КРАЗ: КрАЗы грязи не боятся
Кременчугский автозавод недавно разработал полноприводные машины: две «вахтовки», а также ПАРМ – передвижную авторемонтную мастерскую. Мы решили испытать их в «боевых» условиях – на местности. |
Новые «вахтовки» КрАЗ-5133КЕ
(4х4) и КрАЗ-6133КЕ (6х6) рассчитаны на перевозку в фургоне 22 и 29 человек
соответственно. ПАРМ – передвижная авторемонтная мастерская на базе «трехосника»
КрАЗ-6322 (6х6) была создана в рамках недавно подписанного контракта на
поставку двух тысяч кременчугских машин для армии Ирака. Впрочем, эта
модель представляет интерес и для нашего рынка.
Первое знакомство
Вездеходам КрАЗ подходит амплуа вахтового авто. Ярко-оранжевый кузов-фургон
скругленной формы украшает хорошо известные шасси. Особенно динамично
смотрится короткобазная двухосная модель. Примечательно, что запасное
колесо у нее расположено не за кабиной, как у «трехосника», а снаружи
на корме фургона. Ни дать ни взять джип-Гулливер!
Забираемся в хорошо знакомую кабину. Здесь практически ничего не изменилось
(напомним, что три года назад мы уже тестировали бортовой КрАЗ-5131ВЕ
(4х4), «АЦ» № 27’2002). Она по-прежнему спартанская. Знакомый щиток приборов,
усыпанный разноцветными контрольными лампочками, рулевое колесо, незамысловатый
рычаг-кочерга КПП, массивный педальный узел. Правда, кресло водителя уже
оснащено пневмоподвеской, причем с регулятором жесткости – в зависимости
от массы тела… от 45 до 135 кг. Верхнее значение вопросов не вызывает:
грузовику-богатырю под стать и богатырь-водитель, а вот 45 кг для кого
– может, для хрупкого вьетнамца? Само сиденье имеет анатомическую спинку
с интегрированным подголовником и регулировкой наклона и оснащено 3-точечным
ремнем безопасности. А вот по-армейски простое двухместное пассажирское
кресло комфорт вряд ли обеспечит: узкое, с плоскими спинкой и подушкой,
без подголовников и ремней безопасности.
Быстро разобравшись с кабиной, перебираемся на место аварийно-ремонтной
бригады – в фургон. Кузова для обеих машин разрабатывало известное черкасское
предприятие «Богдан-Спецавтотехника». Современный дизайн, высокое качество
подгонки деталей, большая площадь остекления. Внутри фургон обшит светло-коричневыми
фанерными панелями. Комфортабельные кресла с интегрированными подголовниками
оснащены 2-точечными ремнями безопасности. Большой шаг сидений позволяет
здесь с комфортом разместиться даже рослым людям. Немаленькая внутренняя
высота, широкий проход между рядами, поручни на потолке и ручки на сиденьях
дают возможность быстро и легко передвигаться по салону. В задней стенке
расположена дверь аварийного выхода. Для удобства прохода к ней два последних
кресла правого ряда развернуты «лицом» в салон.
На основной двери, размещенной с правого борта, внутри имеется удобный
поручень – это плюс. А вот то, что она не фиксируется в открытом положении
– уже минус. Далеко спрятана и наружная подножка – при выходе на нее не
всегда и попадаешь.
После осмотра «вахтовок» забираемся в тентованный кузов ПАРМ. Это и
впрямь настоящая автомастерская. Слева от входа стоят два больших газовых
баллона для расположенного рядом сварочного агрегата. С другой стороны
– дизель-генератор. Кроме того, есть компрессорная установка и оборудование
для резки металла. У переднего борта расположен большой стол-тумба с множеством
выдвижных ящичков под слесарный инструмент (540 наименований). Хорошее
подспорье автослесарю! К тому же за кабиной имеется кран-манипулятор российской
фирмы «Инман» грузоподъемностью от 1,3 до 4,0 т, в зависимости от вылета
стрелы (8,6 – 3,0 м).
