След «Пакарда»

100 лет грузовикам Packard



100 лет грузовикам Packard

Packard на 3,5 т (1923 г.). Верхний бачок радиатора за характерную форму прозван «шляпой полисмена». Радиатор – за «кенгурятником».

Армейский 3-тонный Packard, поставленный в Россию. На кабине надпись: « №1 Киевъ» (1916 г.).
6,5-тонный лесовоз, кабина со спальником, шины – из цельной резины (1921 г.).
Автопоезд-рефрижератор Packard (1923 г.).
2,5-тонный грузовик Packard с автобусной надстройкой (1916 г.).
Packard Е (1920 г.) – первый в мире тяжелый грузовик с пневмошинами!
Авария во время автопробега мост не выдержал (1917 г.).
Первый седельный тягач Packard с полуприцепом (1918 г.).
Впервые в мире оборудовано спальное место для водителя (1917 г.).

У многих из нас название Packard ассоциируется с легковыми
автомобилями высшего класса, которые весьма уважал «отец народов»
Иосиф Сталин и стиль которых старательно копировал в своих лимузинах
московский «ЗИС». Но в свое время, до 1923 года, выпускались и грузовики
марки Packard, оставившие заметный след в автомобильной истории.

Американский конструктор
и предприниматель Джеймс Уорд Пакард собрал свой первый легковой автомобиль
в 1899 году. В следующем году специально для выпуска легковушек была организована
фирма Ohio Automobile Company, которая в 1902-м была переименована в Packard
Motor Car Company.

В дни войны и мира

В 1905 году – 100 лет назад – на заводе Packard в Детройте построили
первый грузовик. Это был 1,5-тонный автомобиль с горизонтальным оппозитным
2-цилиндровым мотором в 15 л. с.

Три года спустя в программе предприятия появился 3-тонный грузовик серии
TD. Он был снабжен 4-цилиндровым двигателем мощностью 24 л. с., 3-ступенчатой
коробкой передач и цепным приводом на заднюю ось. Скорость достигала 20
км/ч.

Известность пришла к грузовикам Packard в 1911 году. Один из них, с тремя
тоннами груза, совершил автопробег из Нью-Йорка в Сан-Франциско, т. е.
пересек весь американский континент. Это произошло в автомобильной истории
США! На весь путь понадобилось 46 дней – по тем временам неплохо. Годом
позже грузовик фирмы ALCO, потратил на такой же пробег почти целое лето.

К началу Первой мировой войны линейка коммерческих автомобилей Packard
состояла из моделей грузоподъемностью 2, 3 и 5 т. Кроме того, на шасси
легковых автомобилей выпускались санитарные, почтовые и полицейские машины.

Еще в 1909 году на маневрах американской армии испытывалась «трехтонка»
фирмы Packard с установленной в кузове легкой скорострельной пушкой. А
когда разразилась война, компания начала значительные поставки грузовиков
в вооруженные силы. С 1914 года более 5000 машин грузоподъемностью от
1,5 до 5,0 т были направлены в Англию, Францию и Россию. А в 1917-1918
гг., после вступления в войну США, американская армия приобрела 4856 трехтонных
грузовиков Packard и 60 пятитонных.

В России грузовики Packard имели хорошую репутацию – они считались простыми
и достаточно надежными. Машины, главным образом 3-тонные, успешно применялись
на фронтах. А после окончания Гражданской войны многие из них продолжали
эксплуатироваться в народном хозяйстве. В начале 20-х гг. закупили еще
некоторое количество автомобилей этой марки.

В 1920 году Packard предлагал потребителям пять моделей грузоподъемностью
от 1,5 до 6,5 т. Некоторые шасси с удлиненной базой компания поставляла
кузовным фирмам для изготовления автобусов. В 1922 году на шасси Packard
построили первый троллейбус для города Торонто.

Даешь пневмошины!

В 1917 году в связи с войной резко увеличились грузовые перевозки по
территории США. Железные дороги с ними уже не справлялись, и встал вопрос
о развитии автомобильного грузового сообщения между крупнейшими городами
востока страны. Правительство взялось за дорожное строительство.

Однако проблема состояла не только в дорогах – средние и тяжелые грузовики
тех лет были обуты в сплошные резиновые шины. Поэтому они не могли двигаться
быстрее 20-25 км/ч, а перевозимый груз подвергался сильной тряске.

За дело принялась хорошо известная и ныне фирма Goodyear. Она создала
специальные пневматические шины для тяжелых грузовиков. Но этого было
мало: требовалось еще и убедить транспортные компании, которые относились
к пневматикам скептически, считая их дорогими и ненадежными.

С этой целью в 1917 году фирма Goodyear создала свою транспортную компанию
Wingfoot Express. Был закуплен 5-тонный грузовик Packard, который оснастили
пневматическими шинами. 9 апреля машина, загруженная емкостями с водой
и топливом, воздушным компрессором и запасной резиной, отправилась в дальний
пробег. Маршрут пролегал от фабрики Goodyear в г. Акрон (штат Огайо),
проходил через г. Килингли (штат Коннектикут), где выпускалась ткань для
колес, и заканчивался в г. Бостон (Массачусетс). Общая длина маршрута
составляла 2500 км. Это был первый в истории дальний пробег тяжелого грузовика
на пневмоходу!

К слову сказать, грузовик Packard – участник пробега – был новаторским
еще в одном отношении. Здесь впервые на коммерческом автомобиле реализовали
идею спального места для водителя: позади его сиденья установили полку
для отдыха.

Первая поездка оказалась изнурительной. Дорога была плохой, и машина
часто застревала в грязи по самые ступицы. В довершение всего вышел из
строя мотор, и пришлось три дня ждать новый, а затем два дня его устанавливать.
В итоге путешествие растянулось на 23 дня вместо 7 запланированных. Изучив
уроки этой поездки, компания Goodyear спроектировала новую, более подходящую
резину для грузовиков. Второе путешествие по маршруту прошло успешнее,
а третье оказалось рекордным – заняло всего 5 дней.

На следующий год состоялся еще ряд успешных пробегов, в том числе трансконтинентальный
Бостон – Сан-Франциско. Путь длиной 12500 км был преодолен за 14 дней,
что стало очередным достижением.

Эти пробеги убедительно доказали преимущество пневморезины. Таким образом,
с участием грузовиков Packard был произведен революционный переворот в
дальних автомобильных перевозках.

 Кстати

В 1915 году на Ижорском заводе в Колпино (под Петроградом) по проекту полковника Александра Добржанского были изготовлены два бронеавтомобиля на шасси трехтонки Packard. В
1915 году на Ижорском заводе в Колпино (под Петроградом) по
проекту полковника Александра Добржанского были изготовлены
два бронеавтомобиля на шасси трехтонки Packard. Боевой вес
машины составлял 5,76 т, экипаж состоял из 7 человек. Броня
из хромоникелевой стали имела толщину 4-5 мм.

Интересно, что броневик был вооружен 37-мм автоматической
пушкой Максима – Норденфельда с ленточным питанием. По сути,
она являлась увеличенной копией известного пулемета «Максим».
Пушка была установлена, как на корабле, – на вращающейся тумбе,
за коробчатым щитом. Это вооружение позволяло эффективно поражать
любую бронемашину того времени, а для борьбы с пехотой в боекомплекте
имелись шрапнельные снаряды. Для обороны в ближнем бою служили
два пулемета. Оба броневика активно применялись в боевых действиях
на протяжении Первой мировой войны.

Владимир Чехута
Фото из архива автора

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