Впереди планеты всей

США буквально помешаны на римейках. Причем во всем, что касается индустрии развлечений, даже автогонок. Яркий пример – серия IRS, альтернатива суточному «Ле Ману» – 24 Hours Rolex Daytona. А вот по ралли-рейдам янки «впереди планеты всей»: самая популярная в обеих Америках внедорожная гонка 1000 Baja California прошла на 10 лет раньше «Дакара».

США буквально помешаны на римейках. Причем во всем, что касается индустрии развлечений, даже автогонок. Яркий пример – серия IRS, альтернатива суточному «Ле Ману» – 24 Hours Rolex Daytona. А вот по ралли-рейдам янки «впереди планеты всей»: самая популярная в обеих Америках внедорожная гонка 1000 Baja California прошла на 10 лет раньше «Дакара».

Американский «Дакара»
Mitsubishi рвется к победе.

Тот, кто берется досконально разобраться в американском автоспорте, обрекает себя на безнадежное дело – в США гоняются все и на всем. Любой владелец автомобиля – а их количество совпадает с численностью взрослого населения – может принять участие в любительских соревнованиях, проводящихся каждые выходные.

Еще одна отличительная особенность США – сверхпопулярность пикапов. Разумеется, такой технике также есть где померяться силами: первая гонка по бескрайним просторам полуострова Baja California Peninsul состоялась еще в 1963 году. Каждый метр той трассы усеян камнями, чередующимися с огромными валунами, глубокими оврагами, руслами высохших рек и песчаными барханами. Прибавьте сюда 40-градусную жару и мельчайшую, как пудра, пыль, которая при полном безветрии не оседает с полчаса, и вы поймете, почему 1000 Miles Baja California считается самой трудной и длинной безостановочной гонкой мира. А поскольку для американцев прилагательное «самый-самый» является универсальным рекламным инструментом, гонка моментально стала популярной.

От заката до рассвета

В 1967-м гонка («баха») обрела официальный статус. Специально под нее была создана NORRA – Национальная Ассоциация гонок по бездорожью и организовано на территории США несколько сателлитных «бах», объединенных в чемпионат. Первыми победителями «официального» рейда стали Вик Уилсон и Тэд Манджелс на Ted Meyers Manx, которые преодолели 1000-мильную трассу за 27 часов. Год спустя Парнелли Джонсу и Бидду Стропу на Ford Bronco на все про все понадобилось 15 часов.

В начале 80-х за призы сражались вот такие пикапы с минимальным уровнем подготовки.
Ford Bronсko Парнелли Джонса: крыша или спойлер?
В начале 80-х за призы сражались вот такие пикапы с минимальным уровнем подготовки.
Ford Bronсko Парнелли Джонса: крыша или спойлер?

А через пять лет, когда в гонку пришли профессиональные команды, поддерживаемые «большой четверкой» (АМС, Chrysler, Ford и GM), скорости возросли настолько, что организаторам пришлось заново прокладывать маршрут, чтобы искусственно удержать гонку в формате от «заката до рассвета». Новая, еще более убойная трасса окончательно вытеснила с первых ролей легкие заднемоторные багги, место которых заняли полноразмерные пикапы и внедорожники вроде Chevrolet Blazer и Dodge A100.

Вскоре вытеснили и саму NORRA – мексиканское правительство передало эксклюзивное право на проведение «бах» на своей территории самому успешному американскому рейдовику тех лет Микки Томпсону, пообещавшему организовать на родине текилы сразу несколько гонок. Томпсон обещание свое сдержал, создав ассоциацию Southern California Off Road Experience (гонки по бездорожью на коротких дистанциях). Главным отличием SCORE, как явствует из названия, стал более короткий формат соревнований: «разогревающие» 200–400-мильные рейды, в отличие от 1000 Baja, проходили на искусственно «закольцованных» трассах. Теперь зрители могли увидеть все перипетии гонки, которая буквально водила хороводы вокруг трибун, паддока и штаб-кваритиры соревнований. Разумеется, телевидение тоже было в восторге.

В Baja California состязаются все уважающие себя американские производители внедорожников.
Марафонский Hummer? Конечно – ведь в США гоняются на всем, к чему приделаны колеса.
В Baja California состязаются все уважающие себя американские производители внедорожников.
Марафонский Hummer? Конечно – ведь в США гоняются на всем, к чему приделаны колеса.

Made in USA

Разумеется, для столь негостеприимных условий требуется особая техника. В рейдах участвует более трех десятков групп, но за победу борются исключительно болиды класса Trophy Truck Unlimited. Строят их специализированные мастерские с широким использованием узлов и агрегатов пикапов 4х4.

