От конки до гибрида

Стокгольмский музей

0

Не в пример другим музеям шведской столицы, Стокгольмский
музей транспорта находится не в центре города, а на окраине, но зато в
помещении бывшей мастерской по ремонту автобусов.

История городского транспорта Стокгольма восходит к небольшим конным омнибусам, запряженным парой лошадей. Они начали развозить пассажиров в 1835 году. Один такой экипаж, правда, построенный позже, в 1891 году, имеется в экспозиции музея (на фото)

В его экспозиции представлены свыше 60 образцов подвижного
состава: конных экипажей, трамваев, вагонов метро и, конечно, автобусов.В
силу своего расположения музей не ломится от туристов. Зато жители Стокгольма
охотно приходят в уютные, со вкусом оформленные залы, часто целыми семьями,
с многочисленными ребятишками. Для детей здесь имеется кафе, где можно и
поиграть и порисовать, а особо любознательным не возбраняется забираться в
трамваи и автобусы.

Bussing Prefect 13D (1967 г.). 277 таких автобусов были закуплены в 1967 году в связи с переходом Швеции на правостороннее движение. Мест – 74 (сид. – 37). Мотор – диз., 130 л. с.

Bussing Prefect 13D (1967 г.). 277 таких автобусов
были закуплены в 1967 году в связи с переходом Швеции на правостороннее
движение. Мест – 74 (сид. – 37). Мотор – диз., 130 л. с.

Первые шаги

История городского транспорта Стокгольма восходит
к небольшим конным омнибусам, запряженным парой лошадей. Они начали развозить
пассажиров в 1835 году. Один такой экипаж, правда, построенный позже,
в 1891 году, имеется в экспозиции музея (см. фото в заголовке). В 1877 году,
в шведской столице появились конки, передвигавшиеся по рельсам. Катить
их было легче, и при этом, как правило, обходились одной лошадью.

Одна из первых конок в Стокгольме, построенная в 1877 году. Запрягалась одной лошадью и перевозила 22 пассажира.
Так выглядел ветеран Scania-Vabis 8406 (1928 г.). Кузов – AB Arvika Vagnfabrik. Мест – 40 (сид. – 24). Мотор – бенз., 75 л. с.
Одна из первых конок в Стокгольме,
построенная в 1877 году. Запрягалась одной лошадью и перевозила 22
пассажира.
Так выглядел ветеран Scania-Vabis
8406 (1928 г.). Кузов – AB Arvika Vagnfabrik. Мест – 40 (сид. – 24).
Мотор – бенз., 75 л. с.
Volvo (1967 г.). Кузов – SKV. Мест – 74 (сид. – 47). Мотор – турбодиз., 100 л. с.
Scania-Vabis СF7661 (1966 г.). Мест – 75 (сид. – 30). Мотор – диз. 190 л. с. На автобусах серии CF фирма впервые применила несущий каркас кузова и заднюю пневмоподвеску.
Volvo (1967 г.). Кузов – SKV.
Мест – 74 (сид. – 47). Мотор – турбодиз., 100 л. с.
Scania-Vabis СF7661 (1966
г.). Мест – 75 (сид. – 30). Мотор – диз. 190 л. с. На автобусах серии
CF фирма впервые применила несущий каркас кузова и заднюю пневмоподвеску.

Первый автобус с двигателем внутреннего сгорания привезли в Стокгольм еще
в 1899 году. Это была одна из ранних конструкций Даймлера, с большими тележными
колесами на железных шинах. Однако на маршруте она проработала всего… 8 дней.
Публика отказывалась ездить из-за грохота и тряски при движении по булыжным
мостовым города.


В дальнейшем главным транспортом Стокгольма стали трамваи. Городские власти
покровительствовали им и не допускали на улицы автоконкурентов. Чтобы лед
тронулся, понадобилось два с лишним десятилетия. Первую автобусную лицензию
на работу в городе власти выдали перевозчику Х. фон Кремеру в сентябре 1922
года. Пассажиропоток нарастал, как снежный ком, и в 1928 году автобусы перевезли
в общей сложности 17 млн. человек.

Автобус Panter Cub (1967 г.) – представитель семейства «больших кошек» от фирмы Leyland, куда входили также модели Leopard, Tiger и Royal Tiger. Мест – 84 (сид. – 39). Мотор – диз., 160 л. с.
Автобус Panter Cub (1967 г.) – представитель семейства «больших кошек» от фирмы Leyland, куда входили также модели Leopard, Tiger и Royal Tiger. Мест – 84 (сид. – 39). Мотор – диз., 160 л. с.
Автобус Panter Cub (1967 г.)
– представитель семейства «больших кошек» от фирмы Leyland, куда входили
также модели Leopard, Tiger и Royal Tiger. Мест – 84 (сид. – 39).
Мотор – диз., 160 л. с.

