Раритеты Ковент Гарден

0

Одна из достопримечательностей британской столицы – Лондонский музей транспорта. Его коллекция, охватывающая несколько столетий истории, поистине уникальна.

Одна из достопримечательностей британской столицы – Лондонский музей транспорта. Его коллекция, охватывающая несколько столетий истории, поистине уникальна.

Музей расположен в центре Лондона, рядом с площадью Ковент Гарден, в старом тесном здании, где раньше был цветочный рынок. Те, кто посещал его этак лет десять назад, помнят, как буквально один на другом там располагались отнюдь не миниатюрные экспонаты. Многие из них даже нельзя было толком рассмотреть. Нынче же часть экспонатов убрали в запасник – Museum Depot, а остальные – самые интересные – составляют эстетически завершенную композицию. Из всех экспонатов, представленных в музее (а здесь есть и трамваи, и вагоны метро, и паровозы), остановимся на автобусах и их предках.

Лондонский музей транспорта Крытые носилки – портшез (изготовлен в 1780 году) можно было нанять в центре Лондона для доставки пассажиров на небольшие расстояния.
 

Крытые носилки – портшез (изготовлен в 1780 году) можно было нанять в центре Лондона для доставки пассажиров на небольшие расстояния.

Омнибус, построенный каретным мастером Джимом Шиллибером в 1829 году, – прямой предок современных автобусов.

Омнибус, построенный каретным мастером Джимом Шиллибером в 1829 году, – прямой предок современных автобусов.

Конный трамвай Стифенсона (1882 г.) был двухэтажным и вмещал 22 пассажира.

Знаменитый «даблдеккер» Routemaster конца 50-х – визитная карточка Лондона. На фото слева – его наследник Daimler Fleetline, DMS-type (1970 г.), уже с вагонной компоновкой и двигателем сзади. Знаменитый «даблдеккер» Routemaster конца 50-х – визитная карточка Лондона. На фото слева – его наследник Daimler Fleetline, DMS-type (1970 г.), уже с вагонной компоновкой и двигателем сзади.

Знаменитый «даблдеккер» Routemaster конца 50-х – визитная карточка Лондона. На фото слева – его наследник Daimler Fleetline, DMS-type (1970 г.), уже с вагонной компоновкой и двигателем сзади.

Предки далекие и близкие

Пожалуй, самым древним и наиболее экзотическим предком современных пассажирских транспортных средств являются крытые носилки. Они больше известны у нас под французским названием портшез, но в Англии их называют Sedan Chair. Впервые они появились в Англии в XVII веке, но этот бесколесный транспорт можно было нанять в центре Лондона и в самом начале XIX века – для передвижения на небольшие расстояния. Одни такие носилки, изготовленные примерно в 1780 году, можно увидеть в музее.

В XVII веке широкое распространение получили многоместные конные экипажи – омнибусы. Слово omnibus в переводе с латыни обозначает «для всех», «всеобщий». И действительно, это было довольно демократичное средство общественного транспорта. Его и можно считать одним из предков современного автобуса. Кстати, в Германии термином Omnibus и сегодня называют все без исключения автобусы.

В Лондонском музее демонстрируется великолепный экземпляр – омнибус, построенный каретным мастером Джимом Шиллибером в 1829 году. Два таких экипажа успешно работали на улицах Лондона.

Еще одним предком современного трамвая, да, пожалуй, и автобуса является конка – пассажирский вагон, который передвигается по рельсам в лошадиной упряжке. В экспозиции можно увидеть так называемый конный трамвай (horse tram), причем двухэтажный, построенный мастером Стефенсоном в 1882 году.

Жемчужина коллекции

В начале прошлого века фирма London General Omnibus Company (сокращенно – LGOC) осуществляла автобусные перевозки по британской столице. С 1907 года она стала выпускать для этой цели и свои собственные автобусы. Самым популярным из них стал Type B, появившийся в 1911 году. Шасси для этой модeли позаимствовали у известного английского производителя коммерческих автомобилей – фирмы AEC (Associated Equipment Company).
Деревянный кузов изготавливала фирма Blington Coachworks. Он был двухэтажный, причем верхний этаж – империал – открытый. В нижнем салоне имелись мягкие диваны, установленные боком к движению. А на «верхней палубе» монтировались жесткие двухместные скамейки, развернутые лицом к движению.

Самый старый автобус лондонской коллекции – популярный в свое время «даблдеккер» LGOC Type B, выпущенный в 1911 году. Сиденья «верхней палубы» комплектовались брезентовыми накидками для защиты пассажиров от дождя и ветра. Самый старый автобус лондонской коллекции – популярный в свое время «даблдеккер» LGOC Type B, выпущенный в 1911 году. Сиденья «верхней палубы» комплектовались брезентовыми накидками для защиты пассажиров от дождя и ветра.

Самый старый автобус лондонской коллекции – популярный в свое время «даблдеккер» LGOC Type B, выпущенный в 1911 году. Сиденья «верхней палубы» комплектовались брезентовыми накидками для защиты пассажиров от дождя и ветра.

