
самые свежие силы – свои новейший разработки.

Нынешнее Московское
мотор-шоу разочаровало многих. В «Экспоцентре» на Красной Пресне, в отличие
от прошлых лет, напрочь отсутствовала продукция ведущих европейских, японских
и американских производителей. Они организовали альтернативную выставку
«Интеравто», намеченную на 2 – 7 сентября. Не было на этот раз и традиционной
обширной ретроэкспозиции: автомобили-ветераны тоже обрели независимое
шоу. Короче говоря, процесс отпочкования выставок, что называется, пошел…

Но если легковая экспозиция на MIMS’2005 выглядела довольно бледно, то
о грузовиках и автобусах этого никак не скажешь. Здесь положение спасали
многочисленные машины столпов российского автопрома, а также гости из
Украины и Беларуси. Кроме того, подул мощный «ветер с Востока»: на выставке
дебютировал целый ряд грузовиков и автобусов из Китая.

Три столпа автопрома

Нижегородский «ГАЗ» блеснул фейерверком новинок, щедро украшенных хорошенькими
стендистками: на каждую модель – по фотомодели.

В семействе «Валдай» появились седельный тягач, самосвал с трехсторонней
разгрузкой и длиннобазная версия с алюминиевой бортовой платформой – для
развозки легковесных грузов. «Соболь» дебютировал в виде самосвала трехсторонней
разгрузки и полноприводной машины «люкс».

«Газель» выступила в роли 10-местной междугородной «маршрутки» с багажником
и в виде открытого кабриолета для обслуживания высоких делегаций и VIP-туристов.
По многочисленным просьбам московских перевозчиков разработана и однотонная
«Газель», с односкатными задними колесами. Дело в том, что в центре Москвы
теперь запрещено движение автомобилей грузоподъемностью 1,5 т и выше.

Московский «ЗИЛ» не стал демонстрировать свои традиционные среднетоннажники,
а отдал предпочтение целому «стаду» популярных «Бычков». Среди них выделялся
грузовик, претерпевший «пластическую операцию», – ЗИЛ-5301ВЕ. Кстати,
светоблоки на нем использовали такие же, как и на «Валдае», – производства
завода светотехники из города Киржач. В результате рестайлинга увеличилось
подкапотное пространство, что позволяет устанавливать на машину не только
минский дизель ММЗ-245, но и ярославский ЯМЗ-534 мощностью 160 л. с. или
импортный Cummins в 150 л. с.

Многие посетители ожидали увидеть на стенде «ЗИЛа» китайские грузовики
FAW, собранные в Москве в рамках проекта «Восток», о котором было объявлено
еще в апреле. Но, увы, организовать сборку первых адаптированных к российским
условиям машин обещают лишь к концу года.

В Москве состоялся дебют двух «близнецов» из Ульяновска – пассажирского
UAZ 3165M Minivan и грузопассажирского UAZ 29092M Сombi. У обеих машин
база унифицирована с шасси нового внедорожника УАЗ «Патриот». Машина полноприводная,
с отключаемым передним мостом. Подвеска зависимая: передняя – пружинная,
задняя – рессорная. Похожи и кузова. Пассажирский вмещает 8 человек, а
грузопассажирский с пятью местами рассчитан на тонну полезной нагрузки.

Тяжелая артиллерия России

Сенсацией № 1 в экспозиции Камского автозавода стал полноприводный четырехосник
– КАМАЗ-6560. Внешне он похож на другие машины 8х8 из Набережных Челнов.
Но на самом деле это совершенно новый автомобиль, за исключением разве
что кабины. Грузоподъемность увеличена ни много ни мало вдвое – с 10 до
20 т. Соответственно, возникла необходимость в более прочных рамах и мостах,
подвеске, шинах и, конечно, в двигателе повышенной мощности. Автомобиль
разрабатывался для экспорта, но, несомненно, заинтересует и россиян, в
частности, военных и нефтяников.

Другой интересной новинкой стало шасси магистрального грузовика КАМАЗ-53602
(6х2) – с дополнительной подъемной осью. Модернизированная кабина имеет
пневмоподвеску в четырех точках. Кроме того, были представлены новый самосвал
КАМАЗ-65201 (8х4) грузоподъемностью 25,5 т и автовоз КАМАЗ-43085, выполненный
на базе пятитонника.

«УралАЗ» на своей скромной выставочной площади ограничился лишь машинами
нового, дорожного направления. Среди них выделялась яркая новинка – седельный
тягач «Урал-6464». В отличие от двух других автомобилей, у него капотная
компоновка. Комфортабельная кабина – с двумя спальными местами, креслами
на пневмоподвеске и большим LCD-дисплеем под потолком. Двигатели могут
устанавливаться самые разные: ЯМЗ, Renault, Caterpillar или Cummins мощностью
от 400 до 550 л. с. В конкурсе грузовиков, который проводил на выставке
журнал «КомТранс», машина получила высшую награду – Гран-при.

Еще на прошлогодней выставке компания «Яровит-Моторс» из Санкт-Петербурга
представила тяжелые самосвалы Gloros. На нынешнем автосалоне демонстрировались
уже серийные автомобили.

