История гонок пикапов неразрывно связана с историей самой популярной автоспортивной серии обеих Америк – NASCAR. Этот чемпионат родился 14 декабря 1947 года на пустынных флоридских пляжах. И так и назывался – пляжные гонки.
История гонок пикапов неразрывно связана с историей самой популярной автоспортивной серии обеих Америк – NASCAR. Этот чемпионат родился 14 декабря 1947 года на пустынных флоридских пляжах. И так и назывался – пляжные гонки.
История гонок пикапов неразрывно связана систорией самой популярной автоспортивной серии обеих Америк – NASCAR. Этот чемпионат родился 14 декабря 1947 года на пустынных флоридских пляжах. И так и назывался – пляжные гонки. |
Из тени – к звездам
Более или менее официальные соревнования Coors Race Truck Challenge, в которых участвовали исключительно пикапы, прошли в 1987–1988 гг. под эгидой SCCA. А через 10 лет, когда эту дисциплину взяла под свое крыло ассоциация NASCAR, на старт «челленджа» выходили модели практически всех официально продававшихся в США пикапов: Chevrolet, Dodge, Ford, GMC, Jeep, Isuzu, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Toyota. Причем в самой разной степени подготовки. Так, Ranger «заряжали» придворные фордовские тюнинговые компании Saleen и Roush, а к Toyota Tacoma приложило руку TRD – спортивное отделение японского концерна. И все же большинство сток-каров готовили сами владельцы, что называется, на коленке.
Шампанское – не их метод. В гонках грузовиков в ходу вода, кола и молоко. | В NASCAR Craftsman Truck Series победу с пилотом делит вся команда. В буквальном смысле слова – у каждого сотрудника свой процент от призовых. |
Промоутеры NASCAR, во-первых, переформатировали регламент соревнований. Они объединили календари гонок на пикапах и на своей самой популярной серии Winston Cup и тем самым сразу увеличили аудиторию NASCAR Craftsman Truck Series в десять раз!
Во-вторых, серьезно перетряхнули регламент, заранее открестившись от технического прогресса вроде композитных материалов, керамических тормозов и управляющей электроники. С тех времен на всех сток-карах стоят моторы V8 рабочим объемом 5870 см куб., конфигурация которых не менялась с 60-х годов прошлого века. По правилам, двигатели должны изготавливаться на основе серийного блока цилиндров, что гарантирует их доступность и долговечность. Но самое удивительное– система питания. Никакого впрыска! Старые добрые карбюраторы льют топливо-воздушную смесь рекой: впускные клапаны, в отличие от «стандарта» открываются раньше и на большее время, что позволяет мотору «дышать глубже», особенно на высоких оборотах.
Для «длинных» гонок ради надежности мощность снижают с максимальных 730 л. с. до 450 л. с. Причем не менее дедовским способом: между карбюратором и впускным коллектором ставят алюминиевую пластину с четырьмя отверстиями, ограничивающими поступление смеси в цилиндры.
Коробки передач конструктивно не менее древние, чем сами моторы, и имеют всего четыре ступени. Впрочем, большего для «овалов» и не требуется.
Вы когда нибудь видели Jeep Comanche? А его гоночную версию? | Гонки грузовиков долго позиционировались какспорт простых американцев на обычных пикапах. В этом году в серии стартует вчерашний пилотФ-1 Скотт Спид. |
Шаг в сторону – попытка!
С одной стороны, приверженность «серийности» – дань традициям, с другой– попытка не допустить «гонку вооружений», а значит, и неминуемого удорожания конструкций и участия. В итоге постройка пикапов, ихобслуживание и участие в гонках обходится командам по сравнению с другими сериями (IRL, GrandAm, ALMS) не так дорого. Но прошли те времена, когда гонщики собственноручно кроили болиды в своих гаражах из купленного на полицейских аукционах «конфиската». Теперь гоночные пикапы строят сами команды, закупая на стороне отдельные узлы вроде моторов и КП.
В основе пикапов – пространственная рама с мощным трубчатым каркасом безопасности. Передняя его часть вслучае удара должна направлять двигатель под пол, подальше от ног пилота. Скелет сток-кара обшивается листовым металлом– никакого углеволокна! Машина – за исключением серийных панелей крыши, капота и кромок грузового отсека – плод кропотливого ручного труда. Сначала сталь вырезают по выкройке, а затем прокатывают на «английском колесе» – станке, который медленно сгибает металл и придает ему нужную форму. Внешние параметры жестко оговорены правилами NASCAR, и их многократно перепроверяют тридцатью шаблонами, чтобы исключить разницу в аэродинамике кузовов автомобилей-соперников: она выходит на первое место при равных значениях мощности и однотипных КП. Врезультате пикапы получаются одинаковыми и по характеристикам, и по экстерьеру. Определить марку можно лишь по логотипам и наклейкам, имитирующим решетку радиатора и оптику. И команды нарекают болиды «серийными» именами исключительно из рекламных соображений.
Динамические характеристики держат в тайне: техрегламент доступен лишь участникам, а на самых быстрых треках пикапы оснащают рестрикторами– ограничителями скорости. Но ясно, что последние зашкаливают за 300 км/ч.
Победитель этапа непременно «рисует бублики»– кружится юлой на старт-финишной прямой. | Когда скорости «зашкаливают» за 300 км/ч, безопасность выходит на первый план. |
Многие этапы проходят на «овалах», где нужно все время поворачивать налево, поэтому настройки болидов асимметричны. Для устойчивости в виражах центр тяжести смещен влево, и на прямых машина норовит уйти в сторону. Для трасс европейского типа, то есть с разнообразием поворотов, строят обычные, симметричные стоки.
Далее – везде…
Резко возросший интерес к гонкам пикапов подтвердил, что они попали в надежные руки. Если в 1995-м телеаудитория соревнований NASCAR составляла 120млн. (из них доля Craftsman Truck Series– 8%), то сегодня – уже 300млн. и целых 33%. Гонки ассоциации в США уступают в популярности только национальным чемпионатам по бейсболу и американскому футболу.
Toyota – первый неамериканский бренд в серии. Пикап Tundra дебютировал в2004году и с ходу вклинился в разборки старожилов. На его счету победы в25 из 75этапов. | Экономия по-американски: на пит-стопах обслуживать пикап может максисмум пять механиков. |
В программу «наскаровских» этапов, помимо самих соревнований, входят парады ретроавтомобилей, авиашоу, выступления каскадеров, звезд шоу-бизнеса и многое другое. Значимость гонок на пикапах подчеркивает тот факт, что этапы серии в обязательном порядке посещают кандидаты в президенты США. Так, нынешний президент Джордж Буш-младший во время визита на самую известную гонку серии Daytona-500 отпустил шутку в своем стиле: «Я обожаю гонки, и в одной – президентской – уже участвую».
Все победители Craftsman Truck Series (1995–2007 гг.) |
|