Развод по-чешски

Итак, свершилось: впервые за 8 лет трак-рейсинг ушел от набившей оскомину дуэли Buggyra vs MAN. На этот раз чемпионский титул завоевала чешская команда MKR на болидах Renault.

Итак, свершилось: впервые за 8 лет трак-рейсинг ушел от набившей оскомину дуэли Buggyra vs MAN. На этот раз чемпионский титул завоевала чешская команда MKR на болидах Renault.

Можно сказать, что организаторы шли к этому результату пять последних лет. Они переписывали регламент и меняли классификацию, экспериментировали с форматом и перекраивали календарь. Но раз за разом повторялся один и тот же сценарий битвы Давида с Голиафом – частной чешской конюшни Buggyra с армадой заводских пилотов MAN.

Путь Renault к титулу оказался в пять раз длиннее – четверть века. На заре трак-рейсинга французские тягачи были среди лидеров, регулярно опережая более мощные капотные Scania, Volvo и White за счет более приемистых моторов и строгой весовой диеты. И когда в 1985 году состоялся первый розыгрыш трак-рейсингового чемпионата, «ромб» взял золото в двух из трех классов, причем в самых мощных. В зачете «В» (301–360 л. с.) победил британец Ричард Уокер, а в топовом «С» (361–500 л. с.) – француз Ив Бара. И с тех пор как отрезало: французы сначала поддерживали сразу несколько команд, затем сосредоточили все свои технические и финансовые усилия на коллективе отца и сына Робино. Но дальше локальных успехов дело не шло.

Трак-рейсинг
Как мы ожидали, именно Йохен Хан, Маркус Безигер и Антонио Альбасете спорили за чемпионский титул 2010. «Альба» был стабильнее и удачливее.  Запрет на двойное турбо превратил Buggyra в статистов. Чемпионы 2009-го в обоих зачетах не смогли попасть даже в тройку призеров.

Как мы ожидали, именно Йохен Хан, Маркус Безигер и Антонио Альбасете спорили за чемпионский титул 2010. «Альба» был стабильнее и удачливее.

Запрет на двойное турбо превратил Buggyra в статистов. Чемпионы 2009-го в обоих зачетах не смогли попасть даже в тройку призеров.

Большую часть 90-х Renault вообще не был представлен в гонках, с головой уйдя в ралли-рейды. Но в 2000-м ветерану трак-рейсинга Франтишеку Войтишеку (Франки) удалось уговорить чешское представительство Renault Truck поддержать его начинания. И когда пять лет спустя французы решили вернуться в «гонки камионов», то сделали ставку именно на Team Frankie, за плечами которой был колоссальный 20-летний опыт участия в чемпионате на реннтраках LIAZ, Skoda и Renault. Увы, в лучшем случае Войтишек побеждал на отдельных этапах и претендовал на бронзу по итогам чемпионата.

Время перемен наступило в 2008 году, который чех закончил 8-м, проиграв даже своему рента-драйверу, взятому в команду исключительно благодаря многочисленным спонсорам. По паддоку пошли слухи о грядущих перестановках в другой чешской команде – Buggyra, в частности, о скором уходе ее технического директора Марио Кресса. Именно немцу приписывают основные заслуги крохотной частной команды, положившей на лопатки весь трак-рейсинг. Кресс, подобно формульным инженерам, построил болид на грани технического регламента, найдя в нем сразу несколько лазеек и сумев грамотно ими воспользоваться.

Переходя в Renault, он попросил «всего» о двух вещах – полной конструкторской и административной свободе. И первым делом переманил с собой из Buggyra действующего чемпиона Маркуса Безигера, а также вернул из небытия экс-чемпиона Маркуса Ойстраха, уже три года как повесившего свой шлем на гвоздь в прихожей. И оказался прав.

Многоопытный швейцарец Безигер моментально нашел общий язык с новой техникой и выиграл для MKR (Mario Kress Racing) первую же гонку. К тому же он оказался единственным, кто на равных сражался за чемпионский титул с лидером MAN – Антонио Альбасете.

Оправдалась и ставка Кресса на своего соотечественника: Ойстрах четко выполнял командные установки и не только прикрывал тылы, но и методично отбирал очки у конкурентов, регулярно финишируя на подиуме. В итоге он оказался лучшим «вторым номером» чемпионата, опередив «мановодов» Балаша Жоби (Team Hahn Oxxo) и Криса Леветта (Truck Sport Bernau). Именно четкое деление пилотов на первый-второй номера позволило MKR обогнать конкурентов, которые частенько конфликтовали друг с другом.

Два самых титулованных пилота серии – чемпион мира по ралли Уве Ниттель и обладатель Кубка Европы в кузовных гонках Александр Львов в нынешнем сезоне куда больше запомнились авариями, чем результативными финишами. Третье за последние пять лет «золото» сделало испанца Антонио Альбасете самым успешным пилотом трак-рейсинга нового века.

Два самых титулованных пилота серии – чемпион мира по ралли Уве Ниттель и обладатель Кубка Европы в кузовных гонках Александр Львов в нынешнем сезоне куда больше запомнились авариями, чем результативными финишами.

Третье за последние пять лет «золото» сделало испанца Антонио Альбасете самым успешным пилотом трак-рейсинга нового века.

Но обо всем по порядку.

