X

Российские премьеры

Московский «Автосалон-2003»















С 25 по 31 августа в Москве проходил 6-й Российский
международный автомобильный салон. В нынешнем году он включен в престижный
календарь OICA и, по всеобщему мнению, был, как никогда, представительным.

Практически все открытые
площадки выставочного комплекса «Экспоцентр» на Красной Пресне были заполнены
грузовиками, автобусами и спецтехникой. Немало легких коммерческих автомобилей
экспонировалось и в закрытых павильонах. Особый интерес представляли новинки
российского автопрома – машины, которых не увидишь ни на каком другом
зарубежном автосалоне.

Грузовики

Горьковский автомобильный завод сегодня занимает особое место
в российском автомобилестроении. Он производит 57% всех грузовиков в стране
и 46,4% автобусов. За первое полугодие 2003 г. предприятие выпустило 67879
грузовых автомобилей и микроавтобусов.

С января этого года завод перешел на выпуск рестайлинговых моделей семейств
«Газель» и «Соболь», которые были широко представлены на «Автосалоне-2003».
Присутствовали в экспозиции завода и две версии городского развозного
4-тонника ГАЗ-3310 «Валдай» – бортовой и с фургоном. Эти модели уже несколько
лет числятся в перспективных, но с подготовкой их к производству на предприятии
не спешат: пока не хватает средств. Как обещают, «лед тронется» где-то
к 2006 г.

Семейство традиционных «газонов», выпуск которых все еще продолжается,
было представлено только полноприводными моделями: вахтовым автобусом
ГАЗ-33081-1049 на базе грузовика «Земляк» и машиной для МЧС – «Егерь ІІ».

Неизменным вниманием публики пользовался засветившийся еще на прошлогоднем
салоне многоцелевой автомобиль ГАЗ-2330 «Тигр» – своеобразный «русский
Hummer», который отличается очень высокой проходимостью. В связи с многочисленными
заявками, завод в этом году начинает подготовку машины к серийному производству
– как для гражданских, так и для военных заказчиков.

Камский автозавод произвел на автосалоне сенсацию: впервые за
всю историю предприятия он представил капотный грузовик – КамАЗ-4355 (6х6).
Автомобили с такой компоновкой незаменимы там, где предъявляются особые
требования к безопасности и комфорту водителя и нужен легкий доступ к
двигателю – прежде всего на Крайнем Севере, в лесных хозяйствах и, конечно,
в армии. Машина имеет грузоподъемность 10,5 т при полной массе 20,2 т.
Она оснащена турбодизелем КамАЗ Euro 2 мощностью 260 л. с. Кабина грузовика
унифицирована с его бескапотными «собратьями».

На стенде завода был также представлен новый городской развозной автомобиль
КамАЗ-4307 грузоподъемностью 3,2 т с мотором Cummins (Euro 2) мощностью
140 л. с. Еще одной новинкой был двухосный, а не трехосный, как обычно
у Камского автозавода, самосвал КамАЗ-53605 (4х2) номинальной грузоподъемностью
7,5 т.

Автозавод «Урал» еще в прошлом году привез в Москву седельный
тягач модели 636142-02 (6х6) – капотник с принципиально новой, более просторной
кабиной, изготовленной из композитного материала с применением гибкой
технологии. Но тогда это был лишь действующий ходовой макет (ДХМ). А в
этом году показали самосвал «Урал-55571-44» (6х6) с такой же кабиной,
но уже прошедший цикл испытаний. Грузоподъемность его – 13 т. Двигатель
– ЯМЗ-236 НЕ 2 типа Euro 2 мощностью 230 л. с.

В экспозиции было представлено также 4-осное полноприводное шасси «Урал-532365»
с низко расположенной, выдвинутой вперед кабиной для монтажа большегрузного
оборудования: на автосалоне это был автокран грузоподъемностью 32 т. Еще
один примечательный экспонат – тяжелый самосвал «Урал-Ивеко 6529» (6х6)
грузоподъемностью 20 т, адаптированный для работы в условиях Сибири и
Крайнего Севера.

Ульяновский автомобильный завод начал реализацию двухлетней программы
обновления модельного ряда. На автосалоне был показан бортовой автомобиль
УАЗ-22608 с дизельным двигателем ЗМЗ-5143.10 мощностью 91 л. с. Машина
грузоподъемностью до 1,5 т имеет более прочные мосты типа «Спайсер» (с
неразъемным картером). Серийное производство модели намечено на вторую
половину 2004 г. Выпуском этого автомобиля завод надеется усилить позиции
в сегменте малотоннажных грузовиков (по прогнозам, его доля рынка здесь
увеличится с 18 до 25%).

Интерес публики вызвал прототип УАЗ-3165М (4х4). Это принципиально новый
автомобиль, который заводчане позиционируют как замену устаревшему фургону-«буханке».
Но на салоне была показана не «рабочая лошадка», а 8-местная люксовая
пассажирская версия. Мотор – впрысковый бензиновый агрегат ЗМЗ-409.10
(2,7 л, 136 л. с.).

