X

IVECO Trakker: Красное и черное

Недавно на украинском рынке появился самосвал IVECO Trakker, предназначенный для перевозки горячего асфальта – груза, с которым справится не всякая машина. Мы протестировали Trakker, названный «Лучшим самосвалом на автосалоне TIR’2009».

Недавно на украинском рынке появился самосвал IVECO Trakker, предназначенный для перевозки горячего асфальта – груза, с которым справится не всякая машина. Мы протестировали Trakker, названный «Лучшим самосвалом на автосалоне TIR’2009».

Недавно на украинском рынке появился самосвал IVECO Trakker, предназначенный для перевозки горячего асфальта – груза, с которым справится не всякая машина. Мы протестировали Trakker, названный «Лучшим самосвалом на автосалоне TIR’2009».

Украинскому потребителю самосвалы IVECO Trakker известны не понаслышке – немалое их количество исправно работает в карьерах и на стройках. Мы, кстати, несколько лет назад уже испытывали подобный грузовик (см. «КА» № 4' 2004). Сегодня, к сожалению, работы на многих объектах приостановлены, поэтому спрос на самосвалы упал. Но дорожного строительства кризис коснулся не так сильно, а потому официальный дилер IVECO – компания АМАКО предлагает не просто самосвал, а самосвал-асфальтовоз.

Снаружи

Наш самосвал был заметен еще издалека – ярко-красный четырехосный красавец притягивал взгляды многих. Дизайн кабины IVECO Trakker уже хорошо знаком, тем не менее отметим характерные его элементы – продольные прорези решетки радиатора и крупные буквы названия модели над ней. При небольшом повреждении бампер не придется менять целиком: он состоит из трех легкосъемных частей с болтовым соединением.

Кабину Trakker выгодно отличают двери со скошенными боковыми окнами. Последнее особо подчеркивается черными стеклопластиковыми молдингами, визуально увеличивающими площадь остекления. Но стекла в дверях и без того много: кроме основных окон, внизу есть еще и маленькие, помогающие лучше разглядеть дорогу у передних колес.

Гордость самосвала – конечно же, 18-кубовый кузов итальянского производителя Cantoni, изготовленный из высококачественной стали Hardox. Оснащенный мощной гидравликой, он может перевозить не только песок или камни, но и горячий асфальт. Тонкость перевозки асфальта в том, что он должен максимально долго сохраняться горячим и не взяться коркой, которую потом придется выбрасывать. Чтобы этого не произошло, платформа оборудована системой трехступенчатого подогрева – выхлопные газы подводятся не только к днищу, но и к бортам. Более того, кузов накрывается тентом, способным выдержать температуру до 2500 градусов. Он выполнен из специального пористого материала – неопрена, который «дышит» и не позволяет образовываться конденсату.

Рабочее место водителя – функциональное. Кресло Rеcaro – на пневмоподвеске.

Приборы информативные, но при этом циферблат спидометра перегружен дополнительной оцифровкой в милях. Корпус спидометра сделан откидным – за ним примостился аналоговый тахограф.

Аксессуары для тяжелых дорог: стальной поддон двигателя, фары за решеткой, нижняя подножка на гибком креплении.

Патрубок трехступенчатого обогрева кузова с перепускным клапаном.

Внутри

Попасть в кабину просто: этому способствуют нескользкие рифленые подножки, в том числе нижняя, установленная на гибком креплении, а также поручни с удобными выемками под пальцы.

Интерьер сразу располагает к себе: приборная панель из добротного темно-серого пластика, низкий моторный тоннель, сиденья Rеcaro с веселенькой ярко-красной обивкой. Оба кресла – на пневмоподвеске, с регулировкой как высоты, так и угла наклона подушки. Над лобовым стеклом – пульт управления стеклоподъемниками и электроприводом наружных зеркал. Отсутствие люка в крыше компенсировалось стандартно установленным кондиционером, эффективность работы которого мы сразу же почувствовали.

В кабине достаточно места под мелкие вещи, несмотря на то что полноценного бардачка нет – за его крышкой находится блок предохранителей. Зато можно воспользоваться емкими карманами в дверях и на задней стенке кабины. Небольшой бокс есть над лобовым стеклом, со стороны напарника. Немало свободного места и за сиденьями.

Сдвижной тент кузова асфальтовоза выдерживает температуру до 2500 градусов.

Время подъема кузова, по нашим наблюдениям, составило около 70 секунд.

Задний борт при необходимости открывается ручкой, даже с опущенным кузовом.

Легкосъемный козырек под задним бортом позволяет точно, не просыпая мимо, загружать емкости.

