X

«Разумные» омнибусы

Автобусы на 60.IAA Nutzfahrzeuge






















Что может быть краше десятков многометровых машин из
металла, стекла и пластика, сверкающих в лучах разноцветных софитов?
Эту впечатляющую воображение картину можно было увидеть на недавно
прошедшем Ганноверском автосалоне, который был богат автобусными премьерами.

Начнем с одного из крупнейших
в Европе автобусных отделений – Neoman, представляющего продукцию таких
известных марок, как Neoplan и MAN.

На стенде царил настоящий праздник: титул «Bus of the
Year’2005» получил новый низкопольный автобус MAN Lion’s City. В машине
использована новая электрическая система TEPS (Twin Electric Platform
System), хорошо показавшая себя на грузовиках MAN TGA. Благодаря мультиплексной
проводке CANBus она позволяет упростить диагностику различных систем и
сделать более надежной связь между электроникой шасси и кузова. Система
TEPS в скором времени появится на всех моделях Neoman.

Мировой премьерой стала модель MAN для региональных перевозок
– Lion’s Regio. Она унифицирована с другим дебютантом – моделью Neoplan
N 3516 Trendliner. Обе машины предлагаются в двух и трехосном вариантах
(49 – 63 места для сидения) и оснащаются горизонтальными моторами MAN
D2866 (Евро 3) мощностью 310, 360 или 410 л. с.

Настоящей сенсацией стал показ нового флагмана марки
Neoplan – модели Starliner следующего поколения (фото в заголовке). Трехосная
13,9метровая машина относится к премиумклассу. Внешность автобуса – это
нечто: пересекающиеся грани, большая площадь остекления, наклонные стойки
крыши… В автобусе N 5218 SHD столько новаций, что он заслуживает отдельной
статьи. Мотор – MAN (480 или 530 л. с.). В стандартное оборудование входят
система курсовой устойчивости ESP, система слежения за дорожной разметкой
LGS, адаптивный круизконтроль ACC и система ограничения максимальной скорости
и скорости на спусках MSC. Жесткость амортизаторов контролируется электроникой.

Впечатляла и экспозиция другого автобусного гиганта –
объединения EvoBus, сплотившего такие именитые компании, как MercedesBenz
и Setra. Правда, стенды у каждой из фирм были свои.

Mercedes блеснул юбилейным лайнером Tourismo с порядковым
номером 10000 на борту. Автобус 2005го модельного года получил новую заднюю
подвеску колес и иную механическую 6ступенчатую КПП с прямой высшей передачей,
что благоприятно отразилось на экономичности. Флагман марки Travego M
предстал с пакетом оборудования Safety Travego. Он включает в себя cистемы
поддержки безопасного расстояния до впереди идущего автомобиля ART и слежения
за дорожной разметкой SPA. Кроме того, имеется система, сочетающая круизконтроль
с моторным тормозом, – DBL, которая обеспечивает более эффективное замедление
на затяжных спусках.

На стенде Setra были представлены десять машин, условно
названные по планетам Солнечной системы: Pluto, Neptune, Saturn, Jupiter,
Mars, Venus, Mercury, Moon и Earth. Настоящий «парад планет»! Мировой
премьерой стала «Земля» (Earth) – Setra S 415 GT. Это самая компактная
модель из семейства лайнеров СomfortClass 400, дебютировавшего осенью
прошлого года на автосалоне в Кортрейке. В отличие от «собрата», получившего
дополнительный индекс HD, новинка не является высокопалубной: ее высота
3,35 м против 3,62 м. Благодаря тому, что длина автобуса на 200 мм больше,
чем конкурентов, которые «не перешагивают» 12метровую отметку, салон стал
просторнее.

Под знаменами объединения VDL Group, штабквартира которого
находится в Эйндховене (Голландия), выступают такие известные фирмы, как
Berkhof, Bova, Jonckhere и Kusters.

В Ганновере можно было увидеть городской «низкопольник»
Berkhof Ambassador 200, выпуск которого начался только в этом году. Машина
соответствует требованиям новейшей директивы ЕС 2001/85, регулирующей
технические параметры автобусов в сфере удобства и безопасности перевозки
пассажиров. Она, в частности, определяет интервал между креслами, их высоту,
ширину дверей и высоту подножек, число поручней и даже их окраску, а также
угол наклона пола, места для огнетушителей и наличие оборудования для
перевозки инвалидных колясок. Согласно данному документу крен кузова на
ходу не должен превышать 28 градусов, а жесткость кузова при опрокидывании
соответствовать стандартам R66. Нидерланды и Швеция уже ратифицировали
данную директиву, Германия собирается это сделать в 2005 году, а остальные
страны ЕС – в ближайшие несколько лет.

На стенде VDL был представлен первый двухэтажный автобус
фирмы Bova – модель Axial DD 138430XE. В том, что новинку назвали Axial,
как и автобусы фирмы Berkhof, нет ничего странного: это первый совместный
проект компаний VDL Berkhof, VDL Bova и непосредственно VDL Bus International.
Двухпалубный кузов частично позаимствовали у «настоящего» Axial 100 DD,
видоизменив носовую часть в стиле моделей Bova. Шасси SBR 4000+XF изготовила
фирма VDL Bus International.

