X

Свет в конце тоннеля

Трак-рейсинг












Вот и закончился очередной чемпионат Европы по трак-рейсингу.
В «королевском» классе Super Race Truck победу одержал Герд Кербер
(Buggyra Truck Racing). А в «простом» Race Truck «золото» досталось
Лутцу Бернау из «именной» комманды Truck Sport Bernau.

В конце октября, когда
закончилось большинство гоночных серий, ФИА провела всеевропейский мониторинг,
по результатам которого составила рейтинг зрительских симпатий. Среди
«кольцевиков» трак-рейсинг вновь, как и год назад, занял третье место.
Факт примечательный не только в свете сверхконкуренции (впереди – «Формула-1»
и ETCC, «кузовной» чемпионат Европы), но и учитывая нынешнее состояние
дел в гонках грузовиков.

Падение рейтинга

С каждым сезоном European FIA Truck Racing Championship теряет спонсоров,
участников и, самое главное, производителей. А значит – и зрителей. Не
секрет, что бюджет любой серии базируется на трех китах: взносы от автодромов
за право принять у себя один из этапов, спонсорские вливания и средства
от продажи прав на телетрансляции. Так вот, трак-рейсинг в силу своей
специфики (минимум обгонов из-за узких как для тягачей трасс, ограничение
скорости) для ТВ малопривлекателен, так что «теледоходы» составляют чисто
символическую сумму. А минимум эфира – минимум спонсоров. Вот и приходилось
фирмам-производителям самим финансировать проведение чемпионата. Но постепенно
эта форма участия стала накладной даже для таких грандов, как MAN или
Mercedes-Benz.

Впереди – «баггиры»

Сегодня в высшем дивизионе – классе Super Race truck – как никогда малолюдно:
лишь шесть постоянных участников, защищающих цвета трех команд. Причем
только одна из них – Tatra Prima Team – имеет отношение к автомобилестроению.
Две другие, пражская Buggyra Truck Racing и франкфуртская Deutche Post
World Net, строят грузовики, именуемые, соответственно, Buggyra и РАМ
– исключительно для гонок. В чем и преуспели: за медали сражались пилоты
именно этих команд.

Впрочем, Tatra отказалась от притязаний на призовые места по собственной
инициативе: «играющий тренер» Станислав Матейовски в нынешнем сезоне усадил
за руль машины Jamal 18-летнего студента Адама Лачко, высшим достижением
которого стала победа в прошлогоднем «легковом» кубке Skoda Octavia. Матейовского
можно понять – серию покинул «черный принц» Caterpillar TRD, а других
реальных соперников у сверхмощных грузовиков Мартина Колоца – Buggyra
отродясь не было. Tatra проигрывала соотечественникам по важнейшим техническим
характеристикам.

Не стоило ожидать чуда и от неофита трак-рейсинга – немецких болидов
РАМ, на поверку оказавшихся переделанными под бескапотную компоновку…
прошлогодними «ямалами». Но, как показали результаты экс-чемпионов Харри
Луостаринена и Маркуса Ойстраха, не все в трак-рейсинге зависит от техники.
Финн то и дело показывал рекорды круга, ставя подопечных Колоца в затруднительное
положение – его РАМ однозначно медленнее, чем болиды Buggyra гонщиков
Герда Кербера, Антонио Албасете и Давида Вржечки. А немец после второго
этапа и вовсе захватил лидерство, чему немало поспособствовали детские
болезни «баггир». И хотя было очевидно, что Ойстрах – хрестоматийный «калиф
на час», именно благодаря ему нынешний сезон не превратился в открытый
чемпионат Buggyra Cup во главе с Кербером.

Герд Кербер, выступающий в трак-рейсинге 16 лет, провел, безусловно,
свой самый сильный сезон: в 9 этапах он завоевал 5 поулов и выиграл 10
из 18 гонок. Причем в четырех (в Португалии, Франции, Чехии и Испании)
сделал «большой шлем», то есть выиграл и квалификацию, и оба заезда. Впервые
за 20-летнюю историю Чемпионата Европы по трак-рейсингу действующий чемпион
смог защитить свой титул.

На его фоне результаты одноклубников, выступающих на точно таких же
«баггирах», выглядят бледно – у Албасете два поула и три «золота», у Вржечки
и вовсе только одна победа.

MAN правит бал

В более демократичном Race Truck болидов было не в пример больше: до
30 учасников на DAF, ERF, Foden, Ford, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Phoenix,
Renault, Scania, Volvo. Из них в десятку вошли семь пилотов на MAN, в
том числе три призера.

Лидеры Race Truck явно не испортят обедни и в высшей лиге. Cо следующего
сезона оба класса будут стартовать совместно. На внезачетном этапе в голландском
Ассене, где отрабатывался будущий «формат» гонок, Й. Ханн, С. Оливер и
Р. Гарретт выиграли у «суперов» первый же заезд (!).