«Трак–триал»
Наш маршрут был проложен через карьер на окраине Кременчуга. Прямо у
въезда в карьер возвышался крутой подъем, градусов эдак 25, а за ним –
песчаные буераки. Чем не трасса для подготовки к трак-триалу?
Первым на старт вышел «коротун» – КрАЗ-5133КЕ. На его вооружении – 330-сильный
турбодизель ЯМЗ, 8-ступенчатая КПП и, конечно же, полный привод. Специальной
клавишей на передней панели заблаговременно включаем пониженную передачу
в раздаточной коробке: карьер – все-таки не шоссе! На ровном участке на
ненагруженной машине можно спокойно трогаться с пятой – первой передачи
верхнего ряда. Включать верхний или нижний диапазоны очень просто – нужно
поднять или, наоборот, опустить специальный тумблер на рычаге КПП. Набираем
скорость и сходу преодолеваем подъем на скорости 40 км/ч. Интересно, что
мы преодолели горку с отключенным передним мостом. Забегая вперед, скажем,
что более тяжелая трехосная «вахтовка» не смогла подняться на горку на
верхнем ряду трансмиссии. И это при постоянном (неотключаемом) полном
приводе!
Следующий участок – песчаный буерак – дался нам не так легко. Передний
мост включен, пониженный ряд тоже, первая передача, скорость 5 км/ч, потом
падает до 1-2 км/ч. Машина зарылась… Но еще не все потеряно. Включаем
пару клавиш – и дифференциалы (межосевой и межколесные) заблокированы.
Автомобиль медленно, но уверенно вырывается из песчаного плена.
Плавность хода машин 6х6, как «вахтовки», так и ПАРМа, намного выше,
чем КрАЗ-5133КЕ. Еще бы, ведь у первых – балансирная подвеска задней тележки,
да и колесная база больше. Так что потряхивает на «двухоске» будь здоров.
Особенно в кабине. А тут еще настройка кресла водителя в продольном направлении
ограничена: работать педалями на местности невысоким шоферам будет нелегко.
Переезд к Днепру, на заливные луга оказался недолгим, но довольно тернистым
– в прямом смысле слова. К воде пришлось пробираться через небольшую деревеньку:
узкие улочки, а по бокам – густые ветки и заборы. Удивлению местных жителей
не было предела – здесь и легковушка еле проедет, а тут колонна таких
великанов. В конце концов Днепр мы увидели. Правда, не без последствий.
На боку фургона вахтовки красовалась заметная царапина, а в наружном зеркале
ПАРМа торчали вырванные ветки молодого дуба.
Предварительно проверив глубину небольшой заводи, заходим туда сходу
на 5-й передаче. Глубина брода – более метра. Брызги, рев мотора, но ПАРМ,
а за ним и малая «вахтовка» уверенно выходят на берег. (Большая «вахтовка»
до этого ушла в гараж – проходимость ее такая же, как и автомастерской,
а лишний раз подвергать риску такую красавицу было не к чему.) Последующие
круги пришлось выполнять уже на нижнем ряду – на 3-й передаче. Дело в
том, что в илистом дне автомобили-первопроходцы уже проложили хорошую
колею. Поэтому в пятый или шестой заход, когда за рулем оказался заводской
водитель, КрАЗ-5133КЕ сел на мосты. Бояться было нечего – с нами автомастерская
с лебедкой самовытаскивания. Быстро подгоняем машину к берегу, цепляем
трос. Тут и началось самое интересное. Включаем лебедку, и… вдруг лопается
палец в ее приводе. Оказалось, на катушку лебедки был плохо намотан трос,
в результате чего образовалась «борода», что и привело к поломке. Попытка
вытащить «вахтовку» буксиром успехом не увенчалась – тягового усилия ПАРМа
явно не хватало, машина засела еще глубже. В конце концов, выручила приехавшая
заводская «техничка» с исправной лебедкой.
Новые КрАЗы показали отличную проходимость в экстремальных условиях.
Глубокие пески, крутые подъемы, водные преграды – кременчугским богатырям
все по силам.
Итоги |
|
КрАЗ | 5133КЕ | 6133КЕ | 6322-056 |
|