VI этап, «Мост», Чехия

В предыдущей публикации (см. «КА» № 9’2010) наш рассказ о ходе гонки завершился на пятом этапе, который принял Смоленск. Там лучше всего к незнакомым условиям приспособился Альбасете, укрепив после российского этапа свой очковый гандикап: 225 очков против 195 у Йохена Хана и 176 у Безигера. Но впереди караван ждал «Мост», где испанцу традиционно не везет и где базируются и MKR Technology, и Buggyra. И два Маркуса выиграли обе стартовые (субботнюю и воскресную) гонки. В двух других, где первая восьмерка стартует в обратном порядке, победили мановцы Хан и Леветт. А лидер зачета впервые за шесть этапов остался не только без победы, но и без «серебра» – в Чехии Альбасете «мазал» мимо поворотов, как новобранец. Тем не менее очки за 4-е место и три «бронзы» позволили Альбе не только остаться во главе абсолютного зачета, но и проиграть Безигеру всего 7 очков: 267 против 227 и 221 соответственно. А больше всего очков из Чехии увез Ойстрах, хоть и регулярно пропускал «наверх» партнера по команде.

VII этап, «Цольдер», Бельгия

Экс-формульная и самая узкая из трасс чемпионата также оказалась благосклоннее всего к немецкому ветерану. К победе на этом домашнем «Нюрбургринге» Ойстрах прибавил еще одно «золото». В точности как и Альба, причем у обоих оказалось поровну и вторых, и третьих мест. А Безигер выиграл на залитом дождем «Цольдере» дважды, благодаря чему вернул себе вторую строчку «абсолюта», на которую было выбрался Хан. Итог уикенда – 305 очков у Альбасете против 265-ти у Безигера и 250-ти у Хана.

Mack, White, Kenworth, International…  Когда-то с этих сверхмощных «янки» начинались гонки грузовиков. Когда Mercedes купил команду Ф-1, шансов на возвращение в трак-рейсинг стало еще меньше.

Mack, White, Kenworth, International… Когда-то с этих сверхмощных «янки» начинались гонки грузовиков.

Когда Mercedes купил команду Ф-1, шансов на возвращение в трак-рейсинг стало еще меньше.

VIII этап, «Ле Ман», Франция

Предпоследний этап принимал знаменитый Ле Ман, трак-рейсинговые гонки на котором традиционно называются 24 heures du Camions. Правда, прямого отношения к легендарной суточной гонке они не имеют, поскольку проводятся в своем традиционном формате – «четыре гонки за два дня». Да еще и на более коротком кольце, которое называется Circuit Bugatti и включает лишь небольшую часть основной трассы.

Главным неудачником французского этапа стал Маркус Безигер, записавший на свой счет два воскресных подиума и субботнюю дисквалификацию за многочисленные превышения максимально допустимых в чемпионате 160 км/ч. В такой ситуации Альба не стал рисковать и собрал очки за три «серебра» и одно 5-е место. В итоге перед этапом на «Хараме», которая расположена неподалеку от его родного Мадрида, Антонио Альбасете опережал швейцарца на 57 очков, притом что за уикенд можно заработать максимум 60 очков.

Турбодизели Dxi 13 «привезли» Renault и команду MKR к чемпионству. Задача на сезон–2011 – победа в обоих зачетах.

Турбодизели Dxi 13 «привезли» Renault и команду MKR к чемпионству. Задача на сезон–2011 – победа в обоих зачетах.

IХ этап, «Харама», Испания

Испанец сам подарил Маркусу шанс, поскольку, как и Себастьян Лоэб на Rally of Japan, перед финишем пропустил нескольких соперников, чтобы оформить титул именно на этапе дома. На глазах у спонсоров, неистово болеющей за него «торсиды», родных и близких. И уже на подходах к треку зрителей встречали плакаты «Albasete e MAN – campiones-2010».

И «Альба» сделал то, что не смогли Фернандо Алонсо и Ferrari – подарил Испании чемпионский титул. Антонио разыграл гонку как по нотам и даже помог своему верному оруженосцу Кристоферу Леветту поправить турнирное положение. Выведя британца на первое место в первом же заезде, Альба обезопасил свой третий по счету титул. Безигеру же пришлось обороняться от атак Хана. Немец выиграл обе реверсивные гонки и едва не отобрал у швейцарца вице-чемпионское звание. На финише их разделил один балл.

Что ж, неплохо для пилотов новой команды. Думается, что если в межсезонье MKR Technology поработает над настройками и надежностью, то им вполне будет по силам выиграть оба зачета.

Итоговое положение, зачет пилотов

Пилот

Автомобиль

Очки

1

Антонио Альбасете

MAN

387

2

Маркус Безигер

Renault

335

3

Йохен Хан

MAN

318

4

Маркус Ойстрах

Renault

293

5

Давид Вржечки

Freightliner

226

6

Крис Леветт

MAN

210

7

Адам Лацко

MAN

186

8

Александр Львов

MAN

135

9

Уве Ниттель

Freightliner

82

10

Энтони Яниц

MAN

81

Итоговое положение, командный зачет

Команда

Пилоты

Очки

1

MKR Technology

Маркус Безигер,  Маркус Ойстрах

712

2

Truck Sport Bernau

Антонио Альбасете, Крис Леветт

685

3

Team Hahn OXXO Racing

Йохен Хан, Балаш Жоби

541

Календарь Чемпионата Европы по трак-рейсингу 2011 года

Дата проведения

Трасса

Страна

1

30 апреля – 1 мая

«Донингтон»

Великобритания

2

21-22 мая

«Мизано»

Италия

3

4-5 июня

«Альбасете»

Испания

4

18-19 июня

«Ногаро»

Франция

5

9-10 июля

«Нюрбургринг»

Германия

6

30-31 июля

«Смоленск»

Россия

7

27-28 августа

«Мост»

Чехия

8

17-18 сентября

«Цольдер»

Бельгия

9

1-2 октября

«Харама»

Испания

10

9-10 октября

«Ле Ман»

Франция

Сергей Суховский
Фото фирм-производителей

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.