КАМАЗ: Младший брат
Грузовики марки «КАМАЗ» широко известны у нас еще с советских времен. В конце прошлого года Камский автозавод освоил производство нового для себя класса машин – среднетоннажников. Мы решили проверить, на что способна самая маленькая в семействе 5-тонная модель 4308. |
Освоить производство
среднетоннажных грузовиков в Набережных Челнах задумали еще несколько
лет назад. Опытный образец автомобиля впервые «засветили» на Московском
автосалоне в 1996 году. Это был КАМАЗ-5355, разработанный дочерним местным
предприятием «РИАТ». При полной массе 11,2 т грузоподъемность модели составляла
6,2 т. Особенностью машины был установленный на ней 180-сильный турбодизель
Cummins.
Несмотря на то, что новинка тогда вызвала большой интерес потенциальных
покупателей, в серию она так и не пошла. «КАМАЗ» бросил все силы на модернизацию
большегрузных моделей – терять свои позиции в уже хорошо освоенном сегменте
было нельзя. Кроме того, перед заводчанами была поставлена задача – привести
моторы в соответствие с последними экологическими нормами, дабы освоить
выпуск магистральных тягачей для поездок в Западную Европу.
Только шесть лет спустя, на MIMS’2002 был показан предсерийный образец
маленького автомобиля грузоподъемностью 5,5 т. Наконец в ноябре 2003 года
среднетоннажник КАМАЗ-4308 был поставлен на конвейер.
На старшего похож снаружи
Внешность камского «малыша» вызывает двойственные чувства. С одной стороны,
очень много знакомого, с другой… что-то не так. Все дело в хорошо известной
кабине, которую позаимствовали у большегрузных автомобилей и немного доработали.
Несмотря на то, что в ее основе лежит кабина первых КАМАЗов середины 70-х,
смотрится она вполне современно. Как и у выпускающихся сегодня «старших
братьев», у нее цельное лобовое стекло, обтекаемый передний бампер, высокая
крыша, а также новая оптика. Только вот небольшие боковые окна с архаичными
форточками и дверные ручки выдают «корни».
В чем же отличия «середнячка»? Начнем с новой облицовки радиатора, получившей
фирменную эмблему в виде красивой бегущей лошади… Жаль, что ее раньше
не устанавливали на столь видное место. Логотип «КАМАЗ» сохранен – он
расположен над решеткой радиатора. Справа от него находится «шильдик»,
свидетельствующий, что мотор – 180-сильный и с турбонаддувом.
Если на «больших» камских грузовиках фары головного освещения уже давно
перекочевали в бампер, то на модели 4308 они вернулись на свое исконное
место – по бокам решетки радиатора. Правда, теперь плафоны уже не одинарные,
а сдвоенные, и не круглые, а прямоугольной формы. Эффектно смотрятся оранжевые
указатели поворотов и их заметные повторители. Над головной светотехникой
сделаны небольшие приливы, так называемые «брови», делающие автомобиль
немного похожим на азиатских конкурентов.
Передний бампер выполнен из красивого серого пластика и составляет единое
целое с крыльями. В нем расположены «противотуманки» и подножка для протирки
лобового стекла, правда, нам она показалась несколько хлипковатой. Заглянув
под бампер, обнаружили, что радиатор и балка переднего моста расположены
достаточно низко, так что в сельскую местность лучше не ездить.
Приятно удивил уровень пассивной безопасности: по бокам и сзади нашего
шасси были установлены мощные противоподкатные брусья.
Внутри сродни большому
Благодаря низко расположенной кабине процесс посадки и высадки заметно
облегчился. Немаловажную роль в этом играет и удобная подножка с рифленым,
антискользящим покрытием и две ручки по бокам дверного проема. Интерьер
почти такой же, как и в обычных КАМАЗах, хотя есть и отличия.
Щиток приборов имеет привычную для камских моделей комбинацию. Однако
его правая часть теперь развернута к водителю: тут расположены указатель
давления в тормозных контурах и блок управления автономным отопителем
Webasto. Вся передняя панель сверху покрыта «мягким», приятным на ощупь
пластиком. В автомобиле появился новый руль с пухлым ободом – он более
травмобезопасен и лучше лежит в руках.