Два в одном

Зачем объединять оба класса? Ради большей зрелищности. Во-первых, нынешняя
стартовая решетка в Super Race выглядела совсем уж «по-сиротски». Во-вторых,
присутствие на трассе более медленных машин увеличит число обгонов (пусть
даже обходить будут круговых), с которыми в трак-рейсинге всегда было
не ахти. Видимо, организаторы считают, что неразбериха, когда после первых
5 – 10 кругов зрителям без посторонней помощи будет трудно отследить,
кто на каком месте, – все же лучше, чем нынешняя «трамвайная» езда.

Который год в большинстве заездов «суперов» все машины финишируют в
том порядке, в котором вышли из первого послестартового поворота. А перестановки
происходят только из-за проблем с техникой или грубых ошибок в пилотировании.

Успех в Ассене, где зрители за один уик-энд увидели больше обгонов, чем
за весь сезон, моментально увеличил котировку акций трак-рейсинга среди
владельцев автодромов.

Общее количество этапов решено не увеличивать, но менее перспективные
из них будут заменены. Под вопросом проведение финского этапа, в нынешнем
сезоне отмененного из-за форсмажорных обстоятельств. Дамоклов меч завис
и над итальянским этапом, едва не сорванном натовцами, запретившими судьям
использовать GPS. Уже сейчас известно, что португальский Estoril и австрийский
A1 Ring будут заменены испанским Catalugna и голландским Assen. Это, бесспорно,
еще больше увеличит зрелищность трак-рейсинга.

Так что есть надежда, что гонки грузовиков в следующем сезоне вновь обретут
былую популярность.

 Особенности
национального налогообложения

Сегодня высший дивизион гонок грузовиков
превратился в эдакую выставку достижений чешского автопрома.
Чешские команды, болиды, пилоты, спонсоры. Откуда деньги у
маленькой по нашим меркам и не самой богатой страны? Секрет
прост: любая платящая налоги фирма 10% от этой суммы может
ассигновать на автоспортивные программы. То есть пустить деньги
не в бюджет, а на раскрутку собственного брэнда, товара или
услуг посредством рекламы в автоспорте. Чем чехи активно и
пользуются. Эх, нам бы их законы!

 Характеристики
болидов класса Race Truck
Снаряженная масса, кгMAN TG410 ARenault Premium/420 dCi
49054850
Мотор типдизельдизель
 с двойным турбонаддувомс двойным турбонаддувом
К-во цил./кл. на цил.6/46/4
Объем, см куб.1145511100
Мощность, л. с.12201050
КПП5-ст. авт.5-ст. авт.
Максимальная скорость, км/ч160*/204160*/195
Разгон 0 – 100 км/ч, с5,35,7
Расход топлива, л/100 км9692
* Ограничена электроникой

 Характеристики
болидов класса Super Race Truck
Снаряженная масса, кгBuggyra Gyrtech MK 12/002ВTatra Jamal Evo
48304800
Мотордизель с двойнымдизель c двойным
типтурбонаддувомтурбонаддувом
к-во цил./кл. на цил.6/46/4
объем, см куб.1200011950
мощность, л. с.14001250
КПП5-ст. авт.5-ст. авт.
Максимальная скорость, км/ч160*220 (160*)
Разгон 0 – 100 км/ч, с4,05,0
Расход топлива, л/100 км100100
* Ограничена электроникой

 Итоговая
классификация 2003 года. Класс Race Truck
1Лутц БернауMAN TG410 ATruck Sport Bernau406
2Эгон АллгауэрMAN TG410 APewag TRT Allgauer365
3Стюарт ОливерMAN TB 410 ATeam Castrol Atrkins354
4Росс ГарреттFoden Alpha GRoss Garett Racing223
5Хосе РодригесMAN 19.414209
6Йохен ХаннMercedes 1843Team Hahn Racing186
7Даниэль СейлерMAN TG410 APewag TRT Allgauer158
8Серафим СилваMAN TG410 A138
9Эдуардо РодригесMAN 19.41487
10Антонио КонейроMercedes 184385

 Итоговая
классификация 2003 года. Класс Super Race Truck
1Герд КерберBuggyra MK 002/BBuggyra Truck Racing224
2Маркус ОйстрахPAM MAN-03Deutsche Post World Net204
3Давид ВржечкиBuggyra MK 002/BBuggyra Truck Racing164
4Антонио АлбасетеBuggyra MK 002/BChepsa Competition Team159
5Адам ЛачкоTatra Jamal Evo IVTatra Prima Team140
6Харри ЛуостариненPAM MAN-03Deutsche Post World Net128
7Морис МонфриноVolvo TN 12Paris Truck Racing67
8Жан П. ШтадлерDAF XFR28

 Предварительный
календарь чемпионата на 2004 год
1.9-10 мая, Барселона, Испания
2.23-24 мая, Мизано, Италия
3.6-7 июня, Ассен, Голландия
4.20-21 июня, Ногаро, Франция
5.18-19 июля, Нюрбург, Германия
6.1-2 августа, Аластро, Финляндия
7.29-30 августа, Мост, Чехия
8.12-13 сентября, Цольдер, Бельгия
9.3-4 октября, Харама, Испания
10.24-25 октября, Ле Ман, Франция

Сергей Суховский
Фото фирм-производителей