X

В одной обойме

Выставка «МВСВ-2006»



































В России сенсация: с 3 по 6 августа впервые проходила
Международная выставка продукции военного назначения сухопутных войск
– «МВСВ-2006». Были широко представлены автомобили, в т. ч. и двойного
применения – пригодные и для мирных целей.

В рамках выставки состоялась
научно-практическая конференция по перспективам развития и производства
военной автомобильной техники. В ее работе приняли участие высокопоставленные
чиновники Министерства обороны, специалисты профильных НИИ, представители
ведущих автомобильных заводов Российской Федерации.

Участники конференции отметили принципиально важную тенденцию: роль автомобиля
в современных вооруженных силах мира неуклонно возрастает. И речь идет
не только о грузовиках как транспортном средстве. Автомобильные шасси
выступают и как системообразующий компонент многих образцов специальной
военной техники. Отдельно следует назвать класс т. н. ударных автомобилей,
которые непосредственно участвуют в бою: пусковые ракетные установки,
радиолокационные системы, носители стрелково-артиллерийского вооружения
и т. д.


Разработан перспективный типаж автомобилей для российской армии на период
до 2015 года. В рамках данного типажа и ведется работа над новыми конструкциями
для вооруженных сил. Как было заявлено, Минобороны планирует закупать
только самые удачные из них. А что касается модернизации уже состоящих
на производстве образцов, то она должна производиться за счет заводов-изготовителей,
благо они в последнее время стали побогаче.


Армейская автомобильная техника демонстрировалась в нескольких местах.
Во-первых, она занимала немалую территорию на Всероссийском выставочном
центре в Москве (ВВЦ), бывшей ВДНХ. Во-вторых, в статике и динамике ее
можно было увидеть на двух полигонах Московской области: в г. Красноармейске,
где в свое время дали путевку в жизнь легендарной «Катюше», и в г. Бронницы,
где расположен НИИ-21 – ведущий институт по военной автомобильной технике.
Но все автомобили независимо от пункта показа были объединены в одну «обойму»
– экспозицию выставки мирового уровня «МВСВ-2006».

Стальные «Мустанги»

В основной группе армейских многоцелевых машин – грузоподъемностью от
4 т – выступали на равных два извечных соперника в борьбе за заказы Минобороны:
«КАМАЗ» и «Урал». Третий игрок на поле – московский «ЗИЛ» – оказался слабым
звеном и, как положено, выбыл.


Сегодня в российской армии насчитывается более 41 тыс. КАМАЗов, причем
13 тыс. из них является базой для различной спецтехники. На «МВСВ-2006»
Камский автозавод показал унифицированное семейство многоцелевых автомобилей
«Мустанг» (4х4, 6х6 и 8х8), в развитие которого, кстати, вложил немало
кровных средств. Эти автомобили будут удовлетворять армейским нуждам,
по крайней мере, в течение ближайших 10 лет.


Опыт Афганистана и Чечни показал, что армии необходимы машины с бронированием,
защищающим от пуль и мин. И такие машины на КАМАЗе были созданы – в том
числе с высоким классом защиты – 5А (т. е. от бронебойных пуль Б32, калибра
7,62 мм, выпущенных из винтовки СВД). В частности, на выставке показали
артиллерийский тягач на шасси КАМАЗ-6350 (8х8). Он предназначен для буксировки
тяжелых орудий полной массой до 12 т (2А36, 2А55). Позади бронированной
двухместной кабины установлен отсек для боевого расчета из 6 человек,
включая 4 спальных места. Он также бронирован, имеет термоизоляцию из
сендвич-панелей, оборудован фильтровентиляционной установкой и отопителем.
В крыше расположены два люка, а в бортах – бойницы.


Совместно с Новашенским машиностроительным заводом «КАМАЗ» создал передвижной
понтонный парк ПП-91. Из этого «конструктора» можно собирать мосты грузоподъемностью
60 т и длиной до 268 м, а также паромы на 45 – 360 т, в зависимости от
числа звеньев. Впрочем, как отмечают сами разработчики, этот парк пока
в полной мере еще не отвечает требованиям военных. Так что заменить состоящие
сегодня на вооружении понтоновозы на базе украинских КрАЗов он сможет
только при условии повышения качества.


