X

Наследники Содомки

Завод Karosa









В 80-е годы в Украину ввезли немало автобусов чешского
завода Karosa, часть из которых и поныне в строю. Но вскоре после
распада соцлагеря, в 1992 году, поставки в нашу страну прекратились.
Что же происходит на предприятии сегодня, и какие модели здесь выпускают?

В чешской глубинке,
в восточной части страны, расположен городок Высоке Мыто. Говорят, когда-то
здесь за проезд по дороге брали высокие пошлины, по-чешски «мыто». Отсюда,
возможно, и это название.

В 1895 году Йозеф Содомка организовал здесь каретную мастерскую, а с
1925 года перешел на выпуск автомобильных кузовов. Первый автобус построен
в 1928 году на шасси Skoda.

День сегодняшний

С 1993 года акционерное общество Karosa входит в состав крупнейшего в
Европе объединения по производству автобусов – Irisbus, на долю которого
приходится 25% рынка Старого Света в этом сегменте.


В производственной программе предприятия – городские, междугородние
и туристические модели.


Новейший городской автобус – низкопольный Citelis, который по дизайну
и конструкции резко отличается от машин предыдущего поколения. Он выпускается
в двух исполнениях: 12-метровая «одиночка» и 18-метровая «гармошка». По
желанию заказчика машины оснащаются либо дизелем, либо двигателем, работающем
на сжиженном газе.


Из междугородных автобусов в первую очередь следует назвать высококомфортабельную
модель Axer, которая имеет длину 12 или 12,8 м. Для дальних и средних
перевозок выпускается 15-метровый Ares, обладающий значительной пассажировместимостью.
Это трехосный автобус, у которого первая и третья ось – управляемые.


Туристическая модель LC 956 E воплощает традиционные черты автобусов
Karosa. Эта экономичная и комфортабельная машина предназначена для работы
на маршрутах средней и большой протяженности.


Конечно, этим не исчерпывается вся гамма моделей, которые предлагает
предприятие. Среди них – туристические автобусы Midys, Iliade, Evadys,
междугородный C 954E, школьный Recreo и другие.

Курс на экспорт

Предприятие Karosa выпускает порядка 2 тыс. автобусов в год. Однако дело
не только в количестве. Все машины отличаются высоким, действительно европейским
качеством. Они полностью отвечают международным стандартам ISO 9001-2000,
обеспечивают высокий уровень комфорта и безопасности и характеризуются
надежностью и экономичностью в эксплуатации. С октября 2006 года предприятие
полностью переходит на выпуск машин с двигателями Евро 4. Уже изготовлена
первая партия (30 штук).


«Ярким свидетельством высокого качества наших автобусов, – говорит Рудольф
Черны, генеральный директор компании Karosa a.s., – является то, что львиная
доля продукции поставляется в Западную Европу. А там есть очень требовательные
клиенты, например, Бундесвер или Министерство образования Франции (мы
поставили ему почти 4 тыс. школьных автобусов Recreo).


Но наши машины поступают не только в Европу, они трудятся и за Полярным
кругом, в Исландии, и в жарких странах, скажем, в экзотической Гваделупе.
Немало автобусов Karosa продаем и в Россию, где они работают в суровых
условиях Сибири. Сюда мы поставляем их в специальной версии «Север».


Для начала в Сибирь направили несколько пробных машин, а затем, с учетом
опыта их длительной эксплуатации, стали дорабатывать. В этом помогли и
сами потребители, с которыми завод поддерживал обратную связь. В частности,
по их предложению реконструировали отверстия для воздуха в моторном отсеке,
и теперь туда не попадают дождевая вода и снег. По их же просьбе пластмассовую
заднюю панель кузова стали делать не цельной, а из двух частей – верхней
и нижней. Как известно, при столкновениях чаще страдает нижняя часть.
Сделав ее раздельной, завод упростил и удешевил процедуру ремонта.

Дела украинские

Итак, экспорт автобусов Karosa в Россию осуществляется успешно. А что
же Украина? Почему она не следует примеру северного соседа?


Нужно сказать, что автобусы Karosa, поставленные в Украину в 80-е гг.,
зарекомендовали себя неплохо. Многие из них и сегодня, спустя два десятилетия,
продолжают добросовестно выполнять свою работу. Правда, не так давно в
одном из украинских СМИ промелькнула информация: 14 октября на трассе
Харьков-Донецк сгорел автобус Karosa, выполнявший частный рейс, не обошлось
без человеческих жертв… По предварительной информации, причиной пожара
стало короткое замыкание электропроводки.


Нужно сказать, что автобусы Karosa, выпущенные в 80-е годы, соответствовали
принятым в то время требованиям безопасности, в том числе и противопожарной.
Но одно дело новая машина, а другое – прослужившая два десятка лет. Такая
особенно нуждается в грамотной эксплуатации, качественном и своевременном
техническом обслуживания. А эти требования многие украинские частные перевозчики
выполняют, увы, далеко не всегда… И тут уж трудно что-либо гарантировать…


Как это ни печально, возгорания автобусов время от времени имеют место.
Не так давно во Франции опубликовали статистику подобных инцидентов. В
списке фигурировали многие именитые фирмы, но не было ни одного автобуса,
выпущенного заводом Karosa.


«Нужно сказать, что автобусы, которые производятся на заводе Karosa
в настоящее время, намного превосходят своих предшественников по уровню
противопожарной безопасности, – рассказывает конструктор Петр Стритецкий.
– В частности, если говорить об электропроводке, то теперь применяются
совсем другие по конструкции разъемы: герметичные, водонепроницаемые,
подобные тем, что используются в военной технике. Для защиты кабельных
жгутов служат специальные гибкие трубки – своего рода шланги. Для теплозащиты
проводов в местах усиленного нагрева, например, возле ретардера, используется
специальная серебристая клеящаяся лента. Для защиты от короткого замыкания
все реле сосредоточены в одном месте. Применяются плоские, «ножевые» предохранители,
которые обеспечивают лучший контакт и, что немаловажно, при такой конструкции
невозможно сделать «жучка».


Все приборы электрооборудования прошли омологацию на взаимопривязанность,
что исключает их перегрузки. И, наконец, в качестве опции на автобусе
может быть установлена система предупреждения о пожаре в моторном отсеке
– там имеются специальные температурные датчики».


Вернемся, однако, к делам украинским. Потребность рынка в туристических
и городских автобусах, несомненно, имеется. В мае прошлого года на Киевском
автосалоне SIA автобус Karosa Axer вызвал немалый интерес посетителей.
«Мы открыты для украинского рынка и считаем его перспективным, – говорит
генеральный директор Рудольф Черный. – В этом году мы тоже примем участие
в SIA. А дальше – слово за потребителем».

 Наша
справка

Автобусостроительное предприятие Karosa
a.s., расположенное в г. Высоке Мыто, насчитывает сегодня
1600 сотрудников. Годовой товарооборот составляет 220 млн.
евро. В 2005 году выпущено 1883 автобуса, из которых на экспорт
ушло 75%. В Западную Европу (Италия, Франция, Германия) было
поставлено 1199 машин, в Чехию – 311, в Словакию – 144, в
СНГ – 65, в прочие страны – 84. План поставок на нынешний
год – 2007 машин.

Леонид Гоголев
Фото автора и Karosa


Киев – Высоке Мыто – Киев