Двигатели для «бах» производят на основе V-образных 8-цилиндровых блоков, причем с широким применением наработок NASCAR Craftsman Truck («КА» №3'2008). КП, наоборот, простейшие – 4-скоростные «механики»: большего на столь пересеченной местности и не нужно. А вот подвески построены по последней «дакаровской» моде: амортизаторы Bilstein и Kings, пружины Eibach и Reiger. Ход подвесок нередко превышает 50 см, а мощность моторов зашкаливает за 800 л. с. Так что на условно ровной грунтовке 2,5-тонные машины разгоняются за 220 км/ч. Но в самой гонке средняя скорость редко превышает 70 км/ч: того, что выдержит подвеска, не выдержат самые прочные шины.

Сегодня в американских «бахах» принимают участие практически все производители джипов и пикапов (Chevrolet, Ford, Hummer, Mitsubishi, Nissan, Toyota и т. д.). Плюс множество производителей комплектующих и нефтепродуктов, которые содержат свои фирменные команды. Для них «бахи» шестиэтапной серии SCORE не только рекламная компания, но и отличный испытательный полигонон.

Toyota Thundra V8 – первый и, скорее всего, не последний японский победитель знаменитой «бахи».
Toyota Thundra V8 – первый и, скорее всего, не последний японский победитель знаменитой «бахи».
Toyota Thundra V8 – первый и, скорее всего, не последний японский победитель знаменитой «бахи».

C привкусом «мяты»

А ведь есть еще и «бахи» серии CORR, где выступают точно такие же мощные и быстрые пикапы. Принципиальных отличий нет и в формате соревнований: только их с десяток и проходят они исключительно в США. Главная гонка серии – Mint-400, впервые прошедшая еще в 1967 году как развлекательное мероприятие лас-вегасского казино Mint. Из 101 стартовавшего экипажа до финиша тогда добрались 32! Первое время в гонках принимал участие самый популярный пилот обеих Америк Парнелли Джонс, а также несколько астронавтов и кинозвезд. Это моментально придало соревнованиям национальную и даже международную известность. В 1981-м поспорить за миллион призовых вышел 581 автомобиль и мотоцикл, а вокруг трассы собралось более 90 тысяч зрителей! О популярности гонки говорит и тот факт, что в 1989 году, помимо водителей из 40 штатов, Автралии, Мексики, Франции, Швеции и Японии, на старт Mint 400 вышли и советские (!) гонщики.

В середине ноября забытый Богом мексиканский городок Энсенада, что в 65 милях к югу от границы с США, становится местом паломничества рейдовиков со всего мира.олуостров сокровищ

В середине ноября забытый Богом мексиканский городок Энсенада, что в 65 милях к югу от границы с США, становится местом паломничества рейдовиков со всего мира. В прошлом сезоне на старт легендарной Tecate Baja 1000, которая по традиции «закрывает» чемпионат SCORE Desert Series, вышли более четырех сотен экипажей из 44 американских штатов и 20 стран. В последнее время четко обозначилась тенденция «возвращения к истокам»: с 2006 года трасса, раньше стартовавшая и финишировавшая в Энсенаде, теперь растянулась по всему полуострову, до самого Ла Паса.

Mint-400 – это самая жесткая из всех гонок по бездорожью, это полное отсутствие дорог. Рецепт от Джека Джонсона

Что такое гонки по пустыне? Представьте себе, что вы целый день катаетесь на американских горках. Mint-400 – это самая жесткая из всех гонок по бездорожью, это полное отсутствие дорог. Все, что я делаю на трассе, преследует одну-единственную цель – сохранить автомобиль. До начала соревнований я прохожу весь маршрут на мотоцикле, приглядываясь к каждому камню, выступу или яме, чтобы не напороться на них во время гонки. Если какое-то препятствие нельзя обойти, то я его стараюсь перепрыгнуть – для этого просто нужно посильнее разогнаться. Предположим, я наткнулся на высохший ручей, а перебраться через него нужно так, чтобы не врезаться в противоположный берег. Я подбираю соответствующую скорость – прыжок – и машина, перелетев на другую сторону, цепляется передними колесами, как когтями, за самую кромку берега. Здесь вступают в ход амортизаторы, которые сначала сжимаются, а потом идет обратная реакция. «Поддав» вовремя газу, ее вполне можно загасить и выбраться на противоположную сторону. И так всю гонку».

Американский «Дакара»
Американский «Дакара»
Американский «Дакара»
Американский «Дакара»
Американский «Дакара»
Американский «Дакара»
Американский «Дакара»

Сергей Суховский
Фото фирм-производителей

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.