На стенде демонстрировался также пикап УАЗ-23632 с 4-дверной кабиной
на 5 мест, общей грузоподъемностью 1600 кг. Мотор – ЗМЗ-409.10.

Ижевский автозавод представил две новые разработки коммерческих автомобилей.
Дальнейшим развитием популярного «пирожка» Иж-2717 стал фургон «Ода-версия».
«Изюминка» новинки – 1,8-литровый дизель Барнаульского завода, конструкция
которого в свое время была разработана на «ВАЗе». Изменилась и внешность
автомобиля: появился пластиковый обвес «Ника», на кабине установлен аэродинамический
спойлер.

Еще одной премьерой стал полноприводный пикап «Ода версия 4х4», получивший
в этом году кабину увеличенного размера в стиле King Cab. Пространство
позади кресел водителя и пассажира оборудовано сиденьем, которое может
использоваться для перевозки детей, домащних животных, багажа. Отличительная
черта нового пикапа – высокая грузоподъемность, составляющая 700 кг.

«АМО ЗИЛ» сегодня переживает нелегкие времена. Слухи о его «смерти»
оказались сильно преувеличенными: в месяц предприятие выпускает не менее
1000 автомобилей. На стенде демонстрировались и уже выпускающаяся техника,
и некоторые перспективные разработки. Прежде всего, «Бычки» в самых различных
модификациях. Среди них нужно отметить новый эвакуатор со сдвижной платформой,
реанимационный автомобиль с задней пневмоподвеской, термофургон, оснащенный
оригинальной воздушной холодильной установкой, комбинированную дорожную
машину и др. Завод намерен увеличить в этом году выпуск спецтехники как
наиболее выгодной продукции.

Своеобразным дополнением к «Бычкам» явился внешне похожий на него опытный
автомобиль ЗИЛ-3Э4362, но с увеличенной до 4,5 т грузоподъемностью.

Интерес вызвал подготовленный к серийному производству бортовой 8-тонник
ЗИЛ-433180. Под слегка измененным капотом установлен новый минский дизель
ММЗ Д-260.11Е2 мощностью 180 л.с. Поменялось «сердце» и у полноприводной
«трехоски». Модель ЗИЛ-4334В1 имеет дизель ММЗ Д-24530Е2 в 155 л. с.,
который, кстати, создан на базе спортивного мотора для кроссового «Бычка».

Автобусы

Павловский автобусный завод в рамках холдинга специализируется
на машинах малого и среднего классов. На выставке он щегольнул своей перспективной
моделью ПАЗ-3237. Это первый в России низкопольный автобус малого класса.
Полная его вместимость 54 пассажира, мест для сидения – 16. На машине
установлены американский 150-сильный дизель Cummins (Euro 3), чешская
КПП Praga, венгерские мосты Raba и рулевое управление Chepel. Подвеска
всех колес – пневматическая, причем передняя – независимая. Тормоза –
дисковые. Максимальная скорость – 90 км/ч.

Еще одна машина из Павлово – городская модификация известной «Авроры»
– ПАЗ-4230-03. Полная вместимость – 56 человек при наличии 27 мест для
сидения. Это автобус предназначен прежде всего для эксплуатации в малых
городах. У машины оцинкованный кузов, на который дается 8-летняя гарантия
от сквозной коррозии. Окна – вклеенные. Усиленные мосты и низкопрофильная
резина обеспечивают повышенную грузоподъемность. Дизельный двигатель ММЗ
Д-245.9 имеет мощность 136 л.с. КПП – пазовская, 5-ступенчатая. Подвеска
зависимая, рессорная, но при этом – с корректирующими пружинами. Тормоза
– барабанные, с ABS в приводе.

Ликинский автобусный завод традиционно выпускает машины большого
и особо большого классов. Яркой новинкой «Автосалона-2003» стал 12-метровый
трехдверный низкопольник ЛиАЗ-5292. Полная его вместимость – 115 чел.,
мест для сидения – 22. Это типичная машина для обслуживания мощных пассажиропотоков
в крупных городах. Дизель Caterpillar 3116 (Euro 3) развивает мощность
234 л. с. Особенностью модели являются 3-ступенчатая гидромеханическая
КПП Voith с кнопочным управлением, дисковые тормоза с ABS в приводе, пневматическая
подвеска. Мосты – портального типа, фирмы Raba.

Голицинский автозавод теперь специализируется на междугородных
и туристических автобусах большого класса. Показанная на выставке новинка
ГолАЗ-5290 «Круиз» полностью соответствует современным требованиям к подобным
машинам. При этом стоимость ее вдвое ниже, чем у западноевропейских аналогов.
На 49-местном автобусе используются агрегаты фирмы Mercedes-Benz: дизель
ОМ 422 мощностью 381 л. с., механическая 6-ступенчатая КПП, а также мосты.
Тормоза – Knorr Bremse с системами ABS и ASR. Максимальная скорость –
120 км/ч.