Помимо уже известных самосвалов 8х6 и 8х8 грузоподъемностью 34 т на
выставке дебютировала пятиосная модель 10х8 на 43 т. Это первый в СНГ
автомобиль, собранный по схеме трайдем: в отличие от четырехосников с
рессорно-балансирной подвеской, тут первые три моста имеют пневматическую
подвеску и жестко не связаны между собой. В процессе производства это
позволяет, в зависимости от заказанного типа надстройки, перемещать оси
вперед-назад и добиваться оптимальной развесовки. Средняя, двускатная
ось сделана поворотной. Если автомобиль не нагружен, центральную ось можно
поднять. На новинке применяются французские оси Axeltech. Пневмоподвеска
– по лицензии голландской фирмы Terberg. Если первые машины Yarovit оснащались
408-сильным турбодизелями Deutz, то теперь предлагается и Cummins мощностью
420 л. с.

Автобусное противостояние

Автобусостроители из Павлово-на-Оке прыгнули в непривычный для себя особо
малый класс – их новика ПАЗ-City – городская машина на 13 посадочных мест,
причем переднеприводная и трехосная. Двигатели, трансмиссия и ряд других
компонентов – от VW Transporter T5. Автобус максимально приближен к новейшим
требованиям по перевозке пассажиров – Правилам ЕЭК ООН № 107. Он имеет
низкий уровень пола и приспособлен для транспортировки инвалидных колясок.
Двигатель типа Евро 3, КПП – 6-ступенчатый «автомат».

Автобусостроители из Ликино показали принципиально важную новинку – 12-метровый
низкопольник ЛиАЗ-5292.57. Отличительная его особенность – двигатель Cummins,
работающий на газе.

Другая новинка – 15-метровый трехосник ЛиАЗ-62ХХ. Это так называемый
полунизкопольник: высота пола у средней и задней дверей – 340 мм.

Российские производители автобусов были представлены в неполном составе
– отсутствовали «Скания-Питер», «МАРЗ» из Мичуринска, «ТатСкан», Голицинский
«ГолАЗ» и др. Но свято место пусто не бывает, и посетители салона увидели
ряд неплохих, по крайней мере, на вид, автобусов из Китая. Правда, неизвестно,
как складывается у этих машин с сертификацией. Но это уже другая история…

Компания РКК «Союз» представила туристические и городские модели Golden
Dragon. Другая российская фирма, с незамысловатым названием «Китайские
автобусы», предлагала туристические 12-метровики компании Mudan Automobile
Co. И еще один «китайский доброволец» – фирма Yutong привезла в Москву
туристические, тоже 12-метровые, машины.

Братья-славяне

Минский автомобильный завод по традиции представлял на выставке только
те новинки, которые уже подготовлены к серийному производству. Яркой премьерой
автосалона стал городской автобус нового, второго поколения – МАЗ-203.
Он полностью отвечает Правилам ЕЭК ООН № 85. От машин МАЗ-103 он отличается
дизайном, новым техническим и технологическим уровнем. Автобус низкопольный:
высота пола по всей поверхности 330 мм от дороги. Ведущий мост и передний
мост – портальные. Двигатель Mercedes-Benz сответствует нормам Евро 3.
Коробка передач – автоматическая, фирмы ZF. Подвеска колес – пневматическая.
Кузов выполнен по технологии, общей для всех автобусов МАЗ второго поколения.
Стекла вклеены в каркас, профили накладок на швах отсутствуют. Лобовое
стекло – панорамного типа. Обновлены рабочее место водителя и интерьер.
В салоне установлен кондиционер.

Новый самосвальный автопоезд МАЗ-643008+9530 состоит из трехосного седельного
тягача с новой короткой кабиной и гидрооборудованием, и самосвального
полуприцепа грузоподъемностью 40 т. Двигатель ЯМЗ-7511 типа Евро 2 развивает
400 л. с.

На салоне была показана также модификация уже известного среднетоннажного
автопоезда МАЗ-437130+837300. Двигатель – Deutz в 170 л. с. (Евро 3).
Грузоподъемность автопоезда – 8,9 т. И на автомобиле, и на прицепе – жесткие
изотермические кузова «МАЗ-Купава». Интересно, что без прицепа полная
масса тягача менее 12,0 т, следовательно, по автобанам Германии он может
ездить без оплаты.

Украинский автопром был представлен в Москве двумя авторитетными брендами
– КрАЗ и «Богдан».

Из Кременчуга на MIMS’2005 прибыли своим ходом два самосвала. Один из
них – известная «рабочая лошадка» КрАЗ-65055-053 (6х4). Другой – полноприводный
КрАЗ-65033-051 (6х6) с односкатными колесами и шинами Michelin. Грузоподъемность
этой версии, по сравнению с предыдущей 6х6, увеличена – с 12 до 18 т.
Она предназначена для работы на тяжелом бездорожье, в частности, в Сибири.

Главным рынком для «КрАЗа» был и остается российский. Экспорт кременчугских
автомобилей в Россию увеличивается: в нынешнем году планируется поставить
664 автомобиля, а в 2006 году еще больше.

Успешно осваивает российский рынок и лидер украинского автобусостроения
– корпорация «Богдан». До конца текущего года в РФ будет поставлено более
140 автобусов, а в следующем году эту цифру планируют увеличить в 2,5
раза – примерно до 500 штук. В Москве были показаны два автобуса «Богдан»
семейства А092 – городской и туристический, а также новинка малого класса
«Богдан» А068. Последняя, в отличие от большинства «Богданов», базируется
не на японском шасси Isuzu, а на более компактном – южнокорейском Hyundai.
В серию машина пойдет в следующем году.

Кстати, на стенде присутствовал и 4,5-тонный грузовик Isuzu NQR 71P,
крупноузловая сборка которого развернется в Черкассах в июне 2006 года.

Леонид Гоголев
Фото Юрия Гоголева