X

Unimog: Непревзойденный универсал

В нынешнем году исполняется 60 лет известным автомобилям Mercedes-Benz Unimog. В честь юбилея компания «АвтоКапитал» организовала 16 марта в Киеве презентацию этих оригинальных машин.

В нынешнем году исполняется 60 лет известным автомобилям Mercedes-Benz Unimog. В честь юбилея компания «АвтоКапитал» организовала 16 марта в Киеве презентацию этих оригинальных машин.

В нынешнем году исполняется 60 лет известным автомобилям Mercedes-Benz Unimog. В честь юбилея компания «АвтоКапитал» организовала 16 марта в Киеве презентацию этих оригинальных машин.

Автомобили Unimog относятся к шедеврам мирового автомобилестроения. Это полноприводные универсальные машины, изначально приспособленные для выполнения широчайшего круга работ во всех сферах хозяйства, а также в армии.

Еще в 1948 году на первой послевоенной агровыставке во Франкфурте состоялась премьера автомобиля, сочетающего в себе черты грузовика, трактора и сельхозмашины. Его создатель – конструктор Альберт Фридрих дал этому симбиозу название «Универсальное моторное средство» – по-немецки Universal Motorgerat, а сокращенно Unimog.

Первые образцы были изготовлены на небольшой фирме «Братья Берингер» в городе Геппингене. Но вскоре оригинальным автомобилем заинтересовалась компания Daimler-Benz. И в 1951 году на ее заводе в городе Гаггенау началось серийное производство машин Unimog.
C тех пор сменилось несколько поколений Unimog, а их производство из Гаггенау переместилось в другой город – Верт. Но все они по-прежнему сохраняют фамильные черты марки: высокую проходимость, способность работать с многочисленным навесным оборудованием и нести различные надстройки, а также необычайно большой диапазон рабочих скоростей.

Есть такая немецкая шутка: «Каждый фермер хочет купить животное, которое бы и несло яйца, и поставляло шерсть, и давало молоко». Вот таким «чудо-животным» в автомобильном мире стал Unimog.

Unimog U500 с высокоэффективным шнековым снегоуборочным оборудованием от фирмы Schmidt.

Бескапотный Unimog U20 может, в числе прочих работ, подстригать траву на обочинах дорог.

Анатомия шасси

Сегодня выпускаются три модельные линейки автомобилей Unimog. Первая включает машины короткокапотной компоновки U300, U400 и U500. Вторая – капотные U3000, U4000 и U5000. А третью линейку бескапотных машин представляет пока одна модель – U20.

На автомобилях Unimog устанавливаются 4- или 6-цилиндровые дизели мощностью от 150 до 286 л. с. Особо отметим коробку передач. Чтобы обеспечить широчайший диапазон скоростей, она имеет три режима: транспортный, рабочий и ползучий. В итоге набирается 24 передачи (8х3) для движения вперед. Минимальная скорость составляет 120 м/ч, а максимальная – 90 км/ч. Добавим, что коробка реверсивная и имеет 22 передачи заднего хода.

Привод у машины постоянный на все колеса, есть блокировки межколесного и межосевых дифференциалов. Ведущие мосты – портального типа, что обеспечивает клиренс до 44 см. Unimog преодолевает брод глубиной до 1,2 м, ров шириной 0,8 м и удерживается на косогоре в 38 градусов. А за способность въезжать на необычайно крутой подъем – 100% (45 градусов) он был даже занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

Локомобиль на базе Unimog U400, поставленный на ж/д ход, успешно заменяет маневровый локомотив.

Для езды по рельсам локомобиль Unimog оборудуется направляющими колесами с ребордами.

На все руки мастер

О широчайших возможностях машины Unimog свидетельствует такой факт: для нее разработано свыше 3500 видов навесного оборудования и агрегатов, устанавливаемых на шасси, а их изготовлением занимаются более 320 фирм!

Для удобного крепления навесных устройств впереди у машины есть крепкая металлическая плита, которая регулируется по высоте. Unimog может иметь два вала отбора мощности: от двигателя и от коробки передач.

