X

Осень свободы

60 лет освобождения Украины




28 октября страна отмечала большой праздник – 60-летие
освобождения Украины от фашистских захватчиков. К этой дате был приурочен
военный парад, прошедший на Крещатике.

По главной улице столицы
торжественно пронесли знамена фронтов и частей, принимавших участие в
событиях тех дней.

В июлеавгусте 1944 года войска 1-го Украинского фронта
нанесли сокрушительное поражение группе армий «Северная Украина», освободили
Львов и западные области Украины. В августесентябре войска 2-го и 3-го
Украинских фронтов двумя мощными сходящимися ударами на ясскобухарестском
направлении окружили основные силы группы армий «Южная Украина» и ликвидировали
ее. А в конце октября 1944 года войска 4-го Украинского фронта во взаимодействии
со 2-м Украинским фронтом преодолели Карпаты и освободили Закарпатье.
Таким образом вся украинская земля была очищена от фашистских оккупантов.

На параде, прошедшем 28 октября, большой интерес вызвали
образцы военной техники тех лет. Танк Т-34-85 шел впереди, за ним – армейские
автомобили.

Самыми массовыми в наших войсках тогда были «полуторки»,
т. е. машины грузоподъемностью полторы тонны. Грузовик ГАЗАА выпускался
с 1932 года и оснащался бензиновой «четверкой» мощностью 42 л. с. С 1938
года параллельно производили и 50-сильную версию – ГАЗ-ММ. Машины развивали
скорость до 70 км/ч. В Красной армии к началу войны насчитывалось 150
тыс. «полуторок».

Другим популярным грузовиком в те годы была «трехтонка»
– ЗИС-5. На 22 июня 1941 года в войсках насчитывалось 104 тысячи этих
машин. Они выпускались с 1933 года и оборудовались бензиновым 6цилиндровым
мотором мощностью 73 л. с. Максимальная скорость ЗИС-5 достигала 60 км/ч.

В годы Великой Отечественной в конструкцию «полуторок»
и «трехтонок» были внесены суровые поправки военного времени. Вместо штампованных
крыльев сложной конфигурации ставили сварные, простой Гобразной формы.
Тормоза были только на задних колесах, у кузова открывался лишь задний
борт и т. д. Кабины также были упрощенными – деревянными, с крышей, обтянутой
брезентом (ГАЗ-ММ) или дерматином (ЗИС-5). А на «полуторках» в 1942-43
годах кабина вообще была полуоткрытой, с брезентовыми пологами вместо
дверей. Все это позволяло ускорить производство машин и сэкономить дефицитный
металл.

На параде были показаны и автомобили, которые поставлялись
в Красную армию союзниками по антигитлеровской коалиции – Willys MB и
Dodge WC-51. Willys MB и однотипных Ford GPW в годы войны было завезено
около 50 тыс. Мотор мощностью 60 л. с. позволял развивать скорость до
105 км/ч. Автомобиль Dodge «три четверти», т. е. грузоподъемностью три
четверти тонны, оснащался 92-сильной «шестеркой». Максимальная скорость
машины составляла 83 км/ч.

На 1 января 1944 года в советских войсках насчитывалось 496 тыс. автомобилей,
и очень многие из них участвовали в освобождении Украины.

Леонид Гоголев
Фото Сергея Кузьмича и из архива автора