X

IVECO Daily: Урок турбогеометрии

IVECO Daily 60C17 HPT










Развозной малотоннажник IVECO Daily известен на украинском
рынке не первый год. Не так давно машина подверглась существенной
модернизации. Преобразилась внешность, улучшилась активная безопасность.
И главное нововведение – появился 166-сильный турбодизель с изменяемой
геометрией турбины.

Ходовые испытания автомобилей
IVECO Daily мы уже проводили, однако очередного рандеву ждали с неменьшим
интересом. Хотелось посмотреть, как поведет себя новый, самый мощный двигатель,
причем на одной из самой тяжелых, 6-тонной модификации. Более того, на
тест нам дали автомобиль в интересном исполнении: с двухрядной 6-местной
кабиной и самой длинной колесной базой.

Снаружи и внутри

Появилась новая решетка радиатора в духе магистральных тягачей Stralis
– со скругленным по краям вырезом и перекладиной посередине. Указатели
поворотов стали бесцветными. Прямоугольные противотуманки в переднем бампере
уступили место круглым. Вот, пожалуй, и все «фэйс-отличия».


Открываем переднюю дверь. Ставим ногу на широкую подножку… О, наконец-то:
на передней стойке обнаруживаем удобный поручень для облегчения посадки-высадки.
Напомним, что на ранее тестируемых машинах его не было. Открываем задние
двери для доступа на второй ряд сидений. Они, конечно, не такие широкие,
как передние, но человеку средней комплекции тесно не будет. Отсутствие
поручня на центральной стойке с лихвой компенсирует горизонтально установленная
ручка на внутренней стороне двери.


Приборная панель, руль и другие органы управления – такие же, как и
на знакомых нам Daily. Рулевое колесо – с приятным на ощупь пухлым ободом
и удобными углублениями под большие пальцы. Жалко только, что оно не регулируется.
Не изменился и щиток приборов.


Кресла водителя и переднего пассажира регулируются в продольном направлении
и изменяют угол наклона спинки и подушки. В последнем случае наклон подушки
вперед-назад осуществляется отдельными клавишами.


Задний 4-местный диван оснащен индивидуальными спинками, а также подголовниками
из прорезиненной пластмассы. Трехточечными рямнями безопасности на «галерке»
смогут воспользоваться только крайние пассажиры, а для центральных предусмотрены
лишь набедренные, 2-точечные.

На ходу

Новый 166-сильный турбодизель 3.0 HPT (High Pressure Turbine – «турбина
высокого давления») на холостом ходу почти не слышен. Забегая наперед,
скажем, что и на высокой скорости практически то же – лишь легкое посвистывание
турбины. По сравнению с предыдущим топ-двигателем – 146-сильным Unijet
(тест-драйв см. «КА» №6’2002) уровень шума в кабине заметно понизился.
По фирменным данным – на 3 дБА при 100 км/ч, и этому охотно веришь.


У мотора просто зверский подхват. Максимальный крутящий момент в 380
Нм достигается уже при 1250 об/мин и держится до 3070 об/мин. В отличие
от предшественника Unijet, также имеющего турбонаддув с изменяемой геометрией,
16-клапанник HPT оснащен системой Сommon Rail второго поколения. В результате
давление впрыска возросло до 1800 бар, а сам процесс разбит на два этапа:
сначала в цилиндры подается прогревочная порция топлива, а затем – основная.


Таким образом, улучшается сгорание и повышается экономичность: в данном
случае средний расход топлива уменьшился почти на 10%. Снижению эксплуатационных
затрат также способствуют увеличенные межсервисные интервалы. Масляный
фильтр теперь нужно менять через 15 тыс. км, воздушный – через 30 тыс.,
а цепь ГРМ, заменившую ремень, – и вовсе после 350 тыс. км.


Новой на нашей машине была и механическая 6-ступенчатая коробка передач.
Благодаря усовершенствованным синхронизаторам повысились легкость и четкость
переключения. Более того, теперь она с «овердрайвом» (6-я передача повышающая),
что позволяет двигаться по трассе на более низких оборотах, а следовательно,
экономить топливо и моторесурс. При частично загруженной машине на 6-й
можно ехать и по городу, не превышая разрешенные 60 км/ч. И при этом еще
остается запас тяги. Педаль газа в пол – и автомобиль уверенно начинает
разгоняться…


На предыдущих Daily нам не понравился «ватный» руль, но сейчас его просто
не узнать. На высокой скорости он наливается тяжестью, что позволяет уверенно
чувствовать автомобиль. Задняя подвеска колес на обновленных полуэллиптических
рессорах также улучшила управляемость машины. Благодаря передней независимой
торсионной подвеске и самой длинной колесной базе (как-никак 4,75 м) плавность
хода на высоте – даже на незагруженной машине неровности наших дорог кажутся
пустяком.


Дисковые тормоза на всех колесах и система ABS восьмого поколения уверенно
останавливают автомобиль с любой скорости и на любом дорожном покрытии.
А система распределения тормозных сил EBD и антипробуксовочная система
ABD не дают колесам уйти в занос на скользком покрытии. Правда, когда
мы попытались войти в обледенелый поворот с «газком», пробуксовка задних
колес все же произошла. Зато при трогании на льду она эффективно работает.


Обновленный IVECO Daily стал еще лучше. Он посвежел внешне, получил
более мощное и экономичное «сердце» и стал дешевле в эксплуатации.

Мощный экономичный турбодизель
с подхватом на малых оборотах
Четкость и легкость включения передач
Устойчивость на скользкой дороге
Информативный, в меру «легкий» руль
Просторная 6-местная кабина
Мощные тормоза
Мелкая оцифровка щитка приборов
Нерегулируемый руль
Звуковой сигнал на подрулевом рычажке

 IVECO
Daily 60C17 HPT
Общие данные
Типгрузовик с борт. платформой
Д/Ш/В, мм8223/1996/2320
Колесная база, мм4750
Грузоподъемность (шасси), кг3760
Полная масса, кг6000
Размеры груз. отсека, Д/Ш/В, мм5200/2300/2300
Радиус поворота, м8,68
Дорожный просвет, мм171
Объем бака, л90
Двигатель
Марка3.0 HPI
Типтурбодиз. с изм. геометр.
турбины
Рабочий объем, см куб.2998
Расп. и к-во цил./кл. на цил.R4/4
Мощность, л. с./об/мин166/3000-3500
Макс. кр. момент, Нм/об/мин380/1250 – 3070
Трансмиссия
КППмех. 6-ст.
Ходовая часть
Подвеска передн./задн.независ. торсион./завис.
рессорн.
Тормоза передн./задн.диск./диск., ABS, EBD, ABD
Шины225/75 R16
Эксплуатационные показатели
Макс. скорость, км/чоколо 140
Средний расход, л/100 км13,5
Стоимость ТО, грн.от 700
Периодичность ТО, км15000
Гарантия, лет/км2/200000
Цена тестируемого автомобиля220000 грн.

Юрий Гоголев
Фото Владислава Бойко


Редакция благодарит ДП «Юрол» – официального дилера IVECO
в Украине – за предоставленный на тест автомобиль