X

VW uber alles

Трак-рейсинг











Прошлогодний чемпионат Европы по тракрейсингу, прошедший
без его столпов – Mercedes-Benz и MAN, оставил тяжелое впечатление.
Казалось, еще пару подобных бесцветных сезонов – и по дисциплине можно
справлять панихиду.
Но в нынешнем году с серией произошло если не чудо, то, по крайней
мере, очень обнадеживающая метаморфоза.

И так, самые печальные
прогнозы не оправдались: серия жива, количество этапов не сократилось,
а гонщики бились за чемпионские титулы до последнего заезда. Не случилось
и казавшегося неизбежным (аж восемь пилотов в сезоне 2003 года) упразднения
престижного, но и куда более дорогого класса Super Race. В начале сезона
его словно окропили живой водой: как чертик из табакерки откуда ни возьмись
появилась заводская команда… Volkswagen! Европейцы были очень удивлены.
Особенно скоростью модели Titan: после четырех первых этапов в активе
пилотов Deutsche Post World Net Truckteam Volkswagen Nutzfahrzeuge были
и поулы, и победы в квалификационных и кубковых гонках.

А после того как по ходу сезона в Super Race подтянулись
богатые любители вроде Эрве Крозье и Пьера фон Ментлен на прошлогодних
PAM-MAN, а также Станислав Матейовски на своей чемпионской Tatra-Yamal
интрига перестала быть достоянием исключительно верхней части турнирной
таблицы.

Уже на пятом этапе, в немецком Нюрбургринге расстановка
сил заметно изменилась. Первый номер VW Маркус Ойстрах благодаря победам
в тренировке и кубковой гонке возглавил абсолютный зачет. Все, чем могли
ответить пилоты «великой армады» Buggyra, – дубль Антонио Албасете и Людовика
Фора в квалификационном заезде. Парадоксально, но на самой скоростной
в календаре чемпионата трассе Маркус по максимальной скорости уступил
всем трем пилотам Buggyra.

Неудавшийся бойкот

Cледующего, шестого этапа вообще могло не быть – финская
трасса «Аластаро» никогда не пользовалась популярностью ни у пилотов,
ни у зрителей. К тому же по своему формату и конфигурации она явно не
подходит для массивных рейс-траков. Гонщики собирались бойкотировать этап,
пока FIA не пригрозила ведущим конюшням штрафными санкциями. Тем не менее
в Аластаро приехали только пять пилотов класса Super Race, в то время
как в Нюрбургринге стартовала дюжина.

И снова Ойстраху не было равных. С той лишь разницей,
что в Финляндии вицечемпион 2003 года завоевал так называемый большой
шлем, выиграв все, что только мог: тренировку, квалификационный и кубковый
заезды и к тому же установив новый рекорд круга.

Партнера по команде поддержал и Ральф Дрюкенмюллер, сумевший
прорваться сквозь ряды «великой армады» и взять «бронзу» в кубковой гонке.
Что, впрочем, никак не повлияло на расстановку сил перед 7-м, чешским
этапом: впереди Ойстрах, за ним на расстоянии вытянутой руки «багиристы»
Давид Вржечки, Людовик Фор и Антонио Албасете. И только на пятом месте
– Дрюкенмюллер.

Дома и стены помогают

В Чехии трак-рейсинг пользуется ничуть не меньшей популярностью,
чем в Германии. Достаточно сказать, что Liaz стал едва ли не первой в
истории дисциплины маркой, выставившей заводскую команду еще в середине
1980-х. Сейчас на родине Швейка базируются гоночные конюшни Buggyra и
Tatra, а за медали сражаются Давид Вржечки и Станислав Матейовски, Франтишек
Войтишек и Адам Лачко.

На домашней трассе Buggyra наконец-то дала бой Volkswagen:
Маркус сумел выиграть только квалификационную гонку, а Ральф не смог подняться
выше четвертого места. В тренировке быстрейшим был Фор, в «кубке» он вместе
с Албасете оттеснил лидера серии на нижнюю ступеньку подиума. Увы, этого
было недостаточно, чтобы обойти Ойстраха в общем зачете. Между тем, из
Моста Маркус уезжал уже с не таким однозначным преимуществом.

Последний бой, он трудный самый

В отличие от скоростных Нюрбургринга и Моста, бельгийская
трасса «Цольдер» (с 1973-го по 1982-й она принимала этапы «Ф-1») больше
подходила для машин VW Titan, менее массивных, чем «баггиры». Тем не менее
на восьмом этапе победили Вржечки и Фор, сократившие свое отставание от
лидера соответственно до 14 и 7 очков.

Стоит отметить четвертый результат в кубковой гонке «частника»
Мориса Монфрино. В зависимости от типа трассы чемпион Франции двух последних
лет ездит то на мощном MAN, то на юрком Renault Premium 480 и все ближе
подбирается к пикированиям пилотов Buggyra и Volkswagen.