В довольно просторной кабине установлены три сиденья. Все кресла выполнены
в одном стиле, с невысокой спинкой и без подлокотников. Несколько удивило
отсутствие регулировки угла наклона спинки водительского сиденья, зато
предусмотрена возможность изменения жесткости подвески кресла в зависимости
от веса конкретного человека.
Спинки пассажирских сидений откидные: на задней стенке одной сделано
углубление для небольших вещей, на другой разместилась матерчатая сумка
для инструментов. Для водителя предусмотрен 3-точечный инерционный ремень
безопасности. Такой же, но двухместный предназначен для пассажиров.
Блок управления системой вентиляции и отопления не очень удобен. Во-первых,
он расположен в самом низу приборной панели, слева от руля, а во-вторых,
имеет малоинформативные ползунки с нечетко выраженной символикой.
А в поведении – иной
Запустив мотор, мы были приятно удивлены невысоким уровнем шума в кабине.
Кроме того, на сиденьях и органах управления вибрации практически не было.
Сразу возник вопрос: может, под полом хорошее шумопоглощающее покрытие?
И действительно, когда мы подняли кабину (кстати, для этого пришлось изрядно
напрячь мускулы), взорам открылось очень аккуратное днище, покрытое качественным,
хорошо подогнанным материалом.
На дороге поведение КАМАЗ-4308 нам понравилось. Гидроусилитель руля отлично
справляется со своей задачей, что особенно важно при частом маневрировании
в городе. Да и радиус поворота небольшой. Педали сцепления и тормоза очень
легкие, а акселератор выполнен в виде удобной напольной площадки с рифленым
антискользящим покрытием.
Наш автомобиль был оборудован 180-сильным турбодизелем Сummins (Евро
2) бразильского производства. Мотор оснащен топливной аппаратурой Bosch
и называется «миллионником» – именно таков его ресурс в километрах. Двигатель
оказался очень резвым. Наша машина была не нагружена – собственно, это
было просто голое шасси с кабиной, и мы запросто трогались с места со
второй передачи. Зеленая зона тахометра лежит в довольно широком диапазоне
1300 – 2200 об/мин, и ее очень легко придерживаться.
В городе двигатель и 5-ступенчатая коробка позволяют производить минимум
переключений, благодаря чему водителю не приходится лишний раз отвлекаться
от дороги. Хотя при работе в составе автопоезда (модель 4308 может буксировать
и прицеп) на региональных маршрутах 6- или 8-ступенчатая коробка была
бы кстати. Недостаток КПП камского производства – нечеткость работы: передачи
порой приходилось включать со второй или третьей попытки. Конечно, она,
может, еще не приработалась, но, с другой стороны, автомобиль своим ходом
приехал из Набережных Челнов и уже прошел около 2 тыс. км.
На высокой скорости грузовик хорошо держит дорогу, подруливать практически
не надо. Обзорность вперед – отличная, а вот через небольшие боковые окна
и узкие наружные зеркала видно не очень хорошо. Чтобы хорошо чувствовать
габариты автомобиля, не помешало бы дополнительное зеркало для обзора
подколесного пространства с правой стороны.
Удивительно, но факт – 5-тонник КАМАЗ-4308 оснащен дисковыми тормозами
на всех колесах. Более того, предусмотрена еще и система ABS. Наверное,
излишне будет говорить, насколько «цепкие» у автомобиля тормоза. Может
быть, даже чересчур. Слегка прикасаешься к педали тормоза – и грузовик
начинает дергаться, резко замедляясь. Конечно, когда машина будет загружена,
пусть даже частично, ситуация изменится, тем не менее установка более
информативной педали не помешала бы.
В заключение скажем, что КАМАЗ-4308 – достойная новинка на украинском
рынке среднетоннажников. Войдя в новый для себя класс грузовиков, Камский
автозавод создал мощную и достаточно комфортабельную машину, причем по
относительно невысокой цене.
|
|
КАМАЗ-4308 |
|
ЗИЛ-432930 | MAЗ-437040-080 |
|