VW uber alles
Прошлогодний чемпионат Европы по тракрейсингу, прошедший без его столпов – Mercedes-Benz и MAN, оставил тяжелое впечатление. Казалось, еще пару подобных бесцветных сезонов – и по дисциплине можно справлять панихиду. Но в нынешнем году с серией произошло если не чудо, то, по крайней мере, очень обнадеживающая метаморфоза. |
И так, самые печальные
прогнозы не оправдались: серия жива, количество этапов не сократилось,
а гонщики бились за чемпионские титулы до последнего заезда. Не случилось
и казавшегося неизбежным (аж восемь пилотов в сезоне 2003 года) упразднения
престижного, но и куда более дорогого класса Super Race. В начале сезона
его словно окропили живой водой: как чертик из табакерки откуда ни возьмись
появилась заводская команда… Volkswagen! Европейцы были очень удивлены.
Особенно скоростью модели Titan: после четырех первых этапов в активе
пилотов Deutsche Post World Net Truckteam Volkswagen Nutzfahrzeuge были
и поулы, и победы в квалификационных и кубковых гонках.
А после того как по ходу сезона в Super Race подтянулись
богатые любители вроде Эрве Крозье и Пьера фон Ментлен на прошлогодних
PAM-MAN, а также Станислав Матейовски на своей чемпионской Tatra-Yamal
интрига перестала быть достоянием исключительно верхней части турнирной
таблицы.
Уже на пятом этапе, в немецком Нюрбургринге расстановка
сил заметно изменилась. Первый номер VW Маркус Ойстрах благодаря победам
в тренировке и кубковой гонке возглавил абсолютный зачет. Все, чем могли
ответить пилоты «великой армады» Buggyra, – дубль Антонио Албасете и Людовика
Фора в квалификационном заезде. Парадоксально, но на самой скоростной
в календаре чемпионата трассе Маркус по максимальной скорости уступил
всем трем пилотам Buggyra.
Неудавшийся бойкот
Cледующего, шестого этапа вообще могло не быть – финская
трасса «Аластаро» никогда не пользовалась популярностью ни у пилотов,
ни у зрителей. К тому же по своему формату и конфигурации она явно не
подходит для массивных рейс-траков. Гонщики собирались бойкотировать этап,
пока FIA не пригрозила ведущим конюшням штрафными санкциями. Тем не менее
в Аластаро приехали только пять пилотов класса Super Race, в то время
как в Нюрбургринге стартовала дюжина.
И снова Ойстраху не было равных. С той лишь разницей,
что в Финляндии вицечемпион 2003 года завоевал так называемый большой
шлем, выиграв все, что только мог: тренировку, квалификационный и кубковый
заезды и к тому же установив новый рекорд круга.
Партнера по команде поддержал и Ральф Дрюкенмюллер, сумевший
прорваться сквозь ряды «великой армады» и взять «бронзу» в кубковой гонке.
Что, впрочем, никак не повлияло на расстановку сил перед 7-м, чешским
этапом: впереди Ойстрах, за ним на расстоянии вытянутой руки «багиристы»
Давид Вржечки, Людовик Фор и Антонио Албасете. И только на пятом месте
– Дрюкенмюллер.
Дома и стены помогают
В Чехии трак-рейсинг пользуется ничуть не меньшей популярностью,
чем в Германии. Достаточно сказать, что Liaz стал едва ли не первой в
истории дисциплины маркой, выставившей заводскую команду еще в середине
1980-х. Сейчас на родине Швейка базируются гоночные конюшни Buggyra и
Tatra, а за медали сражаются Давид Вржечки и Станислав Матейовски, Франтишек
Войтишек и Адам Лачко.
На домашней трассе Buggyra наконец-то дала бой Volkswagen:
Маркус сумел выиграть только квалификационную гонку, а Ральф не смог подняться
выше четвертого места. В тренировке быстрейшим был Фор, в «кубке» он вместе
с Албасете оттеснил лидера серии на нижнюю ступеньку подиума. Увы, этого
было недостаточно, чтобы обойти Ойстраха в общем зачете. Между тем, из
Моста Маркус уезжал уже с не таким однозначным преимуществом.
