X

Родительский дом

Заводы IVECO







Грузовики и автобусы IVECO у нас знают все. А вот где
и как их делают? Правду говорят, что лучше раз увидеть, чем сто услышать.
И когда известный концерн любезно пригласил нас ознакомиться с его
продукцией и технологией, то не воспользоваться этим предложением
было просто невозможно.

Понятно, что посетить
все заводы компании, разбросанные по миру, нереально. Программа предусматривала
знакомство с двумя известными предприятиями, расположенными в Северной
Италии, а также с Центром IVECO в Турине.

Робот-стекольщик и другие

Завод IVECO в городе Брешия – самый крупный в концерне (фото в заголовке).
Он ведет свою историю от старейшего предприятия OM (Officini Meccaniche),
выпускающего автомобили с 1918 года.

Грузовик, как известно, начинается с рамы. В просторном цеху параллельно
установлены сразу три сборочные линии рам: одна – для легких Daily, вторая
– для «середнячков» EuroCargo, третья – для тяжелых Stralis и Trakker.

Разве можно представить современное предприятие без роботов? Именно на
них возложена примерно половина сварочных работ. Остальные операции требуют
особой сноровки.

Когда рамы уже собраны, три линии сходятся в одну – наступает время «купания».
Сначала рамы моют, потом обезжиривают, а затем окунают в катафорезную
ванну, где их покрывают антикоррозийным составом. После этого производится
сушка в тоннеле-«духовке», потом окраска и снова сушка.

Тем временем в другом цеху мощные прессы штампуют из стального листа
панели кабин для всех моделей IVECO. Затем панели для тяжелых и средних
грузовиков сваривают, опять же не без участия роботов. После этого кабины
окунают в катафорезные ванны, красят и комплектуют стеклами, приборами,
сиденьями и т. д.

И вот здесь нужно особо отметить ноу-хау IVECO: лобовые стекла вклеивает
специально «обученный» робот. Другого такого в Европе нет. Рычаги со специальными
резиновыми присосками берут очередное стекло и начинают сложные манипуляции.
Вертя так и эдак, его сначала чистят по краям, обезжиривают, затем специальные
«хоботки» смазывают эти края клеем, а рычаги с присосками быстро и сильно
прижимают стекло к нужному месту. Через какую-то минуту, когда клей схватится,
кабину отправляют на получасовую досушку.

Каковы преимущества применения подобного робота? Самое главное – это
существенное повышение качества. Ведь он действует очень аккуратно и точно,
а если вдруг «закапризничает», встроенная система самодиагностики сразу
его остановит.

Окончательная сборка средних машин производится в Брешии. Причем двигатели
для среднетоннажников поступают сюда из Турина. Из этой «автомобильной
столицы» также приходят такие компоненты, как коробки передач и задние
мосты.

О пользе страусиных перьев

Еще один завод IVECO находится в г. Суззара. На нем с1934 года изготавливали
грузовики и автобусы марки ОМ. Новые, светлые и просторные цеха построены
в середине 90-х. Здесь выпускают легкие Daily, в том числе цельнометаллические
фургоны и микроавтобусы. Основные компоненты поступают от смежников: кузовные
панели – из Брешии, двигатели – с завода SOFIM в Южной Италии (г. Фоджио),
коробки передач и задние мосты – из Турина.

Сварка панелей, как и в Брешии, наполовину производится роботами. Схожи
и процессы обработки кузова. Но и в Суззаре есть свое ноу-хау. Окончательную
полировку окрашенного кузова производит агрегат, похожий на моечный: своеобразные
ворота, обрамленные вращающимися щетками. Причем последние изготовлены
из… перьев австралийского страуса эму. Такая экзотика обеспечивает два
преимущества: высокий класс полировки и отсутствие электризации поверхности.

Как и в Брешии, стекла здесь тоже вклеивает робот. Но тут он попроще.
Что касается шасси, то полученные из Брешии рамы сначала движутся по конвейеру
«вверх ногами» – так легче монтировать на них подвеску и мосты. После
этого они переворачиваются в нормальное положение.

Примечательно, что все они выкрашены в фирменный красный цвет. В 70-е
годы проводилось социологическое исследование, и потребителям такой цвет
понравился. Но вкусы меняются, и скоро рамы, наверное, станут серыми.

Заключительный этап производства – так называемая свадьба: готовое шасси
и кузов соединяются в одно целое.

Соцсоревнование по-итальянски

В цехах предприятий IVECO бросаются в глаза развешенные кое-где большие
листы бумаги – некое подобие советских производственных стенгазет. Оказывается,
и здесь в почете соревнования между бригадами. Правда, у итальянцев все
это проходит веселее и… практичнее. Бригады выбирают себе какие-то забавные
названия – например, «Голубые акулы». А передовики производства получают
не почетную грамоту райкома КПСС, а вполне конкретные поощрения – скажем,
велосипед или пылесос.

Особое внимание уделяется качеству продукции. Все производство построено,
прежде всего, на самоконтроле. Например, каждую кабину сопровождает специальный
документ. Рабочий, после того как произвел какую-либо операцию, должен
там обязательно расписаться.

Однако, как говорится, доверяй, но проверяй. На заключительном этапе
работники специальной контрольной службы используют особую установку.
Колеса автомобиля оказываются на специальных катках, и начинается «бег
на месте» – испытательный пробег, соответствующий 10-километровому маршруту.
Таким образом проверяется работа двигателя, трансмиссии, тормозов.

Одной из причин недостатков является то, что в процессе работы заводское
оборудование несколько «расстраивается». И когда начинают повторяться
однотипные поломки, это оборудование просто перепрограммируют. Другими
словами, анализ поломок позволяет оптимизировать производственный процесс,
закладывая в оборудование те или иные параметры.

Но вот все недочеты устранены, и грузовик IVECO выходит в свет, в свою
большую трудовую жизнь.

Леонид Гоголев
Фото автора и IVECO

Киев – Суззара – Брешия – Турин – Киев

Редакция благодарит компанию «Ивеко Украина» за помощь
в организации поездки