X

Сток-кары на «овалах»

История гонок пикапов неразрывно связана с историей самой популярной автоспортивной серии обеих Америк – NASCAR. Этот чемпионат родился 14 декабря 1947 года на пустынных флоридских пляжах. И так и назывался – пляжные гонки.

История гонок пикапов неразрывно связана с историей самой популярной автоспортивной серии обеих Америк – NASCAR. Этот чемпионат родился 14 декабря 1947 года на пустынных флоридских пляжах. И так и назывался – пляжные гонки.

История гонок пикапов неразрывно связана систорией самой популярной автоспортивной серии обеих Америк – NASCAR. Этот чемпионат родился 14 декабря 1947 года на пустынных флоридских пляжах. И так и назывался – пляжные гонки.

Их отличия: минимум затрат на проведение соревнований и подготовку автомобилей, чисто символические стартовые взносы, полное отсутствие всяческой бюрократии – с выдачей лицензий, прохождением медицинских итехнических комиссий и т. п. Благодаря своей демократичности «песочницы» моментально стали сверхпопулярными. Только вот сами пляжные трассы не отличались особой выносливостью, и уже в начале 70-х годов этапы серии перекочевали на стационарные асфальтовые треки– главным образом, на обожаемые американцами «овалы» (О-образные трассы с профилированными виражами). Скорости, разумеется, тут же возросли, и из «наскаровских» гонок постепенно исчезли пикапы и родстеры. Первые проигрывали конкурентам в мощности, и на асфальте это было куда заметней, чем на песке, а вторые серьезно уступали сток-карам с закрытыми кузовами в безопасности и аэродинамике.

Из тени – к звездам

Более или менее официальные соревнования Coors Race Truck Challenge, в которых участвовали исключительно пикапы, прошли в 1987–1988 гг. под эгидой SCCA. А через 10 лет, когда эту дисциплину взяла под свое крыло ассоциация NASCAR, на старт «челленджа» выходили модели практически всех официально продававшихся в США пикапов: Chevrolet, Dodge, Ford, GMC, Jeep, Isuzu, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Toyota. Причем в самой разной степени подготовки. Так, Ranger «заряжали» придворные фордовские тюнинговые компании Saleen и Roush, а к Toyota Tacoma приложило руку TRD – спортивное отделение японского концерна. И все же большинство сток-каров готовили сами владельцы, что называется, на коленке.

Шампанское – не их метод. В гонках грузовиков в ходу вода, кола и молоко.
В NASCAR Craftsman Truck Series победу с пилотом делит вся команда. В буквальном смысле слова – у каждого сотрудника свой процент от призовых.

Промоутеры NASCAR, во-первых, переформатировали регламент соревнований. Они объединили календари гонок на пикапах и на своей самой популярной серии Winston Cup и тем самым сразу увеличили аудиторию NASCAR Craftsman Truck Series в десять раз!

Во-вторых, серьезно перетряхнули регламент, заранее открестившись от технического прогресса вроде композитных материалов, керамических тормозов и управляющей электроники. С тех времен на всех сток-карах стоят моторы V8 рабочим объемом 5870 см куб., конфигурация которых не менялась с 60-х годов прошлого века. По правилам, двигатели должны изготавливаться на основе серийного блока цилиндров, что гарантирует их доступность и долговечность. Но самое удивительное– система питания. Никакого впрыска! Старые добрые карбюраторы льют топливо-воздушную смесь рекой: впускные клапаны, в отличие от «стандарта» открываются раньше и на большее время, что позволяет мотору «дышать глубже», особенно на высоких оборотах.

Для «длинных» гонок ради надежности мощность снижают с максимальных 730 л. с. до 450 л. с. Причем не менее дедовским способом: между карбюратором и впускным коллектором ставят алюминиевую пластину с четырьмя отверстиями, ограничивающими поступление смеси в цилиндры.

Коробки передач конструктивно не менее древние, чем сами моторы, и имеют всего четыре ступени. Впрочем, большего для «овалов» и не требуется.

Вы когда нибудь видели Jeep Comanche? А его гоночную версию?
Гонки грузовиков долго позиционировались какспорт простых американцев на обычных пикапах. В этом году в серии стартует вчерашний пилотФ-1 Скотт Спид.

Шаг в сторону – попытка!