Предпоследний этап, прошедший на еще одной овеянной славой
«Ф-1» трассе – испанской «Хараме», вновь без проблем выиграл Ойстрах.
Таким образом он сделал шансы Фора призрачными: 215 пунктов против 203,
и исключил из числа претендентов Вржечки, который всю гонку мучился с
неполадками в электросистеме своего обычно надежного грузовика.

В результате, чтобы стать чемпионом, французу мало было
выигрывать все заезды на последнем этапе. Необходимо было еще «контролировать»
Ойстраха, не позволить ему ни разу попасть на подиум. В принципе, учитывая
отличные выступления Фора на домашней трассе «Ле-Ман» (в 1998 году он
именно здесь на финальной гонке «вырвал» чемпионский титул) и помощь товарищей
по команде, задача представлялась осуществимой. Если бы не сам Фор: в
квалификации он превысил разрешенный скоростной лимит – 160 км/ч. Усугубила
положение и дисквалификация Вржечки: из-за проблем с мотором чех остановился
за два круга до конца квалификационной сессии. В итоге оба начинали первую
гонку с последнего ряда. Маркус же выиграл заезд в стиле старт-финиш,
то есть лидируя на протяжении всей дистанции. Недовольный работой мотора
Фор финишировал только третьим.

Все должна была решить последняя гонка сезона. Увы, череда
поломок в стане «баггир» продолжилась: за четыре круга до финиша Людовик
вынужден был сложить оружие, а с ним и утратить надежды на свой второй
титул – сгорела турбина.

«Золото» в последнем заезде сезона взял каталонец Антонио
Албасете, а свежеиспеченный чемпион на последнем круге даже пропустил
на вторую позицию Дрюкенмюллера.

Любовь не ржавеет

Если в «супере» главным нарушителем спокойствия выступила
заводская команда Volkswagen на перелицованных прошлогодних PAMMAN, то
в Race Truck автором сенсации стал трехкратный чемпион Герд Кербер, в
конце прошлого сезона якобы повесивший шлем на гвоздь. На самом же деле
аксакал трак-рейсинга, «перу» которого принадлежат гоночные DAF, Buggyra
и PAM-MAN, совместно с «баггирами» готовил в своем ателье Bickel Tuning
рейс-трак от Freightliner!

Дебют «Керби» на пятом, домашнем этапе в Нюрбургринге
закончился сенсационно – немец выиграл тренировку, причем с рекордным
временем и двухсекундным преимуществом над ближайшим из конкурентов. Правда,
в гонке немец не блистал из-за многочисленных «детских болезней» своего
детища. Зато в чешском Мосте Герд уже не просто был среди быстрейших,
а и пикировался с лидером серии Стюартом Оливером за «золото». Их борьба
колесо в колесо стала украшением уикэнда. Увы, комиссары в спорной ситуации
«наградили» Кербера табличкой Stop & Go, предписывающей проезд с остановкой
по пит-лейн. Так Герд лишился золотого лаврового венка уже во второй для
Freightliner гонке. Впрочем, поскольку он выступал вне зачета, то не мог
набирать очки и влиять на расстановку сил.

Чемпионат в очередной раз стал «открытым кубком MAN Truck», то есть
вопрос о победителе в командном зачете был решен заранее. Главная же интрига
сезона заключалась в том, как когорта многочисленных пилотов этой марки
разместится на подиуме. В итоге победил Оливер, с самого первого этапа
лидировавший в абсолютном зачете.

На первый взгляд, в трак-рейсинге весьма
запутанный формат гонок и система начисления очков. Но это
не совсем так. Субботняя, так называемая квалификационная
гонка определяет порядок старта в основной, кубковой, которая
проходит в воскресенье. Поскольку последняя в два раза длиннее,
оценивается она иначе.

Место12345678910
1 гонка10987654321
2 гонка20151210864321

 Класс
Super Race. Итоговые результаты
1Маркус ОйстрахVW237
2Людовик ФорBuggyra210
3Давид ВржечкиBuggyra201
4Антонио АльбасетеBuggyra198
5Ральф ДрюкенмюллерVW158
6Mорис МонфриноMAN/Renault71
7Давид ПаталаччиDAF32
8Mишель БассанеллиDAF30

 Класс
Race Truck. Итоговые результаты
1Стюарт ОливерMAN409
2Лутц БернауMAN393
3Адам ЛачкоMAN368
4Эгор АллгейерMAN329
5Йохен ХанMercedes276
6Хосе РодригесMAN209
7Росс ГарреттFoden192
8Франтишек ВойтишекRenault175
9Винсен КрозьеRenault126
10Даниэль СэйлерMAN77
11Жан-Луп ФурньеRenault67
12Эдуардо A. РодригесMAN38
13Нико ПуличMercedes17
14Доминик ЛачезеRenault7
14Франк КонтиVolvo7
16Антонио КонэйроMercedes5
17Cимеоне МартинVolvo4
18Бруно РамосVolvo2
19Стив ФэллVolvo1
19Хосе Луис НевешVolvo1

Сергей Суховский
Фото MAN, Orsini, Volkswagen, Buggyra