Последний бой, он трудный самый
В отличие от скоростных Нюрбургринга и Моста, бельгийская
трасса «Цольдер» (с 1973-го по 1982-й она принимала этапы «Ф-1») больше
подходила для машин VW Titan, менее массивных, чем «баггиры». Тем не менее
на восьмом этапе победили Вржечки и Фор, сократившие свое отставание от
лидера соответственно до 14 и 7 очков.
Стоит отметить четвертый результат в кубковой гонке «частника»
Мориса Монфрино. В зависимости от типа трассы чемпион Франции двух последних
лет ездит то на мощном MAN, то на юрком Renault Premium 480 и все ближе
подбирается к пикированиям пилотов Buggyra и Volkswagen.
Предпоследний этап, прошедший на еще одной овеянной славой
«Ф-1» трассе – испанской «Хараме», вновь без проблем выиграл Ойстрах.
Таким образом он сделал шансы Фора призрачными: 215 пунктов против 203,
и исключил из числа претендентов Вржечки, который всю гонку мучился с
неполадками в электросистеме своего обычно надежного грузовика.
В результате, чтобы стать чемпионом, французу мало было
выигрывать все заезды на последнем этапе. Необходимо было еще «контролировать»
Ойстраха, не позволить ему ни разу попасть на подиум. В принципе, учитывая
отличные выступления Фора на домашней трассе «Ле-Ман» (в 1998 году он
именно здесь на финальной гонке «вырвал» чемпионский титул) и помощь товарищей
по команде, задача представлялась осуществимой. Если бы не сам Фор: в
квалификации он превысил разрешенный скоростной лимит – 160 км/ч. Усугубила
положение и дисквалификация Вржечки: из-за проблем с мотором чех остановился
за два круга до конца квалификационной сессии. В итоге оба начинали первую
гонку с последнего ряда. Маркус же выиграл заезд в стиле старт-финиш,
то есть лидируя на протяжении всей дистанции. Недовольный работой мотора
Фор финишировал только третьим.
Все должна была решить последняя гонка сезона. Увы, череда
поломок в стане «баггир» продолжилась: за четыре круга до финиша Людовик
вынужден был сложить оружие, а с ним и утратить надежды на свой второй
титул – сгорела турбина.
«Золото» в последнем заезде сезона взял каталонец Антонио
Албасете, а свежеиспеченный чемпион на последнем круге даже пропустил
на вторую позицию Дрюкенмюллера.
Любовь не ржавеет
Если в «супере» главным нарушителем спокойствия выступила
заводская команда Volkswagen на перелицованных прошлогодних PAMMAN, то
в Race Truck автором сенсации стал трехкратный чемпион Герд Кербер, в
конце прошлого сезона якобы повесивший шлем на гвоздь. На самом же деле
аксакал трак-рейсинга, «перу» которого принадлежат гоночные DAF, Buggyra
и PAM-MAN, совместно с «баггирами» готовил в своем ателье Bickel Tuning
рейс-трак от Freightliner!
Дебют «Керби» на пятом, домашнем этапе в Нюрбургринге
закончился сенсационно – немец выиграл тренировку, причем с рекордным
временем и двухсекундным преимуществом над ближайшим из конкурентов. Правда,
в гонке немец не блистал из-за многочисленных «детских болезней» своего
детища. Зато в чешском Мосте Герд уже не просто был среди быстрейших,
а и пикировался с лидером серии Стюартом Оливером за «золото». Их борьба
колесо в колесо стала украшением уикэнда. Увы, комиссары в спорной ситуации
«наградили» Кербера табличкой Stop & Go, предписывающей проезд с остановкой
по пит-лейн. Так Герд лишился золотого лаврового венка уже во второй для
Freightliner гонке. Впрочем, поскольку он выступал вне зачета, то не мог
набирать очки и влиять на расстановку сил.
Чемпионат в очередной раз стал «открытым кубком MAN Truck», то есть
вопрос о победителе в командном зачете был решен заранее. Главная же интрига
сезона заключалась в том, как когорта многочисленных пилотов этой марки
разместится на подиуме. В итоге победил Оливер, с самого первого этапа
лидировавший в абсолютном зачете.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс Super Race. Итоговые результаты |
|
Класс Race Truck. Итоговые результаты |
|