С одной стороны, приверженность «серийности» – дань традициям, с другой– попытка не допустить «гонку вооружений», а значит, и неминуемого удорожания конструкций и участия. В итоге постройка пикапов, ихобслуживание и участие в гонках обходится командам по сравнению с другими сериями (IRL, GrandAm, ALMS) не так дорого. Но прошли те времена, когда гонщики собственноручно кроили болиды в своих гаражах из купленного на полицейских аукционах «конфиската». Теперь гоночные пикапы строят сами команды, закупая на стороне отдельные узлы вроде моторов и КП.

В основе пикапов – пространственная рама с мощным трубчатым каркасом безопасности. Передняя его часть вслучае удара должна направлять двигатель под пол, подальше от ног пилота. Скелет сток-кара обшивается листовым металлом– никакого углеволокна! Машина – за исключением серийных панелей крыши, капота и кромок грузового отсека – плод кропотливого ручного труда. Сначала сталь вырезают по выкройке, а затем прокатывают на «английском колесе» – станке, который медленно сгибает металл и придает ему нужную форму. Внешние параметры жестко оговорены правилами NASCAR, и их многократно перепроверяют тридцатью шаблонами, чтобы исключить разницу в аэродинамике кузовов автомобилей-соперников: она выходит на первое место при равных значениях мощности и однотипных КП. Врезультате пикапы получаются одинаковыми и по характеристикам, и по экстерьеру. Определить марку можно лишь по логотипам и наклейкам, имитирующим решетку радиатора и оптику. И команды нарекают болиды «серийными» именами исключительно из рекламных соображений.

Динамические характеристики держат в тайне: техрегламент доступен лишь участникам, а на самых быстрых треках пикапы оснащают рестрикторами– ограничителями скорости. Но ясно, что последние зашкаливают за 300 км/ч.

Победитель этапа непременно «рисует бублики»– кружится юлой на старт-финишной прямой.
Когда скорости «зашкаливают» за 300 км/ч, безопасность выходит на первый план.

Многие этапы проходят на «овалах», где нужно все время поворачивать налево, поэтому настройки болидов асимметричны. Для устойчивости в виражах центр тяжести смещен влево, и на прямых машина норовит уйти в сторону. Для трасс европейского типа, то есть с разнообразием поворотов, строят обычные, симметричные стоки.

Далее – везде…

Резко возросший интерес к гонкам пикапов подтвердил, что они попали в надежные руки. Если в 1995-м телеаудитория соревнований NASCAR составляла 120млн. (из них доля Craftsman Truck Series– 8%), то сегодня – уже 300млн. и целых 33%. Гонки ассоциации в США уступают в популярности только национальным чемпионатам по бейсболу и американскому футболу.

Toyota – первый неамериканский бренд в серии. Пикап Tundra дебютировал в2004году и с ходу вклинился в разборки старожилов. На его счету победы в25 из 75этапов.
Экономия по-американски: на пит-стопах обслуживать пикап может максисмум пять механиков.

В программу «наскаровских» этапов, помимо самих соревнований, входят парады ретроавтомобилей, авиашоу, выступления каскадеров, звезд шоу-бизнеса и многое другое. Значимость гонок на пикапах подчеркивает тот факт, что этапы серии в обязательном порядке посещают кандидаты в президенты США. Так, нынешний президент Джордж Буш-младший во время визита на самую известную гонку серии Daytona-500 отпустил шутку в своем стиле: «Я обожаю гонки, и в одной – президентской – уже участвую».

Все победители Craftsman Truck Series (1995–2007 гг.)
Год
Чемпион
Автомобиль
Новичок года
Автомобиль
2007
Джон Хорндей
Chevrolet
Вилли Ален
Chevrolet
2006
Тодд Бодайн
Ford
Эрик Дарнелл
Chevrolet
2005
Тед Масгрейв
Chevrolet
Тодд Клювер
Chevrolet
2004
Бобби Гамильтон
Ford
Девид Рейтеманн
Ford
2003
Тревис Квапил
Chevrolet
Карл Эдвардс
Chevrolet
2002
Майк Блисс
Chevrolet
Брендан Гоуген
Ford
2001
Джек Спраг
Ford
Тревис Квапил
Chevrolet
2000
Грег Биффл
Chevrolet
Курт Буш
Chevrolet
1999
Джек Спраг
Chevrolet
Майк Стефаник
Ford
1998
Джон Хорндей
Chevrolet
Грег Биффл
Ford
1997
Джек Спраг
Chevrolet
Кенни Ирвин
Chevrolet
1996
Джон Хорндей
Chevrolet
Браян Реффнер
Chevrolet
1995
Майк Скиннер
Chevrolet

Сергей Суховский
Фото Ford, Chevrolet, Toyota и NASCAR