Открыв стеклянные двери музея, сразу попадаешь в небольшой вестибюль, добрую
половину которого занимает автобус Scania-Vabis, выпущенный в том же 1928
году. Правда, при близком осмотре оказывается, что это лишь искусно сделанный
макет. Оригинал машины несколько лет назад передали в дар заводскому музею
Scania. Эта машина исправно работала на городском маршруте №54 и никогда не
была скороходом: вплоть до 1931 года для автобусов в Стокгольме существовал
лимит скорости в 20 км/ч.

Scania-Vabis 8422 (1938 г.) по прозвищу «бульдог» – первый автобус фирмы с «родным» дизелем. Кузов – SKV (Svenska KarosseriVerkstaderna). Мест – 60. Мотор – диз., 120 л. с.
Scania-Vabis 8422 (1938 г.) по прозвищу «бульдог» – первый автобус фирмы с «родным» дизелем. Кузов – SKV (Svenska KarosseriVerkstaderna). Мест – 60. Мотор – диз., 120 л. с.
Scania-Vabis 8422 (1938 г.)
по прозвищу «бульдог» – первый автобус фирмы с «родным» дизелем. Кузов
– SKV (Svenska KarosseriVerkstaderna). Мест – 60. Мотор – диз., 120
л. с.

Ветер перемен

К концу 20-х гг. встал вопрос о повышении вместимости общественного транспорта.
С 1929 по 1935 год все автобусы Стокгольма были заменены более емкими машинами – вагонной компоновки, прозванные бульдогами. В одном
из залов музея можно увидеть классический «бульдог» – Scania-Vabis модель
8422, которая выпускалась в 1936 – 1944 гг. Интересно, что машина оснащена
первым дизелем, который Scania создала самостоятельно – предкамерным мотором
в 120 л. с. Раньше, с 1932 года, она выпускала по лицензии двигатели Hesselman,
работавшие на тяжелом топливе, но запускавшиеся на бензине.

Volvo B58-60T (1967 г.). Кузов – Hagghund & Soner. Мест – 82 (сид. – 50). Мотор – турбодиз., 210 л. с. Шведские транспортные компании охотно приглашали женщин-водителей.
Volvo B58-60T (1967 г.). Кузов – Hagghund & Soner. Мест – 82 (сид. – 50). Мотор – турбодиз., 210 л. с. Шведские транспортные компании охотно приглашали женщин-водителей.
Volvo B58-60T (1967 г.). Кузов
– Hagghund & Soner. Мест – 82 (сид. – 50). Мотор – турбодиз.,
210 л. с. Шведские транспортные компании охотно приглашали женщин-водителей.

После окончания Второй Мировой войны резко увеличился приток населения в
Стокгольм. Соответственно, росло и количество автобусов. В 1967 году различные
транспортные компании города объединились в одну –
SL (Storstockholms Lokaltrafic). На улицах стали появляться автобусы, передняя
панель которых была украшена этими буквами, словно фирменной эмблемой.

Грузовой прицеп Hagghund & Soner (1970 г.) на 1180 кг – для пригородных автобусов.
Сочлененный 18-метровый Volvo (1980 г.). Кузов – Saffle Karosserie AB. Мест – 119 (сид. – 69). Такие еще работают в Украине!
Грузовой прицеп Hagghund & Soner
(1970 г.) на 1180 кг – для пригородных автобусов.
Сочлененный 18-метровый Volvo
(1980 г.). Кузов – Saffle Karosserie AB. Мест – 119 (сид. – 69). Такие
еще работают в Украине!

1967 год примечателен еще в одном отношении. С 3 сентября в Швеции ввели
правостороннее движение вместо левостороннего. В этот же день на улицы выехало
большое количество автобусов с левым расположением руля, специально закупленных
у фирм Bussing, Leyland и др. Эти машины тоже экспонируются в музее.


Увидев представленные в залах автобусы 80-х гг. прошлого века, хочется воскликнуть: «Ба, знакомые все лица!». В
Швеции эти машины стоят в музеях, а у нас в Украине все еще работают на маршрутах,
в том числе в столице.

Микроавтобус Peugeot J5 (1981 г.) – предок известного у нас турецкого Karsan. Груз. – 1,0 т. Мотор – диз., 75 л. с.
Шаг в будущее – опытный гибридный автобус на шасси Scania. Kузов – Scania-Bussar. Мест – 57 (сид. – 38).
Микроавтобус Peugeot J5 (1981
г.) – предок известного у нас турецкого Karsan. Груз. – 1,0 т. Мотор
– диз., 75 л. с.
Шаг в будущее – опытный гибридный
автобус на шасси Scania. Kузов – Scania-Bussar. Мест – 57 (сид. –
38).

В 1998 году в Швеции приняли большую программу создания экологически
чистых автобусов. И экспозицию завершает один из них. Шасси и кузов этой гибридной
машины изготовлены в Дании, на автобусном заводе Scania-Bussar в г. Силькеборг.
Бензиновый двигатель SAAB в 75 л. с. привести в движение большой автобус не
может. Но задействует генератор, питающий два тяговых электродвигателя по
75 кВт и батареи.Так что экспонаты музея иллюстрируют не только прошлое, но
и будущее автобусного транспорта.


Юрий Гоголев
Фото автора

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.