На ходу

Ходовые испытания асфальтовоза IVECO Trakker проводились на ближайшей стройке и прилегающей к ней сети дорог. Самосвал мы решили обязательно загрузить. Конечно, горячий асфальт в кузов нам засыпать не стали – пожалели для будущего владельца новенький с иголочки кузов. Потому мы использовали классический для самосвала балласт – песок. Искать технику для загрузки долго не пришлось – выручила все та же компания АМАКО. Будучи официальным дилером известной фирмы New Holland, она предоставила мощный фронтальный погрузчик W190B, который при помощи трехкубового ковша наполнил кузов в считанные минуты.

Трогаться с грузом по песку пришлось на первой передаче. Коробка на нашей машине – 16-ступенчатая, двухдиапазонная ZF Ecosplit, двигатель – 420-сильный турбодизель Сursor 13 (Евро 3), который порадовал эластичностью в работе – вытягивал буквально с 750 об/мин. Все дело в фирменной системе турбонаддува с изменяемой геометрией турбины. При выезде с грунтовки на асфальтовую дорогу, немного разогнавшись, можно смело переходить на верхний диапазон. Понравилась легкость и четкость включения передач – усилия к рычагу прикладываешь минимальные, в частности, при переходе с левой зоны Н-образной схемы переключения (1–4-я передача) на правую (5–8-я). Немного огорчило, что при включении передачи заднего хода, которую с непривычки легко спутать с первой, для водителя не предусмотрена звуковая или световая индикация. При этом отсутствует и наружный зуммер, который делает движение задним ходом безопаснее для окружающих – тем более на стройплощадке.

Особенно приятно отметить плавность хода самосвала – даже на незагруженной машине небольшие ямы на дороге практически незаметны. Управляемость тоже на высоте – руль не ватный, очень точный. При маневрировании здорово выручает хороший выворот передних колес – и, соответственно, малый радиус разворота. Неплохи и наружные зеркала, жалко лишь, что они не двухсекционные – без широкоугольной вставки.

Особенность турбодизеля Сursor 13 – турбонаддув с изменяемой геометрией. Агрегат развивает 420 л. с.

Топливный фильтр – с подогревом, что облегчает эксплуатацию зимой. Предпусковой подогреватель возможен как опция.

Секрет мягкости подвески – рессорные листы с промежутками: включаются в работу последовательно, по мере увеличения нагрузки.

При обслуживании автомобиля с поднятой кабиной двигатель можно запус­тить и остановить кнопками. Если мотор уже работает, то кнопка Start служит для регулировки числа оборотов.

Кабина отличается хорошей шумоизоляцией. Педали очень легкие – словно на легковом автомобиле. Барабанные тормоза работают мягко, но эффективно. Удобно пользоваться и моторным тормозом, управление которым вынесено, в частности, и на отдельную педаль. Очень помогает система круиз-контроля: при помощи кнопки на правом подрулевом переключателе можно зафиксировать требуемую скорость движения и не пользоваться педалью газа. Это особенно выручает при работе в каменном карьере, когда водителю трудно из-за тряски ювелирно работать педалью газа.

Самосвал-асфальтовоз IVECO Trakker– отличный автомобиль для тяжелых условий эксплуатации. Машина с мощным двигателем и солидным запасом прочности обеспечивает высокий уровень комфорта для водителя.

Итоги

Плюсы

Минусы

  • Высокопрочный кузов с трехуровневым подогревом и спецтентом
  • Эластичный двигатель с изменяемой геометрией наддува
  • Легкая в работе КП
  • Мягкие, но эффективные тормоза
  • Комфортная подвеска
  • Отсутствие внутреннего и наружного зуммеров при включении заднего хода
  • Наружные зеркала без широкоугольной вставки

IVECO Trakker AD410T42H

Общие данные

Тип

cамосвал

Колесная формула

8х4

Клиренс, мм

340

Д/Ш/В, мм

8400/2550/3015

Колесная база, мм

4250+1380

Грузоподъемность, кг

32000

Полная масса, кг

48000

Полезный объем кузова, м куб.

18

Радиус разворота, м

9,2

Объем бака, л

300

Двигатели

Тип/марка

турбодиз./Сursor 13 (Евро 3)

Рабочий объем, см куб.

12880

Расп. и к-во цил.

R6/4

Мощность, л. с./об/мин

420/1900

Макс. кр. момент, Нм/об/мин

1900/900–1485

Трансмиссия

КП, тип/марка

16-ст. мех./ZF16S221OD

Ходовая часть

Подвеска передн./задн.

завис. рессорн./завис. рессорн.

Тормоза передн./задн.

бараб./бараб.

Шины

315/80 R 22.5

Эксплуатационные показатели

Макс. скорость, км/ч

90

Cредний расход, л/100 км

36

Периодичность ТО, км

40000

Стоимость ТО, грн.

от 4590

Гарантия

2 года без огр. пробега

Цена тестируемого автомобиля, евро

134000 (89900*)

*Специальная цена для читателей «КА»

Юрий Гоголев
Фото автора

Редакция благодарит компанию АМАКО за предоставленный на тест автомобиль