Однако главное отличие автомобиля Unimog – богатый «джентльменский набор» для привода гидравлики «навесок». Во-первых, это передняя рабочая гидравлика с четырьмя гидрораспределительными элементами (2 контура). А во-вторых, гидравлика повышенной мощности VarioPower – еще 2 контура. Управление всем этим осуществляется из кабины при помощи одного удобного джойстика.

И еще об удобстве. На машинах Unimog U300-U500 устанавливается т. н. двустороннее рулевое управление Vario Pilot. Если нужно, водитель может всего лишь за 30 секунд в несколько приемов передвинуть рулевую колонку вместе со щитком приборов и педальным узлом слева направо или наоборот. Это бывает нужно, например, на подметально-дорожных и снегоуборочных машинах, которые очищают проезжую часть, двигаясь у кромки тротуара.

Система VarioPilot позволяет за полминуты превратить Unimog в машину с правым рулем.

Редкая версия Unimog U500 – с третьей осью от компании Paul и с краном-манипулятором Palfinger.

Пожарный автомобиль на базе Unimog U4000 обладает высокой проходимостью.

Вакуумная подметально-уборочная машина на базе U400 с надстройкой фирмы Schmidt.

Первый Unimog в Украине – модель U30 – появился в Киеве еще в конце 50-х гг.

Что может локомобиль?

Локомобиль – это Unimog, способный передвигаться не только по обычным дорогам, но и по железнодорожному полотну. Для этого он оборудуется специальным устройством, которое имеет небольшие направляющие колеса с ребордами. Гидравлика опускает их на рельсы за считанные секунды и обеспечивает давление на них, равное четверти веса машины. Чтобы переставить локомобиль с обычной дороги, требуется лишь небольшой участок железнодорожного переезда.

Передвижение по рельсам осуществляется за счет основных колес автомобильного типа, хотя и со специальными шинами. Дело в том, что коэффициент сцепления стали с резиной в три раза больше, чем с той же сталью. В итоге локомобиль развивает такое же тяговое усилие, как и маневровый локомотив среднего класса. Иными словами, он может перемещать составы прицепным весом до 1000 тонн, а также замедлять их движение, используя тормоза вагонов. Сцепка и расцепка вагонов производится автоматически – водителю для этого не нужно выходить из кабины.

Так что дорожно-рельсовый Unimog – отличное средство для проведения маневренных работ на промышленных предприятиях, а также на ж/д транспорте. Но это еще не все. Локомобиль, оснащенный специальным оборудованием, можно использовать везде, где есть рельсы: например, для обслуживания путей в метро или трамвайном хозяйстве. Он может очищать пути от снега, ремонтировать подвесную контактную сеть, работать с крановым оборудованием и т. д. Локомобиль, как и все прочие машины Unimog, – непревзойденный универсал.

 

Хериберт Мюллер Глава правления компании «АвтоКапитал»

Экономический кризис приостановил наши планы по расширению продаж автомобилей Unimog в Украине, уменьшив покупательные возможности потенциальных клиентов. Сегодня же, когда Украина выходит из кризиса и приближается Чемпионат Европы по футболу, потребность в такой технике, несом­ненно, будет.

Валерий Шупик Руководитель отдела продаж грузовой техники Мерседес-Бенц компании «АвтоКапитал»

Локомобиль Unimog может выполнять ту же работу, что и маневровый локомотив. Но ведь тот стоит значительно дороже, потребляет много топлива и требует огромных затрат по обслуживанию. Так что для серьезных компаний, особенно промышленных предприятий, дорожно-рельсовый Unimog – это отличное решение.

Модельные линейки Unimog

Модель

Колесная база, мм

Полная масса, т

Число цилиндров

Мощность, л. с.

U300

3080/3600

7,5–10,2

4

150/177

U400

3080/3600

11,99–13,0

4,6

177/238

U500

3350/3900

11,99–16,0

6

238/286

U3000

3250/3850

7,5–10,0

4

150/177

U4000

3250/3850

7,5–10,0

4

177/218

U5000

3250/3850

11,99–14,1

4

177/218

U20

2700

7,5–9,3

4

150

Леонид Гоголев
Фото Mercedes-Benz и автора