Нефтекамский автобусный завод входит в состав ОАО «КамАЗ». На
салон он привез новый туристический автобус НефАЗ-52991, разумеется, на
камском шасси. 12-метровая машина вмещает 44 комфортабельных кресла. Турбодизель
КамАЗ-740.50 развивает 360 л. с. Коробка передач – ZF, механическая, 6-ступенчатая.
Тормоза – барабанные, с ABS в приводе. Подвеска – зависимая пневматическая:
передняя – на двух пневмоэлементах, задняя – на четырех. Задний мост –
Raba. Имеются мини-кухня, DVD-проигрыватель с двумя мониторами, холодильник,
спальник для водителя, автономный отопитель, система климат-контроля.

«Волжское автобусное производство» – небольшая фирма из Волгоградской
области в 2001 г. впервые в России создала опытный образец 15-метрового
трехосного городского автобуса на 160 человек. А в следующем году началось
его серийное производство. В 2003 г. на автосалоне в Москве был показан
новый 15-метровый трехосник – междугородная модель «Волжанин-6216» на
60 комфортабельных мест. Колесная формула машины 6х2, ведущие колеса –
средние. Рядная «шестерка» Scania (Euro 3) развивает 380 л.с. Коробка
передач тоже от Scania – механическая, 7-ступенчатая. Подвеска – зависимая,
пневматическая. Объем багажных отделений – 14 м куб.

«Мичуринский автобус – Профи» – так называется предприятие из
г. Мичуринск Тамбовской обл. – представило на салоне городскую машину
МАРЗ-52661, которая подверглась фэйслифтингу. Передние и задние панели
кузова – из стеклопластика. Обращает на себя внимание приборная панель,
выполненная из белого пластика. Стекла – вклеенные. Полная вместимость
– 100 чел., мест для сидения – 23. Ярославский турбодизель ЯМЗ-236 НЕ
соoтветствует нормам Euro 2 и развивает 235 л. с. Подвеска колес – зависимая,
пневматическая с регуляторами положения кузова.

Горьковский автозавод привез на салон целый отряд «Газелей» и
«Соболей». Среди них выделялись новые модели с повышенным уровнем комфорта:
6-местный «Соболь-люкс» и 12-местная «Газель» ГАЗ-32212.

С мая 2003 г. на главном конвейере началась сборка полноприводных автомобилей
«Соболь», которые раньше выпускались лишь в единичных экземплярах на опытном
производстве. В экспозиции присутствовали две модели 4х4: ГАЗ-22177 «Соболь
Баргузин» и ГАЗ-32217 «Газель». Оба – с односкатной ошиновкой и в исполнении
«деловое купе».

Принципиально важной новинкой стал микроавтобус «Газель» ГАЗ-32212 с
двигателем Euro 3: этот 2,1-литровый мотор ГАЗ-5602 с турбонаддувом и
интеркулером (лицензия фирмы Steyr) получил систему опережения угла впрыска
топлива. Мощность осталась прежней – 110 л. с. Демонстрировался и 15-местный
микроавтобус «Газель-такси» с высокой крышей, распашной дверью и пониженной
подножкой. Машина оборудована газобаллонной аппаратурой и отвечает международным
стандартам.

На Московском автосалоне было также представлено немало коммерческих
автомобилей из ближнего и дальнего зарубежья. О наиболее интересных мы
обязательно расскажем.

В российской автомобильной промышленности последних лет прослеживается
явная тенденция к концентрации производства. В марте 2001
г. был создан холдинг «РусПромАвто», объединивший целый ряд
автостроительных предприятий страны. В его структуре выделены
пять бизнес-направлений. Первое – «Нижегородские автомобили»,
куда входят «ГАЗ», завод «Волжские моторы», Саранский завод
автосамосвалов, Арзамасский машиностроительный завод, Завод
гусеничных тягачей и др. Второе направление – «Автобусы»:
«ПАЗ», «ГолАЗ», «ЛиАЗ» и «КавЗ», а также Канашский автоагрегатный
завод («КААЗ»), выпускающий передний и задний мосты. Третье
направление, «Большегрузные автомобили», представляет пока
только один автозавод – «Урал». Другие бизнес-направления
– «Строительно-дорожные машины» («Тверской экскаватор», «Брянский
арсенал» и «Челябинские дорожно-строительные машины») и «Ярославский
дизель» («Автодизель» и Ярославский завод топливной аппаратуры).

На долю предприятий «РусПром-Авто» приходится свыше 63%
российского производства автобусов, 56% грузовых автомобилей
и около 8% легковых.

Леонид Гоголев
Фото автора