X

VOLVO FH 12: Шведский бестселлер

Volvo FH12









Магистральные тягачи Volvo известны нашим перевозчикам
с середины 70-х – именно тогда начались первые официальные поставки
этих автомобилей. С тех пор сменилось не одно поколение шведских машин
и накопился богатый опыт их эксплуатации. Пример тому – модель FH12,
бестселлер последних лет.

Еще в 60-е годы, во
времена Союза, было создано элитное предприятие «Совтрансавто», оснащенное
поначалу тягачами МАЗ-504В и Skoda 706. Однако до грузовиков-иномарок
этим машинам было далеко. В 1973 году закупили первую партию «шведов»
Volvo F89 (6х4). Водители единодушно одобрили машину с невиданными по
тем временам новшествами: две спальные стационарные полки, автономный
отопитель и почти сказочная роскошь – холодильник! Дизель в 330 л. с.
расходовал всего 30 л на 100 км и при этом позволял перевозить 30 т груза
(МАЗ тратил 38 л при 25-тонной нагрузке). «Отходив» без серьезных поломок
и ремонтов по миллиону километров и больше, машины вернулись в Швецию
– это было одним из условий договора о поставке.


Вскоре им на смену пришли автомобили следующего поколения – F12, выпускавшиеся
с 1977 года. А в 1994 году появились принципиально новые FH12, отличавшиеся,
прежде всего, аэродинамичной кабиной с сильно наклоненным лобовым стеклом.
Они стали живой легендой, дважды завоевав престижный титул Truck of the
Year: в 1994 году, а затем, после существенного обновления, и в 2000-м.


Особенностью FH12 стал новый турбодизель D12 рабочим объемом 12 л (отсюда
и индекс) мощностью от 380 до 500 л. с. В пятисотсильном исполнении он
был еще и турбокомпаундным, где в системе турбонаддува дополнительно используется
энергия отработавших газов. Силовые агрегаты оснащались моторным тормозом-замедлителем,
увеличивающим срок службы тормозной системы в среднем на 25%. Автомобили
FH12 выпускались с различными вариантами трансмиссии, начиная от 9-14-ступенчатых
механических, в том числе автоматизированной 12-ступенчатой, и заканчивая
«автоматом» Powertronic. Ходовая часть могла комплектоваться рессорной
или пневматической подвеской, дисковыми или барабанными тормозами с ABS.

 Мнение  

Леонид
Полица
Директор компании «Оствинд-Транспорт»

Международными перевозками мы занимаемся с 1996 года,
со времени вступления в АСМАП Украины. Работаем практически
со всеми европейскими странами. Первоначально ездили
в Европу на двух «супер-МАЗах» и одной старенькой Volvo
F12 середины 80-х. Однако понимание того, что успешный
бизнес невозможен без хорошей техники, пришло очень
быстро, и уже через год мы приступили к обновлению подвижного
состава. Сегодня наш автопарк насчитывает уже 7 автомобилей
Volvo FH12. Все машины покупались новыми, у официального
дилера. Мы были первыми в Украине, кто начал эксплуатировать
автопоезда повышенного объема, так называемые мегатрейлеры.
В их состав входят седельные тягачи с меньшими колесами
и низкопрофильной резиной, что дает возможность уменьшить
высоту седла до 950 мм. В результате такой автомобиль
может работать с низкорамным полуприцепом внутренним
объемом 100 кубометров.

Наш выбор в пользу грузовиков Volvo обусловлен положительным
опытом эксплуатации самой первой машины этой марки –
тягача Volvo F12, прошедшей более 1,5 млн. км. И этот
автомобиль до сих пор в строю!


Отрадно, что компания Volvo оперативно реагирует на
наши замечания, касающиеся тех или иных узлов. Так,
в свое время быстро изнашивались опоры кабин – сейчас
о такой проблеме никто и не знает. Слабым местом были
также втулки стабилизатора поперечной устойчивости заднего
моста – теперь они спокойно выхаживают по 500 тыс. км.
Сегодня мы столкнулись с еще одной, ранее не характерной
проблемой: быстро изнашивается замок сцепного устройства,
ремонтировать который на последних машинах пришлось
уже после 300 тыс. км. пробега. Тем не менее, эти мелкие
недочеты вполне устранимы благодаря конструктивному
диалогу между клиентом и компанией.

 Мнение  

Александр
Лобачев
Водитель компании «Оствинд-Транспорт»

Совсем недавно мой Volvo FH12 преодолел знаменательный
рубеж – в один миллион километров. Несмотря на такой
солидный пробег, грузовик по-прежнему в хорошем техническом
состоянии, что подтвердила и недавняя сертификация о
соответствии двигателя нормам Евро 2. Единственное,
к чему не смог привыкнуть силовой агрегат, так это к
качеству нашего топлива. Несколько раз на моей машине
меняли насос низкого давления, в котором периодически
выходили из строя перепускные клапаны.

Что же касается ходовой части, то ей уделяем особое
внимание в плане регулярного технического обслуживания.
Видимо, благодаря этому за миллион пройденных километров
детали обновляли нечасто. По мере выхода из строя менялись
втулки стабилизатора заднего моста и пневмоподушки.
При пробеге в 630 тыс. км отслужили свое рессорные пальцы
передней оси, а еще через 20 тыс. км – наконечники рулевых
тяг. Когда на одометре было 700 тыс. км, пришло время
установить ремкомплект на запирающий узел седельно-сцепного
устройства тягача. А вот тормозные колодки тягача еще
не менялись. Барабанные тормоза хоть и не так эффективны,
как дисковые, зато отличаются завидной долговечностью,
особенно в наших условиях эксплуатации.


Хорошей опцией считаю установку централизованной системы
смазки. Моя машина, к сожалению, такой не оборудована,
зато все остальные шесть автомобилей нашего автопарка
ею оснащены. Если на чистых европейских дорогах можно
обходиться периодическим обслуживанием на сервисе, то
на наших смазывать машину необходимо гораздо чаще. Например,
в зимний период я загоняю машину на пост смазки каждую
неделю. Так что ресурс хорошего автомобиля в заботливых
руках может исчисляться не сотнями тысяч, а миллионами
пройденных километров.

 Цены
на новые запчасти, грн.
Масляный фильтр (всего два)111
Масляный фильтр (обходной)192
Фильтр центрифуги328
Топливный фильтр99
Фильтр гидроусилителя 
рулевого управления67
Фильтр воздушный713
Ремень привода генератора245
Ремень привода вентилятора и кондиционера257
Тормозные колодки для передней оси717
Тормозной барабан1808
Втулки стабилизатора (комплект)404
Амортизатор передний/задний1299/1552

Александр Левчук
Фото автора, Андрея Яцуляка и Volvo Trucks