X

КАМАЗ: Оружие аграриев

Недавно нам удалось провести тест двух разных самосвалов-зерновозов КАМАЗ c украинскими кузовами (производственные ресурсы АХ «АВТЕК»). В отличие от чисто камских «сельхозников» у новинок ряд немаловажных технологических преимуществ.

Недавно нам удалось провести тест двух разных самосвалов-зерновозов КАМАЗ c украинскими кузовами (производственные ресурсы АХ «АВТЕК»). В отличие от чисто камских «сельхозников» у новинок ряд немаловажных технологических преимуществ.

Недавно нам удалось провести тест двух разных самосвалов-зерновозов КАМАЗ c украинскими кузовами (производственные ресурсы АХ «АВТЕК»). В отличие от чисто камских «сельхозников» у новинок ряд немаловажных технологических преимуществ.

Первая машина создана на большегрузном шасси КАМАЗ-6520 (6х4) и может перевозить до 20 т. Интересно, что сам Камский автозавод предлагает это шасси только под строительные самосвалы, бетоно­смесители и автокраны. Теперь же в качестве «сельхозника» машина получила кузов повышенного объема – 26 кубометров, изготовленный на предприятии «Зернотранс» (Донецкая обл.). Вторая новинка выполнена на шасси КАМАЗ-53229 (6х4). Самосвальный кузов для нее изготовлен на Карловском механическом заводе, что в Полтавской обл. В результате грузоподъемность машины увеличилась с 10 до 14 т, а вместимость платформы – с 15 до 17 м куб.

Шестнадцатиступенчатая коробка передач марки ZF работает четко, вот только ход рычага в продольном направлении великоват.

Щиток приборов КАМАЗ-6520 отличается более крупным спидометром и тахометром с красной и зеленой зонами.

В кабинах – вентиляционный люк и мощные плафоны на потолке, а над лобовым стеклом – два бардачка и вещевая полка.

Благодаря надставным бортам полезный объем кузова КАМАЗ-53229 доходит до 17 кубометров.

Гидравлика именитой марки Hyva поднимает кузов самосвала КАМАЗ-6520 за 15–20 с.

Снаружи и внутри

Платформа самосвала КАМАЗ-6520 уже знакома нашим читателям по ранее испытанному зерновозу на базе Ford Cargo (см. «КА» № 9’2009). Она оснащена высокими рифлеными бортами и гидравликой известной марки Hyva. Для удешевления конструкции кузов может разгружаться только в правую сторону, хотя в корме на всякий случай есть распашные створки. Кстати, на задней стенке платформы имеется удобная откидная площадка с раскладывающейся лесенкой – для доступа к креплениям тентованной крыши.

КАМАЗ-53229 имеет двустороннюю разгрузку. Кузов его изготовлен по традиционной для камских сельхозсамосвалов схеме – с бортами из двух горизонтальных половинок. Борта выполнены из более толстых, чем на камских собратьях, профилей – толщина металла возросла с 2,5 до 3,0 мм. В отличие от модели 6520 платформу поднимает уже не два, а один гидроцилиндр – российского производства.

Оба самосвала внешне отличаются не только кузовами. На КАМАЗ-6520 применена более современная кабина: бампер имеет аэродинамическую «юбку», противотуманные фары и к тому же окрашен в цвет кабины. Кроме того, здесь шире крылья и более удобные подножки. КАМАЗ-6520 оснащен дополнительными наружными зеркалами с правой стороны: широкоугольным и «бордюрным».

Есть отличия и в интерьере. Кабина КАМАЗ-6520 – двухместная, а у модели 53229 – с дополнительным третьим сиденьем. Все кресла – с подголовниками (у модели 53229) и ремнями безопасности. Водительское сиденье в обоих случаях имеет только две регулировки: продольного направления и угла наклона спинки. На «шестьдесят пять двадцать» установлен иной щиток приборов с более крупным спидометром и тахометром, циферблат которого – с экономичной зеленой зоной.

Посадка-высадка в КАМАЗ-53229 неудобна: подножка с единственной ступенькой расположена слишком высоко.

При посадке в КАМАЗ-6520 ногу задирать не нужно: подножка здесь уже двухступенчатая и расположена пониже.

На ходу

Ходовые испытания обещали быть интересными: ведь самосвалы отличались не только кузовами и кабинами, но и двигателями и коробками передач. Так, модель КАМАЗ-6520 оснащена камским турбодизелем мощностью 320 л. с. и 16-ступенчатой КП марки ZF. Другая машина укомплектована 240-сильным двигателем и «родной» 10-ступенчатой коробкой передач.