Еще одна совместная разработка – на этот раз с МВТУ – бронированный автомобиль
КАМАЗ-42269 «Выстрел». Машина предназначена для сопровождения колонн,
может перевозить личный состав и грузы, служить базой для вооружения.
В настоящее время проводятся ее государственные испытания.


На «МВСВ-2006» также демонстрировался предназначенный для воздушно-десантных
войск бортовой тягач КАМАЗ-43501 (4х4). Наземные испытания он уже прошел
и готов к другим испытаниям – сбросовым.


ЗАО «Камский завод тормозной аппаратуры и агрегатов» показал внедорожник
«Бархан» на базе двухосного вездехода «Мустанг», но с капотной компоновкой
и с кузовом универсал на 12 человек. Интересно, что боковые задние двери
открываются против хода.

Уральская закалка

Сегодня около 13% всего автопарка российской армии составляют грузовики
марки «Урал». С середины 90-х гг. в Миассе выпускается семейство многоцелевых
автомобилей «Мотовоз-1». Оно включает машины с колесными формулами 4х4,
6х6 и 8х8 грузоподъемностью от 4 до 15 т.


Конструкции постоянно совершенствуются: в этом году начался выпуск автомобиля
«Урал-432031» с увеличенными монтажными возможностями.


На ВВЦ демонстрировался «Урал-4320-01» (6х6), у которого стальными листами
защищены моторный отсек, баки, аккумуляторы. Толщина брони кабины – 6,5
мм, бронестекол в ней – 56 мм. В кузове размещен контейнер с 13-мм броней.
В Бронницах большой интерес публики вызвал новейший «Урал-6320» (6х6),
представленный пока еще без броневой защиты. Он имеет абсолютно новые
капот и кабину и двигатель ЯМЗ-7511.10 в 400 л. с.


ОАО «Пожтехника» из г. Торжок представила автоцистерну пожарно-технической
службы на шасси «Урал-55571» (6х6). Она оборудована краном с высотой подъема
10 м, который можно использовать и для расчистки завалов, и для спасения
людей – с этой целью на нем установлена съемная люлька на 120 кг. «Заправка»
машины – 3000 л воды и 200 л пенообразователя.


Интересная новинка, представленная на «МВСВ-2006», – шасси «Урал-692341-10».
Это первый в истории завода пятиосный автомобиль (10х10). Машина предназначена
для монтажа тяжелого специального оборудования: крановых установок, понтонных
парков, транспортно-заряжающих машин (ТЗМ) и т. д. Грузоподъемность ее
– 23,5 т. На полигоне в Бронницах автомобиль демонстрировался в деле –
с системой самопогрузки «Мультилифт» МЛ-20 (см. фото в заголовке). Он
был оборудован унифицированной платформой грузоподъемностью 18,1 т, на
которой транспортировалась гусеничная бронемашина МТЛБ. На глазах у публики
за считанные минуты произошел обмен грузом с другим «Мультилифтом» – на
шасси КАМАЗ.

Лидирует «ГАЗ»

В группе легких армейских многоцелевых автомобилей на «МВСВ-2006» безраздельно
господствовал «ГАЗ». Его ульяновский оппонент ограничился, по сути, только
двумя макетными образцами перспективных машин, правда, весьма любопытными.


Из нижегородской продукции прежде всего назовем семейство полноприводных
автомобилей ГАЗ-33088 «Садко» (4х4). В последнее время машина усовершенствована:
улучшились плавность хода за счет изменения подвески, межсервисный пробег
увеличился до 15 тыс. км. Ведутся работы по установке дизеля ЯМЗ нового,
130-го семейства, что позволит увеличить полезную нагрузку с 2 до 3 т.
В дальнейшем планируется снижение эксплуатационных расходов, повышение
надежности машины.