Бельгийская фирма Van Hool представила мировую премьеру
– низкопольную 9,9метровую модель класса «миди» A309. Новинки были и среди
туристических моделей. Так, двухэтажный лайнер TD927 Astromega был представлен
в 14,1метровом исполнении. Автобус рассчитан на перевозку 83 пассажиров,
оснащается мотором DAF (480 л. с.), имеет мультиплексную проводку и соответствует
директиве EС 2001/85.

Продукция испанской фирмы Irizar демонстрировалась одновременно
на двух стендах: на собственном, в автобусном павильоне, и на стенде компании
Scania, с которой она тесно сотрудничает. В обеих экспозициях была представлена
мировая премьера – новая туристическая модель Сentury. О популярности
этой модели свидетельствуют цифры: с 1991 года выпущено свыше 15 тыс.
машин, которые были поставлены в 65 стран мира.

Новый автобус получил «улыбающееся лицо» с дугообразными
линиями в духе старшего брата – модели PB. Тема полукруга доминирует и
в дизайне кормы. Улучшенная аэродинамика способствует снижению расхода
топлива. Пассажиры и водители оценят преимущества более широкого прохода
за передней дверью, а также более мощной климатической установки. Рабочее
место водителя несколько изменилось, в салоне использованы материалы в
новой цветовой гамме, появились иные багажные полки.

На автосалоне убедительно выступила и молодая польская
компания Solaris Bus & Coach Limited, образованная в 1999 году на
базе предприятия Neoplan Poland Ltd. На стенде были представлены три мировые
премьеры. Одна их них – городской низкопольник Urtbino III, пришедший
на смену дебютировавшему два года назад здесь же Urbino номер «два». У
машины новый дизайн экстерьера, лобовое стекло для лучшей обзорности получило
ступенчатую нижнюю кромку в правой части. Каркас кузова изготовлен из
нержавеющей стали, нижние боковые панели – алюминиевые, а носовая и кормовая
части выполнены из сверхпрочного стеклопластика GRP (Glass Reinforced
Plastic).

Вторым дебютантом стал низкопольник Urbino Low Entry.
Благодаря тому, что мотор расположен в задней части под полом, количество
сидячих мест удалось увеличить до 42 – при той же длине машины 12 м. Третьей,
самой эффектной премьерой был трехосный лайнер Vacanza 13 длиной 13 м
(двухосный вариант Vacanza 12 был презентован еще в мае 2001 года). У
машины оригинальная внешность с асимметричным дизайном.

Компания Volvo Bus Сorporation представила флагман марки
– трехосный туристический лайнер 9900 в юбилейном исполнении. В этом году
фирма отмечает 10летие тесного сотрудничества с немецким кузовным ателье
Drogmoller. В автобусе видоизменено рабочее место водителя, в комплектацию
машины входят система ESP, аудиовидеосистема Volvo Sound & Vision
и спутниковая навигация. В основу автобуса легла платформа TX с 420сильным
мотором и автоматизированной коробкой передач IShift. Мест в салоне –
49+1.

Другая представленная туристическая модель – 9700 – получила
новый интерьер, стандартно оснащается передним противоподкатным брусом
FIP (Front Impact Protection), системой курсовой устойчивости ESP с дополнительной
функцией Hill Start Aid, упреждающей откат при трогании на подъеме, а
за доплату – еще и адаптивным круизконтролем ACC.

Volvo Bus Сorporation совместно с пятью ведущими автобусопроизводителями
(EvoBus, Irisbus, Neoman, Scania и VDL Bus) готовят внедрение единой сервисной
системы c использованием мультиплексной проводки. С помощью спутника она
позволяет быстро связаться с СТО или спасательными службами, проложить
нужный маршрут и обменяться сообщениями между водителем и оператором.
В компании Volvo система называется Dynafleet Online и уже хорошо себя
зарекомендовала на грузовиках марки.

Volvo Bus работает и над созданием моторов, которые
будут соответствовать экологическим нормам Евро 4 и Евро 5. В апреле 2003
года 27 автобусов в порядке эксперимента были оборудованы двигателями
с так называемыми селективными катализаторами SCR, в которых используется
аммиачный заменитель AdBlue («КА» № 2’2004), а сегодня их число уже достигло
75. Планируется, что к концу года такие автобусы, оснащенные 340сильным
турбодизелем B12 BLE, пойдут в серийное производство.

Ганноверский автосалон показал, что автобусостроение
развивается очень быстро. Ведущие фирмы активно работают над повышением
комфорта и безопасности, созданием «сверхчистых» двигателей. В автобусах
все больше используется электроника – они становятся действительно «разумными».

Юрий Гоголев
Фото автора и фирмпроизводителей

Киев – Ганновер – Киев