Начинаем тест с КАМАЗ-6520. На асфальте незагруженный автомобиль спокойно можно «трогать» с пятой передачи. Мотор вытягивает сполна. Работать коробкой – одно удовольствие: передачи включаются четко, быстро срабатывает и делитель. Одно «но»: ход рычага из «нейтрали» вперед великоват, поэтому приходится наклоняться, что не совсем удобно при частом переключении в городе.

Руль хотя и многооборотный (от упора до упора пять с лишним оборотов), но довольно информативный. Гидроусилитель отменно справляется со своей задачей. Не разочаровал и педальный узел: сцепление берет в самом верху, педаль довольно легкая, несмотря на длинный ход. Удобен и напольный газ. А вот тормоз очень чуткий – даже при несильном нажатии грузовик клюет носом.

Самосвал КАМАЗ-53229 тоже понравился. А вот посадка-высадка оказалась не очень удобной: из-за высоко расположенной подножки с одной ступенькой приходится сильно задирать ногу.
Несмотря на меньшую мощность двигателя, автомобиль довольно резвый. Старая добрая 10-ступенчатая коробка передач не слишком уступает западноевропейскому 16-ступенчатому аналогу. Конечно, на трассе так и хочется переключиться еще на пару передач вверх… Ан нет! Зато на проселочной дороге и просто по полю такая трансмиссия очень подходит. Включил делителем нижний ряд – и вперед: трогайся со второй, а там третья, четвертая, пятая… Тут запутаться невозможно. Меньший самосвал при торможении уже не клевал носом, как 6520: туговатая педаль позволяет точно дозировать замедление автомобиля.

Нижние, откидные борта модели 53229 имеют удобные замки-фиксаторы. Для перевозки груза с большим удельным весом служат легкосъемные верхние борта.

Оба сельхозника КАМАЗ стандарт­но оснащаются фаркопами для работы с самосвальными прицепами, что позволяет получить автопоезд большой грузоподъемности.

Уровень шума в кабинах автомобилей вполне сносный даже на повышенных оборотах. В машине 53229 обзорность могла бы быть и получше: там нет дополнительных наружных зеркал.

Кузова самосвалов поднимаются всего за 15–20 секунд. Жаль, что в 6520-м кузов опрокидывается лишь вправо.

Сельхозники КАМАЗ произвели хорошее впечатление. Легкие в управлении, с емкими кузовами, простые в обслуживании, они – хорошие помощники аграриям. Пока шасси под самосвалы поставляются со склада автомобильного холдинга «АВТЕК» по докризисной цене.

Итоги

Плюсы

Минусы

  • Информативное рулевое управление
  • Четкая в работе коробка передач
  • Емкие, грузоподъемные кузова, качественно изготовленные в заводских условиях
  • Хорошая обзорность благодаря системе зеркал (КАМАЗ-6520)
  • Высоко расположенная подножка (53229)
  • Отсутствие дополнительных зеркал (53229)
  • Разгрузка только направо (6520)
  • «Сверхчуткие» тормоза (6520)

 

КАМАЗ-6520

КАМАЗ-53229

Общие данные

Тип

сельскохозяйственный самосвал

Колесная формула

6х4

Клиренс, мм

285

294

Д/Ш/В, мм

6100/2500/2970

5400/2500/3280

Колесная база, мм

3600+1440

3690+1320

Грузоподъемность, кг

20 000

14 000

Полная масса, кг

32 500

25 000

Полезный объем кузова, м куб.

26

17

Радиус разворота, м

9,3

10,0

Объем бака, л

350

250

Двигатель

Тип/марка

КАМАЗ-740.51 (Евро 2)

КАМАЗ-740.31 (Евро 2)

Рабочий объем, см куб.

11 760

10 850

Расп. и к-во цил.

V8/2

V8/2

Мощность, л. с./об/мин

320/2200

240/2600

Макс. кр. момент, Нм/об/мин

1255/1300–1500

912/1100–1500

Трансмиссия

КП, тип/марка

16-ст. мех., ZF

10-ст. мех., КАМАЗ

Ходовая часть

Подвеска передн./задн.

завис., рессорн./завис., рессорн.

Тормоза передн./задн.

бараб./бараб.

Шины

12.00 R20

11.00 R20

Эксплуатационные показатели

Макс. скорость, км/ч

90

80

Cредний расход, л/100 км

39

36

Периодичность ТО, км

5500

5500

Стоимость ТО, грн.

3000

3000

Гарантия, лет/км

1/45000

1/45000

Цена тестируемых автомобилей, грн. (на 23.11.09)                             

490 000

375 000

Юрий Гоголев
Фото автора

Редакция благодарит автомобильный холдинг «АВТЕК» за предоставленные на тест автомобили