Следующее семейство – многоцелевые армейские автомобили ГАЗ-39371 «Водник»
(4х4). Они сочетают в себе качества вездехода и скоростного маневренного
автомобиля. Это позволяет им транспортировать воинские формирования на
большие расстояния и с ходу включаться в боевые действия. В основу конструкции
положена модульная схема, что позволяет использовать унифицированное шасси,
легко сменяя кузова различного назначения. В ближайшее время намечена
установка пулестойких колес и автоматической коробки передач.


Еще одно многоцелевое семейство – ГАЗ-233014 «Тигр», государственные
испытания которого наконец-то заканчиваются в НИИ-21. Дизель Cummins в
205 л. с. и доработанная независимая подвеска от БТР-80 позволяют достичь
высокой скорости на пересеченной местности. В дальнейшем планируется установка
отечественного дизеля ГАЗ. Производство этого автомобиля готовится на
Арзамасском машиностроительном заводе.


Большой интерес посетителей вызвала новейшая разработка «ГАЗа» – автомобиль
с жестким названием «Каратель». Завод поставил перед собой задачу создать
перспективное (на период 2010 – 2019 гг.) семейство многоцелевых автомобилей
двойного применения грузоподъемностью 1 – 2,5 т, при этом максимально
унифицированных. Образцы для Минобороны должны, однако, иметь противопульную
защиту. На «МВСВ-2006» был представлен пока что макетный образец грузоподъемностью
0,8 т с дизелем ГАЗ-562 в 190 л. с.


Автомобиль «Каратель» состоит из двух модулей – управления и функционального.
Последний может быть пассажирским, грузопассажирским либо специальным.
Шасси – рамное, с независимой подвеской и вентилируемыми дисковыми тормозами.
Средняя скорость по пересеченной местности – до 80 км/ч. Автомобиль может
работать с прицепом полной массой до 2 т.

«Узкие специалисты»

Кроме автомобилей многоцелевого назначения, на «МВСВ-2006» была представлена
еще одна большая группа машин – колесные специальные шасси и тягачи. Они
предназначены для монтажа, транспортировки и обеспечения боевого применения
вооружения и военной техники, в том числе ракетных комплексов. Такие машины
для российской армии выпускают Брянский автозавод (БАЗ), Курганский завод
колесных тягачей «Русич» («КЗКТ») и Минский завод колесных тягачей («МЗКТ»).


Чуть больше двух лет назад на Брянском автозаводе завершилась работа
по созданию перспективного семейства специальных шасси «Вощина – 1». В
него вошли пять изделий с колесными формулами 6х6 и 8х8. На базе этих
машин созданы и народно-хозяйственные версии, которые уже выпускаются
серийно.


На полигоне в Бронницах были представлены три брянских модели. Шасси
БАЗ-6910 (8х8) имеет каркасно-бронированную кабину увеличенного объема,
грузоподъемность его – 21 т. Модель демонстрировалась с кузовом-фургоном
К-6909, предназначенным для командных пунктов. На балластный тягач БАЗ-6306У
(8х8) устанавливают новую, семиместную кабину для расчета тяжелой артиллерийской
системы «Гиацинт» (152 мм). Седельный тягач БАЗ-6402 (6х6) буксирует полуприцепы
полной массой до 29,5 т.


Семейство «Вощина-1» растет. Недавно в НИИ-21 завершены испытания 5-осного
БАЗ-69096 (10х8) грузоподъемностью 29 т. Готовится к принятию на снабжение
и седельный тягач БАЗ-6403 (8х8).


В настоящее время завод может обеспечить Минобороны различными шасси
под монтаж оборудования массой от 14 до 36 т. При этом нужно отметить,
что речь идет о машинах, имеющих до 90% унифицированных узлов и агрегатов,
что значительно облегчает их эксплуатацию. В перспективе – новое семейство
«Вощина-2» (8х8, 10х10 и 12х12). Грузоподъемность автомобилей будет повышена,
появятся двигатели мощностью 650 л. с. и с АКП.


Одно из направлений деятельности Брянского автозавода – создание специальных
крановых шасси. Одна из новинок – крановое шасси БАЗ-8027 (4х4). На выставке
оно было представлено с краном Ивановского завода – КС-59721 грузоподъемностью
32 т.


Леонид Гоголев
Фото Юрия Гоголева