Дети 30-х годов

Пожалуй, один из самых оригинальных экспонатов музея – автобус Сriswick Works TF Type, выпущенный в 1939 году. Машина примечательна в двух отношениях.

Во-первых, это пионер английских автобусов с двигателем, размещенным под полом. Здесь установлен 8,6-литровый дизель фирмы Leyland, дружно работающий в паре с продуктом ее конкурента – 4-ступенчатой КП от компании AEC. Интересно, что данная коробка снабжена пневмоусилителем, облегчающим переключение.

Во-вторых, автобус отличается оригинальным кузовом, изготовленным ателье Сriswick Works, которое работало на известного перевозчика – компанию London Transport. Этот кузов получил аэродинамическую по понятием тех лет форму, хотя и сохранил характерную для многих английских автобусов кабину водителя, расположенную рядом с капотом.

Бок о бок с автобусом разместился одногодок – троллейбус фирмы Leyland. В начале 30-х гг. этот вид транспорта стал широко распространенным в Англии и успешно конкурировал с автобусами. Дело в том, что на Британских островах не имелось своей нефти, а привозной бензин стоил дорого. Зато в избытке был каменный уголь, на котором работали многочисленные электростанции, вырабатывая дешевую энергию.

Представленный в музее двухэтажный троллейбус Leyland внешне подобен бескапотному городскому автобусу. На первом его этаже имеется 30 посадочных мест, на втором – 40.
И еще об одном средстве общественного транспорта – такси. В 20-е гг. наемные конные кэбы исчезли с лондонских улиц. Их место заняли таксомоторы, которые, впрочем, по-прежнему называли кэбами. В 1939 году в Лондоне работало уже более 8 тыс. таких машин. Одна из них, выпущенная фирмой Austin в 1937 году, представлена в музее. Это low loading taxi cab – дословно «наемный кэб с низкой погрузочной высотой». Дело в том, что рядом с креслом водителя пассажирское кресло отсутствовало – и таким образом имелась удобная площадка для размещения поклажи.

Традиция создания специализированных автомобилей-такси, предоставляющих максимальные удобства для пассажиров, нашла продолжение – вплоть до современных английских кэбов – Сarbodies, у которых высокая крыша и достаточно места для багажа.

У такси  Austin (1937 г. в.) рядом с креслом водителя – удобная для погрузки площадка для багажа. Трехосный троллейбус Leyland (1939 г.) выглядел как двухэтажный автобус, но имел на крыше штанги-токоприемники.

У такси Austin (1937 г. в.) рядом с креслом водителя – удобная для погрузки площадка для багажа.

Трехосный троллейбус Leyland (1939 г.) выглядел как двухэтажный автобус, но имел на крыше штанги-токоприемники.

Первый английский автобус с двигателем под полом – Сriswick Works TF Type, выпущенный в 1939 году, отличался оригинальным дизайном и боковой сдвижной дверью.

Первый английский автобус с двигателем под полом – Сriswick Works TF Type, выпущенный в 1939 году, отличался оригинальным дизайном и боковой сдвижной дверью.

Символ Лондона

Таковым по праву считается легендарный «двухэтажник» – «даблдеккер» Routemaster, что дословно обозначает «хозяин дороги». Прототип машины был построен в 1954 году, а два года спустя началось ее серийное производство.

Routemaster в отличие от предшественника – автобуса KT (1947–1954 г. в.) имел не рамное шасси, а несущий кузов каркасного типа. Последний был изготовлен известным английским кузовным кутюрье – фирмой Park Royal. А шасси использовали от автобуса AEC Regent V.
С 1959 года этими автобусами в Лондоне начали заменять трехосные троллейбусы, так как они были экономичнее, легче и, что немаловажно для города – компактнее. Длина машины составляла всего 7,3 м, а позже была незначительно увеличена – на 10,2 см. Такой автобус вмещал 64 пассажира. В 1961 году машину удлинили до 9,0 м, и вместимость возросла до 72 человек.

До 1968 года было изготовлено 2875 автобусов Routemaster. Официально их сняли с маршрутов только в 2005 году, но еще и сегодня немало этих машин курсирует по Лондону в качестве экскурсионных, передвижных кафе и т. п., радуя многочисленных туристов.
Интересно, что в конце 90-х гг. один Routemaster – с заводским номером 2192 – каким-то чудом попал в Киев. Переоборудованная в передвижное кафе, эта привлекающее внимание машина сегодня используется как концертная касса.

Старейший в мире

Самая первая в мире линия метрополитена была открыта в британской столице в 1890 году. Поезда тогдашней подземки сильно отличались от нынешних. В Лондонском музее транспорта можно увидеть небольшой электровоз фирмы Mather & Platt Engineers, который тянул за собой пару тесноватых вагончиков с низкой полукруглой крышей и жесткими деревянными скамьями. Правда, они были установлены боком к движению, как и в современных вагонах киевского метро.

Самая первая в мире линия метрополитена была открыта в британской столице в 1890 году. Самая первая в мире линия метрополитена была открыта в британской столице в 1890 году.

Леонид Гоголев
Фото Юрия Гоголева

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.